
Фольклорный ансамбль из небольшого удмуртского села Бураново – это чисто российский феномен. Небольшой коллектив деревенских бабушек, которые всю жизнь пели только для себя, не подозревая, что попадут на профессиональную сцену, неожиданно стал популярен в стране, а затем участвовал в конкурсе песни «Евровидение-2012», проходившем в Баку.
В чём же секрет? Возможно в том, что, перепевая сверхпопулярные мировые хиты на удмуртском языке, «Бабушки» пропускают их через свои души? Когда они поют знаменитые песни «Битлз», Виктора Цоя и рок-шлягеры, то слушатель ни на секунду не забывает, что «Бабушки» – великие носительницы своей культуры, настолько самобытно у них это выходит.
До появления «Бурановских бабушек» символом Удмуртии был Михаил Калашников – великий конструктор-оружейник, большую часть жизни проживший в Ижевске. Но «Бабушки» стали главным мирным символом республики. И колдуют они не над схемой гранатомёта, а над рецептом традиционного теста из ржаной муки, чтобы перепечи – национальные открытые пироги – получились вкуснее. Ворвавшись в суровый мир шоу-бизнеса, «Бабушки» вынуждены существовать по его правилам, потому что дали слово односельчанам заработать деньги на самое важное дело в их жизни.
У иностранцев до сих пор бытуют очень странные представления о нас и нашей стране. Например, «бабушкой» продвинутые западные журналисты почему-то называют «пожилую женщину, которая на обочине дороги продаёт овощи со своего огорода». И кто это придумал? Ну да ладно. Всё равно ни один иностранец не сможет понять, сколько тепла, любви и доброты мы вкладываем в слова «бабушка», «бабуленька», «бабуля». Это же наше детство, запах свежей выпечки и мудрые слова, понять ценность которых мы смогли, только став взрослыми.
А ещё для нас нет чужих бабушек. Даже легендарные пенсионерки, сидящие у подъездов, несмотря на подчас вредный характер, всё равно свои, родные.
Не свистят ли деревья?
Не свистят ли деревья?
Женщины из Буранова стали любимицами зрителей «Евровидения» и всего гостеприимного Баку, где уважение к пожилым людям – часть национальной культуры. «Бабушки» триумфально вернулись на родину, заняв второе место, и почти сразу стали народными артистками Удмуртской Республики.
А вообще в Удмуртии после того выступления многое изменилось. Президент республики учредил официальный праздник – День бабушки. В 2015-м планируется установить памятник бабушке, которая сидит на лавочке в окружении внуков. С 2012 года ни одно официальное мероприятие в республике не обходилось без «Бурановских бабушек» – что уж говорить об исключительном отношении к ним на малой родине, в родном селе.
Население Буранова, а это почти 700 человек, обожает своих бабушек. Тем более что эти женщины уже многое сделали для своего села. Между прочим, Бураново, которое живёт тихой жизнью в 30 километрах от Ижевска, имеет интересную историю. Предание гласит, что жители деревеньки Сизёво Завьяловской волости когда-то поняли, что им стало тесно жить в старом поселении. Снарядили отряд мужиков, чтобы те подыскали подходящее место среди дремучих лесов, изобилующих дичью, грибами и ягодами. Мужики дошли до родника с лечебной водой, который сегодня известен как Прохоров ключ. Решили, что место хорошее, но надо проверить – не «свистят» ли деревья? Если свистят, то счастья не будет. Залез один мужик на дерево, сел на сук, приложил ухо к стволу – вроде тихо, не свистит. Но сук подломился, мужик шлёпнулся на землю и сильно ушибся. «Нет, гиблое место», – решили тогда мужички и пошли дальше. Дошли до того места, где речка Большая Сарапулка впадает в Каму. Вот тут в XVI веке и появилось село Бураново, в котором бабушки пели всегда. Им подпевали девушки, которые потом тоже становились бабушками и учили старинным песням своих внучек. Сквозь века до нас дошли бережно сохранённые удмуртские напевы, которые узнали и мы, и Европа.
Личная история
Личная история
Ансамбль «Бурановские бабушки» существует более сорока лет. Широко известен он стал в 2010 году, когда участвовал в отборочных турах «Евровидения». Они тогда спели песню «Айшон», которую написала старейшая участница ансамбля – Елизавета Зарбатова. Она ушла из жизни в январе этого года в возрасте 87 лет. Бабу Лизу телезрители не видели: из-за солидного возраста ей трудно было выступать и ездить на гастроли, но музыка рождалась у этой доброй женщины в сердце и выливалась в прекрасные мелодии. В песнях всегда отражалась её собственная судьба. «Из сердца идут и страдания», – так говорила Елизавета Филипповна. Вот и «Айшон» – грустная песня о молодой вдове. Очень печальные слова, положенные на очень светлую музыку. Баба Лиза овдовела в 1957 году, когда её мужа убило током на работе. После этой трагедии женщина открыла в себе способность сочинять песни. Вот перевод слов песни «Айшон»:
Мужа нет.
Как вскопать огород одной?
Как научить молодого жеребёнка пахать?
Как наткать тонко?
Как накормить детей?
Как жить дальше?
Пучёко… пучёко… (Пряжа неровная с узелками. – удм.)
Мужа нет.
Как вскопать огород одной?
Как научить молодого жеребёнка пахать?
Как наткать тонко?
Как накормить детей?
Как жить дальше?
Пучёко… пучёко… (Пряжа неровная с узелками. – удм.)
Да у каждой бурановской бабушки есть своя личная история. Почти все они вдовы. Чаще всего мужья гибли из-за алкоголизма. Вот и Валентина Пятченко, которой далеко за 70, не выдержала, в середине 1980-х ушла от мужа-алкоголика. Он умер вскоре после этого. Хрупкой женщине было очень трудно одной тянуть хозяйство, пришлось даже освоить работу с электрической пилой. Однажды баба Валя пилила доски для нового крыльца взамен давно сгнившего, и ей отрезало часть левой кисти. Валентина, смущаясь, рассказывает: «Всё из-за свитера, пила как-то захватила рукав свитера…» Тяжёлый протез мешает женщине, в быту она его почти не носит, надевает только на выступления. И никто не знает, что пережила эта весёлая бабушка, которая никому и никогда ни на что не жалуется.
Коллега и почти ровесница бабы Вали Галина Конева своего мужа похоронила в 2004 году. Совместная жизнь была нелёгкой. Но Галина не была бы бурановской бабушкой, если бы не сказала: «Нам нельзя быть бессердечными и впадать в уныние». А самая маленькая по росту бабуленька – Наталья Пугачёва, которая на «Евровидении» заигрывала с видеокамерой и носила по сцене противень со знаменитыми пирогами-перепечами. В тот вечер она стала европейской звездой!
Конечно, у бабушек есть дети и многочисленные внуки, но почти все они разъехались по большим городам в поисках лучшей жизни. С тех пор и повелось, что односельчане стали друг для друга самыми близкими людьми.
Разобрали по кирпичикам
Разобрали по кирпичикам
Сами бабуленьки поначалу считали шуткой своё участие в отборе на «Евровидение». Они просто пели, не думая о славе. Но, получив известность, самодеятельный ансамбль превратился в бренд «Бурановские бабушки» и стал серьёзным бизнес-проектом. Им занялась продюсер Ксения Рубцова – руководитель компании «Дом Людмилы Зыкиной», которая собрала под своей крышей лучших фолк-исполнителей России. Рубцова впервые услышала «Бабушек» в 2008 году в Ижевске. Ещё раньше сама Людмила Зыкина познакомилась с творчеством самобытного ансамбля, который пел на удмуртском зыкинскую песню «Снег, снежок». Тогда Людмила Георгиевна сказала, что с «Бурановскими бабушками» обязательно надо работать!
Идея переводить популярные песни на удмуртский язык пришла в голову художественному руководителю «Бабушек» – Ольге Туктаревой, самой молодой участнице ансамбля. Ей всего 46 лет, притом что средний возраст остальных участниц – 73–76. Бабулям очень нравится репертуар западных звёзд и российских кумиров. Песни Виктора Цоя они ценят за интересные мелодии, а к «Золотому городу» Бориса Гребенщикова относятся как к молитве.
Но стиль жизни, к которому привыкли пожилые жительницы села Буранова, никак не вписывался в коммерческие планы продюсера. Например, «Бабушки» могли отменить концерт, если тот приходился на день посадки картошки или морковки. Житейские заботы у деревенских жителей всегда на первом плане. Им ведь действительно важнее то, что происходит в родном Буранове, нежели в бизнес-плане московского продюсера. Бабуленьки привыкли жить по старинке: огородик, скотинка, посиделки, сельские праздники. В местном клубе силами «Бабушек» был открыт музей, где собраны уникальные экспонаты: старинные национальные удмуртские мужские и женские костюмы, платки XIX века, древний патефон, аутентичные предметы крестьянского быта. Всё то, что передавалось из поколения в поколение.
Но самой главной задачей «Бурановских бабушек» стало восстановление храма, который разрушили в 1939 году. Очевидцы рассказывают, как приехали в Бураново представители Советской власти, как безжалостно ломали крест на куполе, как сжигали иконы и святые книги. Само здание церкви сносить не стали, сохранили уникальную старинную кирпичную кладку. Но через десять лет в те края приехали геологи – нефть искать. И потребовались им печи. Вот тут-то церквушка не устояла, разобрали её по кирпичикам, чтобы из них печи сложить. Так Бураново осталось без своего храма. С тех пор больше полувека ездили сельчане молиться за сорок километров.
«Бабушки» пообещали, что заработают денег на концертах, чтобы выстроить новую церковь. После «Евровидения» все свои гонорары – надо сказать очень скромные – они отдавали на строительство. В этом благородном и непростом деле им очень помогло руководство республики, но полностью финансирование на себя не взяло.
Достроить храм
Достроить храм
А совсем недавно произошло то, что не могло не произойти. Продюсер «Бурановских бабушек» Ксения Рубцова решила оптимизировать успешный проект, чтобы он работал эффективно и без сбоев. Для этого она заменила часть коллектива на профессиональных и более молодых исполнительниц народных песен из других сёл Удмуртии.
О том, что в ансамбле произошли замены, «Бабушки» узнали случайно, из интернета. Художественный руководитель Ольга Туктарева сравнила эти изменения с тем, как менялись составы в группе «ВИАгра»: «Эта идея мне совсем не по душе. Зная свой коллектив, зная, какого он качества. Это очень неординарный, нестандартный коллектив». Одна из участниц первого состава, баба Граня, с горечью сказала: «Говорят, уже написали, что мы все заболели. Мы не болеем. Мы храм строим. Хочется плакать даже. Мы можем ещё ездить, и нам нужны деньги, чтобы достроить храм».
Но контракты со старыми участницами ансамбля были расторгнуты или не продлены. Им запрещено теперь использовать название «Бурановские бабушки», фотографироваться, давать автографы как участникам этого известного коллектива… Но Ольга Туктарева не боится санкций и говорит, что «старые» «Бабушки» будут продолжать зарабатывать деньги, чтобы закончить строительство церкви. Ксения Рубцова при разрыве отношений пообещала, что поможет финансовыми средствами, но Туктарева посчитала, что брать деньги, которые заработают другие исполнительницы, просто непорядочно.
С точки зрения закона, возможно, всё правильно. Бабушки действительно не сильны в авторских правах и не догадались оформить на себя название коллектива. Но дело не только в законах, написанных на бумаге. Есть ещё общечеловеческие законы, которые существуют веками и сложились задолго до появления шоу-бизнеса.
Сегодня есть два коллектива: «Бурановские бабушки», афише и гастрольному графику которых позавидовала бы сама Леди Гага; и «Бабушки из Буранова» – старый состав. Они выступают только тогда, когда не надо собирать урожай на грядках или следить за скотинкой. Такая простая жизнь и удивительная внутренняя стойкость делают «Бабушек» теми, кто они есть. И их поклонники такие же. Вот какие отзывы получает старый коллектив: «Меня бабушки научили многому, я пересмотрела всю свою жизнь. И когда мне бывает трудно или что-то не получается, я себе говорю: не ной, бабушки в это время в огороде работают. Встаю и иду дальше».
Без «Бабушек» по-прежнему не обходится ни одно важное событие в Удмуртии, да и во всей стране. На Олимпиаду в Сочи они приехали, чтобы поддержать российских спортсменов. Привезли в подарок различные обереги от травм и сглаза. И где только потом не пели! И в Вене, и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Берлине. Пели на концертах, посвящённых Дню полиции и Дню Москвы, на юбилеях Надежды Кадышевой и Александры Пахмутовой. Выступали на самых престижных площадках, собирая полные залы.
А новый состав «Бабушек» откроет в декабре Год Удмуртии в Москве. Состоится концерт, где они споют вместе с Мирей Матьё. Новые солистки уже дают интервью.
Но вся эта суета уже почти не касается села Бураново и его обитателей. Совсем недавно, в середине октября, в новом храме прошёл первый молебен. И не беда, что внутри ещё голые стены. Главное, что эти стены есть.
Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Свежие комментарии