Знаменитое здание в самом сердце Москвы является свидетелем важных исторических событий, повлиявших на жизнь огромной страны. С этой сцены неслись пламенные речи, она слышала голоса мировых оперных, эстрадных и рок-звёзд, видела лучших танцовщиков планеты. До 1992 года здание называлось Кремлёвским дворцом съездов, а теперь это Государственный Кремлёвский дворец.
С китайским размахом
Когда в марте 1918 года Москва вновь стала столицей, большевики решили, что для партийных съездов требуется особое здание. Масштабные проекты появились ещё в 1920–30-х, но строительство всё откладывалось. Съезды проводили в историческом Большом Кремлёвском дворце, Колонном зале и Большом театре, но они не вмещали всех делегатов, да и техническое оснащение оставляло желать лучшего.
Но в середине 1950-х годов в СССР изменилось всё! Никита Хрущёв решил кардинально повернуть жизнь советских людей, их рацион питания и бытовые условия. Вместе с этим изменился и подход к архитектуре. На смену монументальному «сталинскому» ампиру, изобилующему помпезностью, с высокими потолками, пришли пятиэтажки-хрущёвки и лаконичные официальные здания.
Хрущёв велел, чтобы всё было «без украшательств», – этим и руководствовались архитекторы того времени, среди которых одним из самых заметных являлся Михаил Васильевич Посохин. Именно он спроектировал проспект Калинина, ныне Новый Арбат, с высотками-«книжками», кинотеатром «Октябрь» и зданием СЭВ.
Посохин с коллегами выиграли конкурс проектов нового Дворца съездов. Хрущёв остался доволен строгим прямоугольным строением, которое должно было появиться на территории Московского Кремля.
А потом глава СССР поехал с деловым визитом в Китай, где его принимали в пекинском Доме народных собраний. На возведение этого монументального здания площадью 150 тысяч квадратных метров китайцам потребовалось меньше года, правда, работали на строительстве семь тысяч инженеров и сотни тысяч лучших рабочих из 18 китайских регионов.
Никиту Сергеевича очень впечатлили размеры и функциональность Дома народного собрания, особенно банкетный зал вместимостью семь тысяч человек. Он дал указание добавить к проекту Посохова ещё один этаж, чтобы было где устраивать банкеты по торжественным случаям. Возражения архитектора, что здание будущего Дворца съездов потеряет задуманный облик, а утяжеление конструкции может привести к обрушению, Хрущёвым не принимались.
Принесли в жертву
Принесли в жертву
Но самой большой проблемой стало решение начать строительство на территории Кремля. Ведь для этого предстояло снести исторические здания.
Изначально новый дворец вместимостью 4 тысячи человек планировалось разместить в западной части, пожертвовав лишь Кухонным корпусом. Но в пекинском Доме народных собраний одновременно помещалось 10 тысяч человек! Такого отставания Хрущёв допустить не мог, и Дворец съездов увеличили в полтора раза. В жертву принесли старую Оружейную палату – памятник русского классицизма – и северное крыло Патриаршего дворца.
Ещё несколько древних зданий были уничтожены, что вызвало справедливое возмущение специалистов. Но кто их слушал? Исчезли не только наземные постройки, но и сложные подземные ходы, соединявшие здания Кремля. Надо отдать должное, перед началом строительства были проведены археологические раскопки, и обнаружилось немало ценного материала, дающего представление о жизни наших предков. Но сжатые сроки не позволили закончить исследования в полном объёме, и большая часть ценной информации утеряна навсегда.
Архитекторы понимали: недопустимо, чтобы новая постройка сильно выделялась на фоне старинных кремлёвских зданий. Поэтому они приняли решение углубить будущий дворец на 15 метров. В итоге под землёй уместилось пространство, равное по площади пятиэтажному зданию! Там расположились гардероб и большая часть служебных помещений. Однако это нарушало гидрологический баланс Боровицкого холма, на котором велась стройка, что могло привести к непоправимым последствиям. Поэтому в грунт предварительно закачали несколько сотен кубометров бетона.
Над отделкой интерьеров Дворца работали лучшие каменотёсы из Грузии и Армении, ленинградские краснодеревщики и каменщики, уникальные мастера из многих союзных республик. Именно строители стали первыми зрителями Дворца съезда. За неделю до официального открытия специально для них состоялся концерт с участием артистов Большого театра и народного хора имени Пятницкого, а потом показан фильм «Повесть пламенных лет».
Танцуют все
Танцуют все
Строительство длилось шестнадцать месяцев, и летом 1961 года зданию предстояло выдержать проверку на прочность. В буквальном смысле.
Все внутренние помещения и даже крышу Дворца заполнили 15 тысячами солдат-срочников. Они свободно ходили по лестницам, балконам, залам и сцене. Никаких нареканий не возникло, всё оказалось в порядке. Тогда один из архитекторов попросил отряд солдат пройти строем по банкетному залу. И в этот момент произошло то, чего больше всего боялись.
Командир скомандовал «Шагом марш!», и молодые ребята продемонстрировали отличную строевую подготовку. Одной из особенностей конструкции банкетного зала является так называемый плавающий пол на специальных пружинах, чтобы звуки не доходили до зрителей этажом ниже. Естественно, такой пол не предназначен для роты марширующих солдат. От синхронных шагов стеклянные витражи завибрировали, а пол заходил ходуном.
Это напугало приёмную комиссию, но недоразумение удалось уладить после второй необычной проверки.
В «танцевальном вечере» приняли участие артисты Большого театра и 600 пар комсомольцев. Им включили музыку, и они танцевали во Дворце с утра до самой ночи. В этот раз всё прошло без недоразумений, и здание было принято к эксплуатации.
Открытие состоялось 17 октября 1961 года, и ознаменовалось оно первым днём проведения XXII съезда КПСС. Присутствовали пять тысяч делегатов и представители более 80 зарубежных партий. По окончании заседания показали праздничный концерт, а на торжественном банкете архитектор Михаил Посохин произнёс тост, назвав Хрущёва «главным зодчим дворца», а само здание – «детищем «оттепели».
И вскоре по всему Советскому Союзу появились многочисленные мини-клоны Кремлёвского дворца съездов в виде райкомов, обкомов и других официальных учреждений.
Песня не расстанется с тобой
Песня не расстанется с тобой
Массивный параллелепипед в самом сердце Кремля в народе прозвали «стекляшкой». Особой любви к этому зданию среди москвичей и гостей столицы не наблюдалось никогда. Многие возмущены уничтожением исторических построек, а для кого-то новое здание стало символом бесконечных скучных съездовских речей, когда с трибуны обещали хорошую жизнь, а она никак не наступала.
Однако Дворец съездов дал возможность простым смертным свободно попадать на территорию Кремля. Да и вообще, здание стало символом настоящего советского культурного отдыха. Ведь помимо масштабных партийных мероприятий здесь показывали балетные постановки, проводились концерты и многочисленные культурно-просветительские мероприятия.
На финальных концертах по окончании съездов КПСС и ВЛКСМ читали стихи Роберт Рождественский и Василий Лановой, пели Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Дин Рид, Людмила Зыкина… Сцена Дворца помнит выступления Аркадия Райкина, ансамбля Стаса Намина, «Песняров» и «Самоцветов». А телезрители ждали трансляции этих концертов, особенно 10 ноября, в День советской милиции.
С 1990-х, когда в Москву потянулись мировые звёзды первой величины, на сцене уже Государственного Кремлёвского дворца выступали Лучано Паваротти, Уитни Хьюстон, Элтон Джон, Стинг, Хулио Иглесиас и многие другие, не говоря об отечественных исполнителях и группах. На заключительных концертах фестиваля «Песни года» здесь собирались буквально все.
Но если уж ты попал в ГКД, то главным эстетическим потрясением становилось даже не происходящее на сцене, а посещение буфета. И туалета!
Да, об этих белоснежных, благоухающих невиданными ароматами санитарных комнатах слагались легенды. И каждый советский человек считал долгом сходить туда по надобности и даже без надобности. Просто как в зал с музейной экспозицией.
Что уж говорить о буфете! Только там в период тотального дефицита можно было запросто приобрести бутерброды с чёрной икрой, сырокопчёной колбасой и севрюгой горячего копчения. Особый восторг, особенно у детишек, вызывали взбитые сливки в металлических вазочках. А главное, цены были настолько низкими, что каждый мог побаловать себя деликатесами. Покупали в том числе и навынос, чтобы угостить родных. Поэтому в зрительном зале после антракта чувствовался запах колбасы от бутербродов, сложенных стопкой в дамских сумочках.
Здесь многие впервые попробовали невиданное французское блюдо – жюльен, который запекают в миниатюрных кокотницах. Тогда советские хозяйки взяли на вооружение это блюдо для домашнего праздничного меню, и каждая из них готовила по своему рецепту, но не в кокотницах, поскольку их было не достать, а в обычных сковородках. Даже споры возникали: класть натёртый сыр внутрь общей массы или посыпать сверху, чтобы образовалась корочка, как на жюльене из кремлёвского буфета?
А родители подождут на улице
А родители подождут на улице
С 1935 года в СССР появилась традиция проводить новогодние ёлки. Праздники были идейные: детишек одевали в костюмы лётчиков, красноармейцев и ударников труда. В кульминационный момент на ёлочке зажигалась разноцветная гирлянда и раздавался залп игрушечной «Авроры». Тогда в каждый подарок для ребятишек клали шоколадное суфле, фрукты, вафли, коробку конфет и две большие шоколадные конфеты.
С момента открытия Дворца съездов главная ёлка страны переместилась сюда из Георгиевского зала Кремля и обрела новые традиции. Больше всего от переноса ёлки пострадали родители. Раньше они могли вместе с детьми присутствовать на празднике, а теперь оставались за пределами Дворца на январском бодрящем морозе, пока чада веселились внутри.
На главную ёлку попадали только лучшие ученики. Красивые приглашения рассылались по школам Москвы и других городов СССР. Но, как водится, часть пригласительных билетов попадала в руки «блатных» детишек, имевших влиятельных родителях.
Представления на большой сцене поначалу не было. Действие сказки разворачивалось в фойе на разных этажах. За всем происходящим, особенно за поведением маленьких гостей, следили специально отобранные и обученные пионеры. По всему фойе расстилались ковровые дорожки, на которых младшие дети сидели, а старшие – стояли. Дежурные пионеры строго следили за тем, чтобы никто не переступал края дорожек.
Впрочем, эти неприятные моменты компенсировались игрой артистов и появлением Дедушки Мороза, а завершалось всё вручением подарков, над которыми трудились лучшие кондитерские фабрики. Сладости в ярких пластмассовых коробках оригинального дизайна были необычайно вкусными, а форма подарочных упаковок менялась каждый год: футбольные мячи, будильники, кремлёвские башни, роботы, сумочки, матрёшки, космонавты, различные животные и персонажи мультиков – всё из яркой пластмассы. Если ёлка проводилась в год особо значимого события, то упаковка подарка содержала символику Олимпиады-80 или XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1985). Многие до сих пор хранят уникальные коробочки от подарков с кремлёвских ёлок и не забывают вкус тех конфет и вафель.
Дедов Морозов и Снегурочек играли многие популярные артисты. Однажды даже Ирина Муравьёва стала внучкой Деда Мороза, но тогда она ещё не была известной актрисой.
В наше время появилось большое количество новогодних представлений, не уступающих кремлёвским. Но всё же память о том, что ёлки в Кремлёвском дворце – самые лучшие, жива и сегодня.
Самый известный Щелкунчик
Самый известный Щелкунчик
Хорошее настроение под Новый год появляется внезапно. Иногда от пушистых снежинок, падающих на тротуар, иногда – от вида мандаринов на витрине магазина… А порой оно появляется в тот момент, когда в твоих руках оказываются билеты на «Щелкунчика». Поход в декабре на бессмертный балет Чайковского стал в нашей стране доброй традицией. Почти каждый театр оперы и балета включает «Щелкунчика» в свой зимний репертуар.
Когда построили Дворец съездов, его сцена предназначалась в том числе для выездных спектаклей Большого театра. Но в 1990 году появилась собственная стационарная балетная труппа, которая с 1992-го называется «Кремлёвский балет». Здесь ставили Юрий Григорович и Владимир Васильев. Главные партии исполняли приглашённые Андрис Лиепа, Алла Михальченко и другие солисты ведущих театров. Одним из первых педагогов-репетиторов новой труппы стала великолепная Екатерина Максимова.
Первого «Щелкунчика» зрители увидели здесь в 1993 году в постановке художественного руководителя «Кремлёвского балета» Андрея Петрова. А в нынешнем году на легендарной сцене Государственного Кремлёвского дворца будет показан шедевр Чайковского в исполнении артистов Академии русского балета имени Вагановой. Спектакль представит самый известный Щелкунчик России, ректор академии Николай Цискаридзе.
Свой полувековой юбилей дворец отпраздновал глобальной модернизацией, которая длилась почти девять лет и закончилась в 2011-м. Теперь сцена Кремлёвского дворца способна принять постановки масштаба «Цирка дю Солей» и ничем не уступает по световому и техническому оснащению нью-йоркскому «Карнеги-холл», парижскому концертному залу «Олимпия» и даже Королевскому Шекспировскому театру в Стратфорде.
В последние годы деятельность Кремлёвского дворца подвергается критике, и особенно достаётся руководству за то, что оно позволяет проводить на прославленной сцене сомнительные мероприятия – к примеру, юбилей телеканала «Муз ТВ» в 2021 году, с эпатажным поведением российских эстрадных звёзд на красной дорожке. А ещё – не отслеживает серьёзные промахи горе-профессионалов, которые умудрились на огромном экране разместить фото Бонни и Клайда в качестве влюблённых советских молодых людей, якобы разлучённых во время войны. Это произошло во время исполнения песни «Если б не было войны» на концерте ко Дню Победы. Да и в целом критикуется общий низкий уровень исполнительского мастерства современных певцов и тех, кто себя ими считает.
Да пусть себе поют, закон спроса и предложения никто не отменял. Но остаётся открытым вопрос: так ли уж обязательно им петь на сцене Государственного Кремлёвского дворца?
Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Свежие комментарии