Почему это у ваших детей не надеты крестики?» - воспитательница в детском саду нависла надо мной осуждающей недоброй громадой. Руки в боки, нахмуренные суровые брови, поджатые в куриную гузку губы. Я аккуратно завязала шнурок на ботинке - и распрямилась. За годы общения со страждущими все мне объяснить «за крестики» я собрала хит-парад самых частых вопросов.
«Наши предки крестились целыми поколениями. Православие - это культурный пласт страны».
Мы все ещё остаёмся страной советов. Кажется, нельзя сделать ни одного телодвижения без риска получить нравоучение, щедро приправленное оценками. Окружающие отлично знают, в каком возрасте рожать, каким способом это делать, зачем и сколько кормить грудью, когда и где твой ребёнок должен сделать первый шаг и сесть на горшок. Но во всем, что касается веры, решимость давать советы вдруг вырастает до катастрофических размеров императива.
Больше всего меня лично смущает в православии только одно - после почти векового замалчивания никто толком не знает, что это такое. Как верить, что делать - чтобы это было понятным и приятным. Католики воспитываются в вере с пелёнок, в других религиях смысл и символы впитываются с молоком матери. У нас же - непонятное бормотание на церковно-славянском и шипящие на всех востроносые бабушки в платочках. Я не хочу в такой культурный пласт.
«У детей будет защита»
Да, а для пущего эффекта нужны ещё шапочка из фольги и чтение гороскопа на ночь. Уж лучше я какие-то другие методы поищу. Мои границы заканчиваются ровно там, где начинаются границы другого человека. На выяснение этой немудреной истины у меня ушло какие-то три десятка лет. Этому я учу своих детей - в надежде, что они постигнут подобные полезные для психического здоровья вещи быстрее меня
. По этой вот причине я решила, что вера - слишком интимное и ответственное, слишком глубокое и личное, чтобы я могла делать выбор за других людей. Любых. Включая собственных детей.
С какого такого перепугу я вдруг должна пускать в эти границы кого-то чужого, особенно если туда лезут, позабыв снять тяжёлые сапоги невежества и беспардонности? Особенно тех, что прикрываются словами о защите.
«А как же яйца на Пасху»
Никак. Красите - ну и хорошо. Я искренне за вас рада. Мы знаем примерно двести способов использования яиц в мирных целях. Вас научить?
«Ну пусть будет, жалко тебе что ли?»
Да. Мне жалко. Будет здорово, если моим детям будет нравиться та же музыка, что и мне. Стиль в одежде или кулинарные предпочтения. Но даже таких вещей я не хочу им навязывать - тогда с чего бы мне вешать на них крестики? Особенно в свете того, что я не считаю православие своей верой.
«Покрести, а потом вырастут - поменяют веру, если захотят»
Пусть сначала вырастут. Зачем делать наброски с закрытыми глазами? Признаться, я до сих пор не определилась с местом, которое я искренне считала бы своим домом. Я не знаю, как зовут моего личного Бога по имени, но мне точно известно, что он есть. Я уважительно отношусь к любым храмам мира, знаю их историю и могу в них зайти, веря, что это особое энергетическое, символическое и смысловое пространство. Но свой персональный диалог с небесами веду в уютной тишине внутри собственной головы, если возникает такая потребность - лично мне не нужны посредники в виде священников в любых одеждах. Это никак не исключает того, что завтра меня вдруг озарит, что мой проводник к вере должен быть одет в сутану или тогу, носить бороду, выбритую лысину, дуршлаг на голове для макаронин или татуировки. Но пожалуйста, ради всего святого, пусть это будет мой личный осознанный выбор.
И пусть у меня хватит мозгов и такта не навязывать своего мнения самым любимым людям на свете - моим детям. Я почитаю им на понятном им уровне Библию (которую неплохо знаю вместе с историей и символикой, начиная с ранних коптов и заканчивая разницей между современными течениями в христианстве). Объясню, зачем и почему все устроено именно так в буддистском монастыре, в который мы зайдём вместе. Поставлю запись шаманского варгана и бубна. Поищу и узнаю все про летающую макаронину и зелёных человечков. «Нельзя без Бога-то» Вот с этим я соглашусь. Но православие - лишь один из способов веры. Мне достаточно того, чтобы у моих детей была потребность в диалоге с тем, кто мудрее и много выше нас всех, вместе взятых. А на каком языке и каким способом они будут это делать - они разберутся без меня. А я приму любой их выбор (включая полное отрицание какого бы ни было бога) с уважением, трепетом и любовью.
Свежие комментарии