
«Зачем так много спиртного?» — спрашивает своего русского приятеля финский парень и слышит в ответ: «Этого-то, боюсь, не хватит». Так начинается фильм «Особенности национальной охоты», снятый 30 лет назад. Разобранный на цитаты, он считался чуть ли не отображением загадочной русской души. Но сейчас, когда и у нас в стране, и в наших душах многое изменилось, пришла пора всё переосмыслить и понять, о чём действительно сигналит нам это кино.
И какая загадка скрывается в этой высокоградусной комедии смутных времён?
А можно охотиться без водки?
Главный герой фильма – финский писатель Райво, приехавший в Россию начала девяностых годов собирать материал для своей книги о русской охоте. Представления о ней он получил, читая русских классиков: породистые кони, гончие псы, высокородные господа, говорящие по-французски, бескрайние поля, по которым несутся охотники, одетые в меха… Но в реальности финн видит совсем другую картину и совсем иных персонажей.
Генерал Михалыч, чья армия «проиграла холодную войну». По аналогии с генералом Александром Лебедем режиссёр и сценарист фильма Александр Рогожкин дал этому вояке «птичью» фамилию Иволгин. Но во время съёмок эпизода у КПП актёр, играющий переводчика Женю, ошибся и вместо «Иволгин» назвал фамилию актёра Алексея Булдакова. Переснимать и переозвучивать не стали. Генерал Иволгин превратился в генерала Булдакова. А его любимую фразу «Ну вы, блин, даёте!» заимствовали у Александра Панкратова-Чёрного, он часто вставляет её в свои актёрские байки.
Лесника Кузьмича, эдакую смесь деда Мазая, почтальона Печкина и русского буддиста, – сыграл петербургский актёр Виктор Бычков. Роль следователя Лёвы Соловейчика «с выдающимся и выразительным носом» Рогожкин хотел отдать самому носатому питерцу – актёру Александру Лыкову.
Но тот оказался занят на других съёмках, и тогда в Театре имени Ленсовета режиссёр нашёл чуть менее носатого Семёна Стругачёва, зато внешне более подходившего к фамилии Соловейчик. «За образец взяли Жириновского, – вспоминает Стругачёв. – Например, в эпизоде, когда мой герой показывает фигу: «Пьёте, да? И пьёте, и пьёте. Всё пропили. Думаете что, кончилась Россия, да? Во!!! Во!!! Вот тебе!» Также я «зашифровал» в образе Лёвы своего старшего брата, полковника уголовного розыска в отставке».
Четвёртого охотника, бизнесмена Сергея Савенко, которого играл Сергей Русскин, Рогожкин писал с Эдуарда Лимонова: «Настоящая фамилия Лимонова – Савенко, – рассказывает Русскин. – Не могу сказать, что в точности играл его, но лимоновская нервная рефлексия всё-таки есть. А в одном эпизоде я появляюсь с лимоном во рту. Тоже привет писателю».
Содержание фильма вспоминается по цитатам. Это короткие, как выстрел, тосты Михалыча («иначе не хватит времени на отдых»): «За встречу!», «За искусство!», «За единение!», «За красоту!», «За справедливость!» Однако наиболее глубокомысленный тост произносит Лёва: «Прощай, здоровье!»
Первое правило русской охоты – «Нельзя отказывать Кузьмичу!». Символ русско-финских отношений – «Русский слон – лучший друг финского слона». И лейтмотив фильма – недоумение финского обывателя: «Когда же мы пойдём на охоту?» «А можно охотиться без водки?» Ответ на этот вопрос прозвучал в финале, когда, охотясь на лося, герои чуть было не подстрелили корову и уже проникшийся русским колоритом Райво произносит по-фински: «Хорошая охота была». «Нормальная», – по-русски соглашается с ним Кузьмич.
Плывёт с довольным лицом
Плывёт с довольным лицом
Изначально режиссёр артхаусного или, как было бы честнее его назвать, «чернушного кино об ужасах совка», желанный гость европейских кинофестивалей А. Рогожкин хотел снять фильм о русском алкоголизме. За основу взял произведения Венедикта Ерофеева, разбавил их эпистолярными возлияниями Сергея Довлатова, добавил личный опыт.
Сценарий был на подходе, но в это время питерский продюсер и страстный охотник Михаил Кирилюк уговорил режиссёра, далёкого от брутальных мужских увлечений, поехать в лес с ружьём и друганами. Это событие изменило планы Рогожкина. Мужчины на пленэре, потребляющие водку в промышленных масштабах, их истории и ощущения стали фундаментом будущего фильма. А Кирилюк, предоставивший Рогожкину в качестве реквизита весь собственный оружейный арсенал, стал директором картины «Особенности национальной охоты».
Сценарий Рогожкин переписал, но, чтобы снять полнометражное кино, нужны большие деньги. Где их взять в нищей России девяностых?
Режиссёр пошёл проторённым путём – обратился к немецким продюсерам, которые уже спонсировали его более ранние фильмы. В угоду им главным героем, иностранцем, чьими «цивилизованными» глазами русский зритель посмотрит на себя со стороны, – сделал немца. Но фрицы отказались.
Тогда Рогожкин обратился за помощью к «горячим финским парням», сделав главного героя финном. Расторопные финны дадут положительный ответ, когда кино уже будет готово.
А пока они размышляли, натура – лето в Ленинградской области – уходила! Рогожкин уговорил директора киностудии «Ленфильм» Александра Голутву выделить скромное финансирование, нашёл в Институте театра, музыки и кино (ЛГИТМиКе) студента-финна Вилле Хаапасало и в октябре 1994-го рванул со съёмочной группой в Приозёрский район, в посёлок Проточное. Туда, где десять лет назад в пионерском лагере для трудных подростков Динара Асанова снимала своих «Пацанов».
«Холод стоял жуткий, – вспоминает актёр Бычков. – Тяжёлыми были сцены в бане. Топить было нельзя (пар оседает на объективе кинокамеры. – Ред.), шлёпали друг друга ледяными мокрыми вениками. Чтобы мы выглядели вспотевшими, нас обмазывали маслом. Потом мы прыгали в ледяную воду, а после грелись тем способом, о котором снимали кино. Особенно тяжко пришлось Лёше Булдакову, ведь он находился в холодной воде дольше всех!»
Но алтаец Булдаков не жаловался: «Было и весело, и сложно. Льдинки уже на воде, а я плыву с довольным лицом. Помню, оператор Андрей Жегалов на лодке передо мной кричит: «Фокус давай!» Какой тут фокус, не околеть бы! Долго думали, как сделать, чтобы после выныривания моя сигара ещё дымилась. Я её вложил в металлический футляр. Выныривал затылком к камере, быстро снимал футляр, поворачивался уже с дымящейся сигарой».
Зверь-антисемит
Зверь-антисемит
Не мёрзли только животные, которых в картине про охоту было немало. Прежде всего это корова, которую Кузьмич пытается переправить к свояку на дальний кордон.
«В ближайшем совхозе я купил трёх коров, – вспоминал Кирилюк. – Чтобы рогатые не отличались расцветкой, художники их красили гуашью. Транспортировку коровы на военном бомбардировщике снимали в городе Острове Псковской области, где наша киногруппа нашла списанный военный СУ. «Раскорячились» перед руководством аэродрома, общими усилиями запихнули в бомболюк бурёнку. Ноги её «раскорячили» уже потом на компьютере. Ну и я «раскорячился» – сыграл милиционера, который произносит фразу о корове в бомбардировщике: «Жить захочешь – не так раскорячишься».
Главным объектом охоты в сценарии Рогожкина был кабан, но знающие люди ему объяснили, что работать с кабанами нельзя, они не поддаются дрессировке. Режиссёр заменил вепря огромным медведем. Когда ему привезли арендованного у питерских уличных фотографов медвежонка Борю, расстроился: «Очень мелкий!» И снова голос директора картины Кирилюка оказался решающим: «Большому нужно полста кэгэ мяса в сутки! Не прокормим!»
Маленький Боря, которого и коньяком поили, и снотворным кололи, на площадке буйствовал. «Это потом мы узнали, что фотографы сплавили нам мишку за бесценок, потому что до этого у Зимнего дворца он снял скальп с девочки и уличную работу ему запретили, – поведал актёр Бычков. – Особенно этот зверь-антисемит невзлюбил Семёна Стругачёва. Бросался на него, один раз подмял под себя. Жаль, что в картину не вошёл кадр, в котором мой Кузьмич медитирует рядом с медведем. Хороший был кадр, но, когда плёнку проявили, оказалось, что на заднем плане шныряет какой-то мужичонка. Он нам много кадров зарубил!»
Мужичонкой на заднем плане оказался артист Алексей Полуян, играющий в фильме задержанного в милицейском уазике. Роль крохотная, и, пока коллеги работали, Полуян занялся сбором и производством галлюциногенных средств. Обнаружил это Кузьмич-Бычков: «Смотрю, стоит, ковыряет в коровьей лепёшке палочкой, что-то из-под неё достаёт и прячет в мешок. Я пробрался в его коттедж, оттуда на меня повалили клубы дыма, а в них – Лёха Полуян с косяком в зубах! Показал то, что доставал из-под коровьих лепёх: «Грибы. Галлюциногенные. Я их сушу, поеду в город, продам».
По версии Бычкова, Полуян, снимавшийся в этих местах ещё в «Пацанах», отлично знал местную флору и уже тогда подсел на запрещёнку, которая вкупе с водкой и стала причиной его преждевременной кончины. Он умер, не дожив до 45 лет.
Не менее грустна судьба мишки Бори. После съёмок хозяева потащили его на криминальную разборку попугать конкурентов, где он и пал от бандитской пули.
Хаапасало в шоколаде
Хаапасало в шоколаде
Как утверждает актёр Бычков, в нетрезвом виде ему пришлось работать лишь один раз: «Рогожкин объявил конец съёмочного дня. Мы с Булдаковым, Стругачёвым и Хаапасало выпили водочки. Вдруг слышим: «Все на площадку! Снимаем эпизод с проездом на милицейском автомобиле!»
Сели за руль пьяные. Как вели машину, не помню, чудом её не разбили. Булдаков в подпитии упал грудью на камень, пришлось его в больницу везти, а Хаапасало с перепоя потерял память. Когда я поинтересовался, сколько ему лет, пошёл звонить маме в Финляндию. Она сказала, что Вилле 22 года, и присовокупила: «Ты так много пьёшь в России, что даже возраст свой забыл! Почему Саара за тобой не смотрит?»
Жена Вилле, пышногрудая финка Саара, совершенно не говорила по-русски. Рогожкин дал ей бессловесную роль одной из двух весёлых доярок (вторую играла Зоя Буряк), и сама была не прочь выпить, что ей впоследствии пригодилось. Вернувшись в Финляндию, она стала психотерапевтом, специализирующимся на работе с алкоголиками. А актёру Хаапасало «Особенности национальной охоты» дали мощнейший старт в карьере.
Как вообще финн оказался в постперестроечной России?
«После школы я оплатил вступительные экзамены в английский театральный колледж, хотел жить в Лондоне. Но друг посоветовал учиться в Ленинграде. Я и поехал» – такова легенда, звучащая из уст самого Хаапасало, в которую наивные русские верили почти тридцать лет.
Сейчас, когда мы знаем новые оттенки личности этого актёра, она кажется вымышленной. И «друг, порекомендовавший учиться в России», скорее похож на сотрудника финских спецслужб. Подтверждает это и недавняя исповедь Хаапасало украинским журналистам: «Русских в Финляндии воспринимают как врагов. У нас война была против русских. На ней мой дедушка погиб. Помню, когда меня провожали в Ленинград, бабушка принесла на вокзал винтовку: «Возьми, знаем мы этих русских!»
Финские режиссёры всегда воротили нос от Хаапасало, а у «этих русских» он был обласкан. Лауреат Государственной премии, призёр Московского кинофестиваля, обладатель «Серебряного святого Георгия», он блистал в нашем кино и на нашем телевидении, миллионы долларов получил, будучи рекламным лицом ОАО «АвтоВАЗ». А в Финляндии открыл сеть ресторанов русской кухни, которые облюбовали опять-таки наши туристы.
Когда началась СВО, богатый финн раскрасил свои рестораны в цвета украинского флага: «Вся выручка идёт на нужды ВСУ! Слава Украине!» – такая плашка на финском, английском и украинском языках висит на сайте его компании.
Когда началась СВО, богатый финн раскрасил свои рестораны в цвета украинского флага: «Вся выручка идёт на нужды ВСУ! Слава Украине!» – такая плашка на финском, английском и украинском языках висит на сайте его компании.
«Это, конечно, вызывает омерзение, – уверен хельсинский журналист Кости Хейсканен. – Вилле Хаапасало владеет русским языком, он мог бы разобраться в ситуации. Но он плюнул в народ, который дал ему всё – и деньги, и славу».
Обнажившаяся русофобская сущность Хаапасало выглядит вполне логично, если разобраться, что за фильм сделал его звездой.
Поленом по башке
Эта картина – в сущности, бесценный подарок Западу. Как написал один русский военный, «ЦРУ и ФБР должны были озолотить Рогожкина, настолько талантливо в его фильме обгажены наша армия и вся Россия».
Эта картина – в сущности, бесценный подарок Западу. Как написал один русский военный, «ЦРУ и ФБР должны были озолотить Рогожкина, настолько талантливо в его фильме обгажены наша армия и вся Россия».
Здесь воспроизведены все стереотипы о нашей стране – спившиеся мужики, легкодоступные женщины, избы-развалюхи, дороги с колдобинами, тупые генералы, продажные менты, водка, баня и медведи. Не без победных чувств взирают на это и наши собственные русофобы, которые до сих пор считают «Особенности…» «групповым портретом российского общества».
После выхода фильма на экраны его завалили призами. Председатель жюри «Кинотавра-1995» писатель Владимир Войнович, символично отвергнув «Любить по-русски» Е. Матвеева, «Всё будет хорошо» Д. Астрахана, а также фильмы В. Хотиненко, А. Учителя, В. Меньшова и К. Шахназарова, отдал Гран-при картине Рогожкина. Кинофестиваль в Карловых Варах вручил ему приз жюри. «Ника» посчитала картину лучшей аж в четырёх номинациях!
За что именно награждали? За то, что жизнь героев Рогожкина бесцельна, бессмысленна и абсурдна. За грустные анекдоты о том, как за бутылку водки можно зафрахтовать стратегический бомбардировщик, как пьяный участковый теряет табельное оружие, как пьяный следователь глушит рыбу динамитом, как бизнесмена придавило в сарае надувным спасательным средством, как генерала приняли за медведя и отоварили поленом по башке. Ну и о том, что бывалые русские охотники даже в корову попасть не могут.
Понимал ли Рогожкин, что его «Особенности национальной охоты» в первую очередь демонстрируют охоту на нацию? Водка как оружие, и не зря на коробках со спиртным, которые фигурируют в картине, английские надписи, а персонажи копируют героев американского кино. Кожанка и солнцезащитные очки, как у Шварценеггера, ковбойская шляпа, красная повязка, как у Рэмбо. Это карикатура на нас, желавших стать частью враждебной нам культуры. И не с убийственной перестройки это началось, ведь и в XIX веке, как нам показывает вторая сюжетная линия картины, русский свет говорит по-французски, подражая своему врагу.
В русском языке слово «охота» имеет два значения. Охота на зверя и охота как желание. Чего же хотят русские? Отвечая на этот вопрос, Рогожкин выписывает нашему народу смертный приговор. Русские в его фильме хотят лишь забыться. «Отрешиться от себя можно только в кино, в жизни столько не выпить», – как говорил Рогожкин.
Впрочем, есть в его фильме болезненная для многих правда. Тогда наша Родина действительно находилась на волосок от гибели. Стыдно, но нужно иногда пересматривать «Особенности…». Чтобы помнить недавнюю историю. Чтобы не повторить ошибки.
Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Свежие комментарии