На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Если после 70 лет на морозе и ветру текут слезы из глаз...И веки воспаляются... Можно на ночь нано...Помогут ли упражн...
  • Ведищева Елена
    меня такую стеночку тоже как-то научили выстраивать)) Только с другими словами.Мы своих не трогаем
  • bobmihal Krylov
    Заказная статья!Как делают програ...

«Бурановские бабушки»: И спустилась на нас благодать, и растеклась тёплой волной

Бурановские бабушки
Самыми знаменитыми и самыми музыкальными бабушками в мире они стали весной 2012 года, когда на песенном конкурсе «Евровидение» покорили даже своих соперников. И сейчас все помнят «Бурановских бабушек» в красных народных костюмах, их голоса, энергию и задор. Но мало кто знает об их судьбах, жизни за кулисами, о работе, которая кипит, несмотря на то что средний возраст участниц коллектива – 80 лет! Огород, домашний скот, хозяйство, большие семьи и, конечно же, концертная деятельность. Руководит коллективом и одна из его солисток Ольга Николаевна Туктарёва.

– Ольга, оказывается, ансамблю скоро исполнится полвека. А как всё начиналось?
– Тогда в нашем коллективе было пятнадцать бабушек, которые собирались в сельском бурановском Доме культуры, пели русские и удмуртские песни, общались, делились новостями. Село у нас небольшое, ничем не примечательное – нам тогда так казалось, – население в основном удмуртское. Мы живём близко от города, всего тридцать километров до Ижевска, но народные традиции, песни и танцы в основном сохранились. А в девяностые годы пришло понимание, что их необходимо возрождать и развивать. Было очень жалко бабушек, когда они со своими песнями выходили на сцену, а наши родные дети вставали и покидали зал. Время было неспокойное, наш орденоносный совхоз стал разваливаться, поля зарастали лесом, мужчины спивались, молодёжь уезжала в поисках работы. Но мы не стали искать виноватых, подумали: это всё на нас, жителей села, свалилось за грехи наши, за то, что дали разрушить сельский храм. Его закрыли перед Великой Отечественной войной, а после разобрали по кирпичикам, книги и иконы сожгли. Что делать? Извечный российский вопрос! Держаться за корни! И за веру православную, как бы высокопарно это ни звучало.
– А как пришла идея петь рок-композиции на удмуртском языке? Ведь именно это сделало вас знаменитыми.
– В январе 2008 года наш друг и коллега Павел Поздеев, режиссёр массовых мероприятий, обратился к нам, бабушкам из села Буранова, с просьбой исполнить на удмуртском языке какую-нибудь рок-композицию. Я грешным делом подумала: чудит опять Павел Геннадьевич. В его беспокойной голове копошились разные гениальные идеи, которые он нам периодически подкидывал. И эта пришлась мне по душе. Моя студенческая жизнь совпала с расцветом русского рока, поэтому я рискнула и впервые сделала отчаянно смелый подстрочный перевод песен. Всё просто: у нас не было денег на профессиональный перевод. Благо Паша дал мне свободу в выборе песен, и я выбрала любимые композиции: песню «Звезда по имени Солнце» моего любимого Виктора Цоя и песню «Город золотой» из репертуара группы «Аквариум».
– Как отреагировали бабушки на такую смену репертуара?
– Бабушки отчаянно отбивались и не хотели, и не получалось петь под гитару. Им совершенно не нравилась мелодия Цоя. Но, когда я рассказала историю жизни Виктора, бабушки прониклись судьбой рок-певца, а, услышав слова и музыку песни «Город золотой», бабушка Екатерина Семёновна Шкляева сказала, что она звучит как молитва! Екатерина Семёновна была одной из старейших солисток, родилась в 1937 году, на «Евровидение» ездила. В прошлом году её не стало. Она была камертоном нашего коллектива.
– Все бурановские бабушки – верующие. И ведь именно благодаря им восстановили разрушенный храм в Буранове! А как вы решились на такое большое и сложное дело?
– Шли мы как-то с нашей солисткой Галиной Николаевной Коневой по селу, на душе было тяжело: такие красивые у нас места, народ такой талантливый, а живём – не приведи боже! Бабушка Конева взмахнула рукой и говорит: «Был бы храм в селе – была бы благодать! Построить бы, да на что?» И тут у меня в кармане зазвонил телефон, незнакомый номер. Представился, говорит: «Я слышал, вы поёте рок-песни на удмуртском, а слабо вам, бабушкам, исполнить мировые хиты? Я бы заплатил». Надо же, подумала я, мы только что говорили о том, что нет денег на храм, и вот предлагают деньги за пение. Разве это не чудо?
Так начиналась эта красивая и непростая история бурановских бабушек, простых сельских женщин… Да, пришло время петь бабушкам! Удивительным образом наша жизнь развернулась. Судьба подкидывала нужных людей в нужное время, и нас понесло! Первые большие гонорары с 2008 года пошли на строительство храма. В 2011 году я с Галиной Николаевной Коневой участвовала в телеигре «Кто хочет стать миллионером?» на Первом канале, мы выиграли почти миллион рублей. И эти деньги пошли на строительство храма. Бабушки принесли все свои иконы, участвовали в субботнике, чуть ли не сами кирпичи таскали. Около церкви высадили цветы. Летом 2014 года к нам прибыли две великолепные иконы из Псковской области, и мы их несли крестным ходом в Козлово – на прародину нашего храма Святой Троицы. Мои героические бабушки шли пешком все пятнадцать километров!
– Расскажите о первых лучах славы. Считаные дни до конкурса «Евровидение», весна 2012-го…
– Это была воистину сумасшедшая весна. Наше маленькое село стало Меккой для журналистов разных стран. До сих пор поражаюсь, как выдержали всё это бабушки! Мало того, они же не могли гостя отпустить без чашки чая и доброго слова! Другое дело я. Были случаи, когда приходилось отказывать в интервью, отвечать на неприятные вопросы, а порой и грубить. Никогда не забыть съёмку рекламного ролика «Спрайта», спонсора «Евровидения». В тот день у нас высадился не совсем трезвый десант. Во главе – английский режиссёр, важный и крутой. Его подопечные тут же расползлись по селу, как тараканы, в поисках натуры. А идея ролика была, по их мнению, просто гениальная: бабушки выходят из избы-развалюхи и садятся в «Роллс-Ройс» со своими поросятами, курами, петухами, едут на конкурс! Услышав, что задумали рекламщики, мы были просто возмущены. После долгих пререканий и споров режиссёр, слава богу, пошёл на уступки. Съёмку ролика перенесли в красивый музей-заповедник «Лудорвай», в 15 километрах от Ижевска. Уже потом Ксения, бывший продюсер нашего коллектива, рассказала: был звонок с жалобой на меня, что грублю. Но меня уже это не тревожило, я стремительно повзрослела и научилась говорить нет.
– А чем запомнился вам Баку, который принимал в тот год «Евровидение»?
– Ощущение, что мы принцессы, в Баку нас не покидало ни на минуту. Тяжела ты, шапка Мономаха… Отдельные апартаменты, чуть ли не каждый день сауна, свой бассейн, свой повар, к каждой бабушке приставлен официант, круглосуточная охрана. Доходило до смешного: бабушки стеснялись есть при официантах! Но к хорошему быстро привыкаешь – впоследствии староста нашего коллектива Галина Николаевна Конева рассказывала: приезжает она домой после гастролей, садится за стол и ждёт, когда принесут обед. А живёт она одна! Такая жизнь звёздная!
Экскурсия по Баку с бабушками получилась смешная и трогательная, потому что азербайджанцы почитают людей в возрасте. А про их гостеприимство можно слагать легенды. Нам хватило одного посещения очень крутого ресторана, чтоб в этом убедиться. Наши удмуртские столы ломятся от яств, но их стол – это что-то с чем-то! Мы сели за стол, уже уставленный национальными блюдами, напитками, а мы по своей деревенской привычке скромненько перекусили, собрались вставать из-за стола, совсем переполошив хозяев. Оказывается, это только прелюдия! Первое блюдо ещё даже и не выносили! На следующий день нас пригласили в другой ресторан, но бабушки наотрез отказались, глубоко огорчив всю съёмочную группу. Второго раза наши скромные желудки уже бы не выдержали.
– А каким было впечатление от самого «Евровидения»?
– Надо признаться, когда выходили на эту огромную сцену, состояние было на грани нереальности, в голове такой безумный рой мыслей. Единственное, что я могла, – читать молитву «Отче наш». И просила помощи у усопших бабушки и отца.
– Вы стали звёздами, и о Буранове узнал весь мир. Говорят, тогда к вам не только журналисты наведывались. Ждали приезда президента.
– Да, Владимир Владимирович неосторожно выразил желание посетить Бураново. Что тут началось! Словами просто не описать! Прямо по Гоголю! Активизировались разные люди, в том числе большие чины. Со всех концов стали поступать письма, жалобы, подарки президенту. Папку специально пришлось завести, и теперь лежит эта папка с людскими чаяниями, надеждами, обидами. А как бабушки это вынесли, я просто диву даюсь! Но нет худа без добра. У нас теперь настоящий Дворец культуры – такой, что порой неловко перед другими сельскими клубами. Покрыли щебнем дороги, не стало перебоев с водой, решили проблему уличного освещения. По доброй русской традиции всё сооружалось ударными темпами, как бы успеть к приезду высокого гостя! «Чё поделашь», как сказала бы наша легендарная всероссийская бабушка Наталья Пугачёва. Маленькая, да удаленькая, у неё было великолепное чувство юмора.
– После того успеха гастроли стали частью жизни «Бурановских бабушек». Где вы только не пели! Какие поездки оказались самыми запоминающимися?
– Да, началась жизнь в пути. Например, в сентябре 2015 года мы несколько суток ехали в Улан-Удэ. За окном – Россия как на ладони: стройные русские берёзки зябко шелестят остатками золотой листвы, Восточно-Сибирская равнина, суровые Уральские горы, шумный Екатеринбург на перекрёстке людских потоков, утренний Красноярск, болота, серое низкое небо, заброшенные деревеньки, ярко-кричащие крыши домов районных центров. Бабушки трое суток едут и нисколько не жалуются, не ропщут, что тяжело, долго и муторно. Потому что всё трудятся. Всю дорогу вяжут сувенирные носочки, делают куколок. Общаются с попутчиками и относительно легко переносят дорогу. А бывало, и трое суток в плацкарте на боковушке. А как приехали на место, сразу налетели журналисты. Бабушки дали интервью и расцвели, словно не было бессонных ночей, негнущихся ног, ноющей боли в голове и пояснице. И спустилась на нас благодать, и растеклась тёплой волной. Хотелось всех обнимать, целовать и бесконечно благодарить, благодарить и благодарить.
Бурановские бабушки– А гастроли за границей чем вам запомнились?
– Забавная история приключилась с нами в Лондоне у колеса обозрения. Нам с бабушками очень хотелось прокатиться, но дорого! Стоим задрав головы, и – о, чудо! – подходят к нам представители одного из телевизионных каналов Англии с предложением прокатиться на колесе и дать им интервью. Мы для приличия поломались, а после довольные, но счастливые загрузились в кабинки. Журналисты опешили, когда мы запели песни «Битлз» на удмуртском! Любопытно было наблюдать за реакцией. Единственное, что нас огорчило, из-за съёмок и интервью мы видели Лондон только с одной стороны! Но история продолжилась, когда мы выходили из кабинок. К нам подошли журналисты другого канала, и – чудо номер два! – они умоляли прокатиться ещё раз на колесе! Ясное дело, мы не стали долго думать и согласились. Песни «Битлз» на удмуртском языке в исполнении бабушек за семьдесят – в этом что-то есть!
– А какие по характеру ваши бабушки, расскажите о них поподробнее.
– У нас подобрался очень непростой коллектив, каждая бабушка со своим неповторимым характером, со своими «тараканами». Очень сложно находиться с ними день и ночь! Профессионального отбора не было, специфика нашей работы такова: кто пришёл, тот и остался. Вот Галина Николаевна Конева – стержень коллектива. Мы её называем «муш мумы» – «пчелиная матка» по-удмуртски. Если бы жила в городе, непременно стала бы государственным деятелем. В 2014 году она, 75-летняя, была одним из факелоносцев эстафеты Олимпийского огня зимних Игр в Сочи. Вырастила троих детей, сейчас у неё уже правнуки. Воистину советская закалка у человека… С фанатическим усердием ухаживает за хозяйством, живностью, птицей и рассадой. В последнее время ей приходится нелегко. Заболела её породистая коза, она лечит, ухаживает, как за ребёнком. Но она боец, никогда не сдаётся. Вот такая личность – смелая, решительная, неординарная женщина-воительница. А её невероятная щедрость, широкая и бескорыстная! В ней всё круто замешано: любовь к себе и любовь к людям, честолюбие и сложный характер. Воистину староста!
Граня Ивановна Байсарова вырастила шестерых детей! Она штукатур-маляр, работала на Ижевском машзаводе. В 1975 году с семьёй переехала в Бураново, где двадцать лет являлась дояркой. Вяжет каждую свободную минуту. Красивые чулочки, в которых выходят бабушки на сцену, – её творение.
Что касается наших песен, скажу про Аннук-апай (тётя Аннук. – удм.), Анну Никоновну Кузнецову, царствие ей небесное, удивительная бабушка была. Она стеснялась приходить открыто на репетиции. Что подумают односельчане – сын пьёт, а она по клубам таскается! А когда выходила на сцену, да как запевала! Голосище! Раньше на свадьбах и больших праздниках были избранные певуньи, которые задавали тон песням. Анна Никоновна была той самой певуньей. Открытая душа, могла просто на улице обнять тебя у всех на виду, радуясь встрече, вызывая у нас, удмуртов, дурацкие комплексы, мы ведь стеснительные.
Ещё одной участницы коллектива, Валентины Дмитриевны Туктарёвой, с нами уже нет, пусть спокойно спит, её песни мы поём, часто её вспоминаем… Троша Валька-апай – так мы её называли. Она близкая родственница моему мужу, я её навестила больную и уже совсем слабенькую, она для меня спела куплетик песни, придуманной самой. Дословно я не запомнила, но очень трогательно, до слёз: «Как ручей бежит-журчит – помни, как Троша Валька поёт – помни…»
– Над бурановскими бабушками возраст будто не властен. Откуда силы?
– Когда мы поднимаемся на сцену, видим и чувствуем, какая волна любви от людей, я вижу, как бабушки сбрасывают свои болячки, неприятности, годы, прожитые непросто. Когда они на сцене, щёчки розовеют, глаза светятся, спинки выпрямляются, вырастают крылья за спиной! И тогда внутри появляется чудесное парение. Это такой момент, когда ты любишь всех, независимо от того, знаешь их или нет, забываешь о том, как тяжело бывает порой. Иногда думаешь: всё, никаких больше поездок и встреч, хватит, всем отказываешь, но не получается почему-то… Как отказывать, как резать по живому, видя, насколько людям нужны бабушки!
– Сейчас по стране колесит другой состав «Бурановских бабушек», которые ни к вашему коллективу, ни к Буранову не имеют отношения.
– Издержки славы и шоу-бизнеса, в этой жизни надо за всё платить. Но, несмотря на это, очень красиво и интересно сложилась наша история в целом. Как бы мы, простые деревенские женщины, прошли тот путь, если бы не было нашего продюсера? Теперь она собрала новый коллектив. Но в нашем сердце – чувство благодарности небесам за возможность жить светло и ярко, принося людям радость.
– Ольга, у вас в Буранове есть музей, где собраны антикварные изделия народных промыслов.
– Марина, очень важно не только сохранять традиции, искусство, но и самим заниматься творчеством. Народные промыслы, рукоделие – это и возможность прикоснуться к традициям предков, и творческая самореализация. А ещё это очень красиво, полезно, применимо в быту. Потому мы создали целый проект «Мастерская АРТель «Окно в Бураново», к которому хотим подключить наших мужчин, особенно молодёжь. Ведь у нас на селе остались считаные единицы мастеров, которые, например, владеют традициями удмуртской резьбы по дереву. Это очень красивое искусство, и нельзя позволить ему погибнуть! Но тут одного энтузиазма наших бабушек мало, написали заявку на получение гранта. Если дело пойдёт, старинные народные ремёсла не будут забыты, люди у нас в селе станут счастливее, и, может быть, наше Бураново превратится в мини-музей под открытом небом.
Расспрашивала
Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Ссылка на первоисточник
наверх