На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Кривошеев
    Дух времени, описан четко. И даже то, что внучки и внуки советских героев, почему-то оказываются за кордоном. Прямо п...Крошечные гномы с...
  • Элеонора Коган
    Прошла через всё это, помню, как на иных предприятиях вместо денег давали выпускаемые ими телевизоры или хрусталь и т.д.Едем с очень круп...
  • Элеонора Коган
    Было бы смешно, если бы не было так грустно.Едем с очень круп...

Два главных государственных деда мороза

Два главных70 лет назад, в декабре 1954 года, большие новогодние ёлки стали впервые проводить в Кремле. За всю историю главной ёлки страны самыми известными исполнителями роли Деда Мороза являлись два актёра – Александр Хвыля и Роман Филиппов.

Гвозди в кремлёвский паркет

Впервые живой Дед Мороз появился у главной новогодней ёлки страны 31 декабря 1936 года на детском утреннике в Доме Союзов. Тогда эту роль сыграл артист эстрады, конферансье Михаил Наумович Гаркави. Кстати, в то время он был мужем певицы Лидии Руслановой.

Кандидатуру утверждал сам Сталин, которому нравилось творчество Руслановой. Именно Гаркави тогда впервые произнёс: «Ёлочка, зажгись!»

На время Великой Отечественной войны новогодние мероприятия прекратили, а Гаркави уехал на фронт с концертными бригадами. Когда же в 1946-м ёлки возобновились, главным Дедом Морозом стал драматург Сергей Преображенский, который ещё и писал сценарии  праздника.

Около двадцати лет он проводил Кремлёвскую ёлку. Но это было не единственное занятие Сергея Ивановича: вместе с Сергеем Образцовым он стоял у истоков детского кукольного театра. Издал и поставил «Шуточные пьесы» для младшего и среднего возраста, а также написал несколько рассказов и повестей.

Когда в 1954-м решили перенести ёлки из Дома Союзов в Кремль, то поначалу их устраивали в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца.

– Это было замечательно! – вспоминал многолетний режиссёр-постановщик кремлёвских ёлок Борис Левинсон. – Но мы стали и свидетелями картин, которые омрачали дело. Представляете, в ампирный зал с инкрустированным дорогостоящим паркетом и бесценными хрустальными люстрами втаскивают многотонное дерево! Подвески звенят, пол страдает! Чтобы укрепить новогоднее дерево, стали вбивать в паркет огромные гвозди. Это было варварство.

В 1961 году, когда открыли Кремлёвский дворец съездов, главная новогодняя ёлка Советского Союза переехала туда. Чуть позже к написанию сценариев для праздника привлекли молодых писателей – Эдуарда Успенского, Аркадия Хайта и Александра Курляндского. Именно они вместо приключений матросов и космонавтов впервые предложили юным зрителям отправиться в волшебное путешествие вместе с Дедом Морозом и с новыми персонажами: пиратами, роботами и Змеем Горынычем.

Как вспоминал Александр Курляндский, успех этого представления у детей был грандиозным! Особенно когда появлялся Змей Горыныч – дети писали на ковёр от восторга. После каждого представления этот ковёр выносили сушить.

Сразу видно, это плохой мальчик

Весной 1965 года на экраны вышел фильм Александра Роу «Морозко», где роль Деда Мороза сыграл артист Александр Хвыля. У 49-летнего народного артиста РСФСР за плечами уже было более 40 киноработ, например, «Кубанские казаки», «Марья-искусница», «Алые паруса», «Вечера на хуторе близ Диканьки».

– Я пришла на роль Солохи в картину «Вечера на хуторе близ Диканьки» совсем ещё девчонкой. А режиссёр Александр Роу и Александр Хвыля – он играл в фильме казака Чуба – уже были большими мастерами, – вспоминает актриса Людмила Хитяева. – Я немного стеснялась их, но тайком наблюдала, как они работают. Хвыля всегда как-то по-особому появлялся на съёмочной площадке, громко, что ли. «А вот и я, – басил. – Давайте репетировать!» Такой у него был голос, хорошо поставленный! Мне кажется, он и над ролями-то не мучился вовсе. Ему просто давали текст, а он уже на лету импровизировал, и так хорошо у него всегда получалось! А ещё Хвыля и Роу любили на съёмках хорошо поесть. Они накрывали огромный вкусный стол и частенько приглашали меня. Я тихонечко пила чай, а сама боялась слово сказать. Они же всё вспоминали, вспоминали… Жаль, я ничего тогда не записывала, не запоминала, а сейчас их рассказы стёрлись из памяти.

– Александр Хвыля снимался в основном в эпизодах, – делилась в своё время со мной актриса Людмила Шагалова, которая снималась с актёром в фильме «Дуэль». – Вот и в нашей картине он играл крохотный эпизодик. Но, знаете, даже встретившись с этим артистом один раз, даже мельком на него взглянув, можно запомнить его надолго. Он как-то ловко всё схватывал, режиссёров понимал с полуслова.

– Однажды группа артистов во главе с режиссёром Роу приехала в небольшой сибирский город, – рассказывал мне артист Сергей Николаев, который сыграл царского сына в фильме «Варвара-краса, длинная коса». – Представляли детям одну из своих киносказок. Конечно же, выступал и любимый артист Роу Александр Хвыля. Он говорил детишкам, что надо любить Родину, маму и папу, и тогда артисты будут привозить им хорошие сказки. Долго он говорил. Один мальчик сказал из зала: «Дед, хорош трындеть, лучше барыню спляши!» Артисты убежали хохотать за кулисы. Хвыля остался и продолжал тем же тоном: «А вот этот мальчик, сразу видно, не любит Родину, он плохой мальчик, и сказку мы ему в следующий раз не привезём».

– Помню, я приходил домой к Александру Роу и там встречал за столом Хвылю, – продолжал рассказ Николаев. – Так вот однажды они надо мной подшутили. Когда я встал и вышел из комнаты на минуту, они подложили мне на стул бутафорские такие коричневые катышки. Когда вернулся, начали дружно меня стыдить, показывая на стул: «Что же ты, батенька, наделал, не утерпел?» И смеялись, ну как дети! А однажды мы были с концертами в Ялте. Там в буфете Хвыля набрал бутылок восемь горилки. Стоит с ними в руках и жалуется: «Эх, Серёжа, денег совсем нет! Где же взять?» Я ему отвечаю: «Все деньги у вас в руках. Пользуйтесь!» Он здорово смеялся.

Кажется, вам пора освежиться

Но именно фильм «Морозко» по-настоящему прославил артиста.

– Как в кадре, так и за кадром Александр Хвыля заботился обо мне, – вспоминает о совместной работе над этим фильмом в разговоре с нами Наталья Седых (Настенька). – Мы жe снимали на Севере, в Мурманской области, где было очень холодно, и он постоянно спрашивал меня словами своего героя: «He холодно ли тебе, Наташенька?» И укрывал своим тулупом. Мне, тогда ещё совсем юной девчонке и начинающей актрисе, было лестно. Я старалась всегда находиться рядом с Хвылей – знала, что тогда всё будет хoрошо.

После выхода фильма «Морозко» артиста пригласили стать главным Дедом Морозом страны.

– На тех кремлёвских ёлках у нас впервые применялись радиомикрофоны, – вспоминал Борис Левинсон. – С ними обращаются так: произнёс свой текст – выключи. Наш Дед Мороз, актёр Хвыля, забыл как-то раз это сделать и где-то за кулисами стал очень откровенно жаловаться на что-то басом, да ещё с матерком. Бросились искать, а он затерялся во Дворце, еле его нашли. Он считался своего рода «государственным» Дедом Морозом, но был уже стар, попивал, иногда путал текст. Раз, помню, шла речь о революции, он и говорит про неё: «Эти страшные, ужасные годы». Да так выразительно, зловеще! К счастью, из власть имущих его никто не услышал.

– А ведь мало кто знает, что тот самый Дед Мороз снялся в небольшой, но очень заметной роли метрдотеля ресторана в нашем фильме, – в свою очередь рассказывал ассистент режиссёра картины «Бриллиантовая рука» Александр Черняк. – Помню, на съёмках Хвыля держался очень спокойно, без всяких замашек большого артиста. Даже когда не снимали сцены с ним, он находился на площадке и со стороны смотрел, как работают, например, Андрей Миронов и Юрий Никулин в кадре. Искренне смеялся, когда получались удачные, смешные сцены. Режиссёр Леонид Гайдай именно по его реакции проверял, удалась сцена или нет. Помню, уже спустя много лет мой внук при первом просмотре фильма «Бриллиантовая рука» воскликнул: «Я знаю, кто шеф! Вот он, очень похож!» И показал на героя Александра Хвыли.

Деточка, ваше место возле параши

Так получилось, что в фильме «Бриллиантовая рука» сыграл и другой главный Дед Мороз страны – Роман Филиппов.

– Как же к нему пристала роль из «Бриллиантовой руки»! – смеётся в разговоре с нами вдова артиста Екатерина Филиппова. – Часто бывало, что на улице его только так и окликали: «Будете у нас на Колыме…»

Почти двадцать лет Роман Филиппов исполнял роль Деда Мороза на новогодних утренниках в Кремле. И мало кто догадывался, что за бородой и усами прячется тот самый Никола Питерский из «Джентльменов удачи» и гость с Колымы из «Бриллиантовой руки».

Сначала Филиппова пригласили на ёлку в Кремль в качестве дублёра Александра Хвыли. Дублёров было много, но все они работали под фонограмму Хвыли (представления проходили под ранее сделанную запись). Филиппов настоял на том, чтобы была записана фонограмма с его голосом. Затем актёр добился, чтобы они работали по очереди. Когда Хвыля ушёл на пенсию, вопрос о главном Деде Морозе уже не стоял.

– Он как никто другой подходил на эту роль: огромного роста, великан с громоподобным голосом. Рядом с ним – маленькая, трогательная Надежда Карпушина, актриса Центрального детского театра, она была прелестной Снегуркой, – вспоминал в разговоре с нами один из режиссёров-постановщиков кремлёвских ёлок Иоаким Шароев. – Деда Мороза и Снегурочку, да и всех актёров – а это более двухсот человек – «органы» не раз проверяли, прежде чем доверить им роли. И чтобы анкета была «чистой», и на высоте «моральный облик», и чтоб «хороший общественник», и чтоб без родственников за границей.

На главную ёлку страны привозили внуков и правнуков членов Политбюро и ЦК. Они веселились вместе с простыми советскими детьми. Но подарки «специальным» детям вручались особые, в отдельном кабинете Дворца съездов.

Об этой церемонии Филиппов часто вспоминал с неприязнью. Как-то раз член политбюро Виктор Гришин привёл за подарком внука. Похвастался: мол, внучок у него круглый отличник. Дед Мороз скептически пробормотал в бороду: «Ему-то – и не быть отличником!»

– Дома Рома никогда не преображался в этого дедушку с ватной бородой, – продолжает рассказ Екатерина Филиппова. – Помню, однажды не сработал подъёмник, на котором Рома в роли Деда выезжал из-под сцены. Фонограмму остановили. Снегурочке пришлось импровизировать: «Где же наш Дедушка? Наверное, заболел! Давайте дружно надуем вьюгу, чтобы он прилетел!» Наша дочь Аня, которая обычно не верила в сказочность отца, дула изо всех сил. А меня упрекнула: «Папа болеет, а ты и не знаешь!»

Вот это фактура

С будущей супругой Филиппов познакомился в Белоруссии, где в конце 1950-х снимался в фильме «Человек не сдаётся». 18-летняя Екатерина оказалась на съёмочной площадке, поскольку её папа работал одним из директоров группы.

– Когда я его увидела, то сразу влюбилась. А он через двадцать минут знакомства вдруг сказал: «Выходите за меня замуж». Мой папа остолбенел, а потом с криком погнался за Ромой. Тот плюхнулся в какой-то пруд и поплыл. Отец подбирал на берегу камушки и кидал в воду. Потом ходил за мной и следил, чтобы мы не общались наедине. Но всё равно у нас уже возникли чувства, – вспоминает Екатерина Андреевна.

Несмотря на свою могучую внешность, Роман Сергеевич был человеком глубоким, с разносторонними интересами. Например, любил играть в шахматы и в бильярд. Много читал и сам писал стихи, на которые даже создавались песни для спектаклей.
– На немецком языке он говорил свободно. За две недели выучил белорусский язык, чтобы играть в белорусском театре. Совершенно свободно знал украинский язык, озвучивал фильмы по-фински, а это трудно. Чешский выучил, чтобы читать детективы. Польский – чтобы читать поэзию, – вспоминает Филиппова.

В детстве Роман Сергеевич хотел стать священником, как его дед. Но папа-актёр отговорил (мама Романа умерла при родах). Когда актриса Малого театра Вера Пашенная приехала в Горький, где в эвакуации и после войны жили Филипповы, просматривать будущих студентов театрального училища имени Щепкина, то увидела высокого десятиклассника Филиппова. Парень уже в 16 лет был ростом 193 сантиметра. Посоветовала ему поступать в театральное. Он так и сделал. Затем работал в разных театрах страны, но много лет выходил на сцену Малого театра.

– Он свою внешность любил. У нас в гримёрке висело большое зеркало. Иногда Рома вставал перед ним в трусах, смотрел на своё отражение, гладил себя по телу и говорил: «Да-а, вот это фактура!» – рассказывал артист Борис Клюев.

Но из-за такой могучести у актёра возникали и бытовые проблемы. Например, трудно было купить в магазинах одежду, часто приходилось обращаться к спекулянтам. Когда Филиппов приходил к кому-нибудь в гости, под ним порой разваливались стулья и табуретки. Зато внешность помогала ему получать роли в кино. Пусть эпизоды, зато запоминающиеся: лесоруб Вася Зайцев из «Девчат», поэт Ляпис-Трубецкой в «12 стульях», Камнеедов в «Чародеях» и многие другие.

Снегурочка готова ко всему

Не секрет, что Филиппов любил выпить и мог принять на грудь перед выходом на сцену. Но никогда с роли не сбивался, работал в спектаклях чётко. Правда, очевидцы рассказывают один случай, который произошёл с ним на очередной новогодней ёлке в Кремле утром 1 января.

Артист, который не спал ночь, приехал на работу крепко выпившим. Надел костюм, в нужный момент под фонограмму своего голоса выехал на санях к детям. Сел на пенёк под ёлку, чтобы послушать, как детишки читают ему стихи, и заснул. Действие идёт, голос Деда Мороза звучит, а он спит. Снегурочка и актёры пытаются спасти ситуацию. В какой-то момент дети всё-таки разбудили дедушку: «Где же подарочки?» Закричали, обрадовались, когда тот открыл глаза. На что Филиппов вздохнул и с матерком произнёс: «Ох, ребятки, … (плохо) вашему дедушке». И уснул опять.

Говорят, что от дальнейших представлений актёра отстранили и даже лишили денег. А ведь зарплата за эти ёлки составляла аж 800 рублей. Но на следующий Новый год его всё-таки позвали опять.

– Я иногда сопровождала Рому в Кремль, – говорит Екатерина Филиппова. – Туда нас привозили на специальной кремлёвской машине. Возле Кутафьей башни к тому времени уже стояла толпа, через которую приходилось протискиваться. Все мужики хотели с ним выпить, протягивали бутылки водки. Но я шла впереди и расталкивала их руки. Муж за это в шутку называл меня «личным гестапо».

Фонограмма на кремлёвской ёлке могла вещать что угодно: например, про очередной съезд партии. А Филиппов поверх записи пел задорные, не всегда цензурные частушки: «Наше поле рядом с вашим, наше колосистее, ваши девки посисястей, наши – пожопастее». Снегурочке Филиппова следовало быть готовой ко всему. Дед Мороз запросто мог подкрасться сзади со словами: «А мы вот сейчас возьмём Снегурочку за жопу», – громко рассмеяться и продолжить играть сказку. Зрители этого, разумеется, не слышали, громкая фонограмма вещала только благообразные тексты.

Последняя ёлка, на которой юные зрители смогли увидеть легендарного Романа Филиппова в роли Деда Мороза, состоялась в январе 1992 года. А в феврале 56-летний актёр скончался от сердечного приступа. Похоронили его на Троекуровском кладбище.

Актриса Надежда Карпушина, игравшая роль Снегурочки на том последнем представлении, вспоминает символичную оговорку ведущих шоу:
– Обычно спектакль завершался словами: «Дед Мороз не прощается с вами». В тот раз вдруг сказали: «Прощается». И оказались правы.

Пётр АЛОВ
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх