— …Утром встала, хотела себе яйцо сварить на завтрак, кофе с молоком сделать! – рассказывает двадцатитрехлетняя Валерия. – Тяну за ручку холодильника, а он не открывается… Смотрю, под ручкой фигня какая-то прикручена… Звоню маме на работу, говорю, мам, а чего это холодильник у нас не открывается? А она мне: «А ты не догадываешься, что ли?
Замок на холодильник мы с отцом повесили, как обещали. От тебя! Кто не работает, тот не ест!»…В июне прошлого года Валерия закончила институт, исторический факультет, и с тех пор все никак не может найти работу. Хотя честно старается. Разослала резюме, откликается на вакансии. На большую зарплату, разумеется, не претендует, сейчас надо встроиться хоть куда-то. Но никуда не берут. Везде требуется хоть какой-то опыт. А где его взять – непонятно… «У нас большая загрузка, обучать вас нет времени, надо, чтобы человек пришел и начал работать с первого дня!» — говорит работодатель.
В некоторых компаниях аккуратно расспрашивают, замужем ли Валерия, и не планирует ли в декрет. Лера не только не замужем, но и отношений никаких у нее в данный момент нет. Разумеется, о декрете и речь не идет. Но кадровики только умудренно переглядываются – все вы, мол, так говорите. А как только освоитесь на работе да чему-то научитесь, вдруг выясняется, что вы на пятом месяце беременности.
— Конечно, мы бы предпочли взять на эту вакансию мужчину! – сказали Лере в одном месте. На ее резонный вопрос, зачем же зовут на собеседование девушек, просто пожали плечами.
Ну и, разумеется, из той компании больше никто не перезвонил.
— Очень переживаю! – вздыхает Валерия. – Утром просыпаюсь с мыслями о работе, вечером ложусь с ними же. И ночью лежу, думаю о том, что надо же что-то делать. Но что? Начала статьи писать для исторических сайтов в интернете – но это копейки, а времени уходит очень много, если писать действительно качественные, интересные тексты... Сейчас вот работы студенческие делала, получилось подзаработать перед Новым годом. Но все ушло на сапоги и стоматологию… И это не работы все, так, подработки на карманные расходы. Однокурсницы, кто хотел, уже все устроились, подавляющее большинство благодаря родственникам – родителям, тетям-дядям. С улицы, как у меня, это мало у кого получилось… Мои родители помочь мне в трудоустройстве не хотят, только требуют работать!
Осенью Валерия пошла на стажировку в довольно крупную компанию – работать практически без денег, за опыт, чтобы потом его указывать в резюме. Но и там не сложилось. Валерию завалили заданиями, а как и что делать, никто не объяснял, хотя на собеседовании обещали учить. Просила помощи у коллег, те только отмахнулись – некогда, мол, нам за обучение новичков никто не платит, и своя работа в это время стоит… В общем, Лера с трудом выдержала пару недель и ушла.
— Предлагают платное обучение в компаниях, но не факт, что после него возьмут на работу! – делится Лера. – Обучают десяток человек, потом выбирают троих лучших, остальным до свидания… От безысходности ходила уже на собеседование на вакансию продавца. Там и пол мыть надо, и стоять на ногах смену в двенадцать часов… а в отзывах и вообще ужас что пишут. Постоянные переработки, подставляют на деньги, обманывают, штрафуют, заставляют в выходной выходить на работу и трудиться бесплатно. Рабство какое-то…
Но больше всего удручает Валерию реакция родителей на то, что она сидит дома и не работает.
— Стараюсь уже и по дому помогать, чтобы компенсировать свое проживание! – рассказывает Валерия. – Но отношения все хуже, родители давят, высказывают, что сижу на шее, взрослая кобыла, жру за их счет, хотя давно уже пора встать на ноги и помогать семье финансово… Выслушиваю каждый день, потом плачу по углам. Холодильник на замке – это уже последняя капля, они давно так сделать обещали. Не думала я, что сделают, однако же – вот…
Родители Валерии – люди совсем не бедные, и содержание двадцатитрехлетней дочери их на грань выживания не толкает. Отцу и матери в районе пятидесяти пяти, оба работают, получают зарплату. Всего, что у них есть, добились сами. Купили две квартиры в Москве: двухкомнатную, в которой сейчас живет семья, и крошечную однушку под сдачу, задел на пенсию. Кроме квартир, у родителей машина и дача, которую построили совсем недавно и постоянно благоустраивают.
Но если их послушать, то создается впечатление, что оба только и делают, что пашут день и ночь, чтобы прокормить Леру. Это при том, что ест она, как цыпленок, ничего не требует и не просит – понимает же, что сидит на шее. Зачем беспрестанно об этом твердить…
— Мама с папой, конечно, молодцы – в Москву в молодости приехали из дальнего региона с одним чемоданом на двоих, много работали и встали на ноги! – рассказывает Лера. – Теперь вполне себе москвичи… Рассказывают, что в моем возрасте оба на двух работах пахали, света белого не видели… Да я бы тоже, может, пахала с удовольствием, если бы меня куда-то взяли. Родители не понимают, что времена изменились. В годы их молодости заработать было легко! Опыта, небось, никто не спрашивал, брали всех, кто хотел трудиться. Жилье стоило меньше. Тоже не копейки, конечно, но и не столько, как сейчас. Купить квартиру простому человеку с нуля было реально. В конце девяностых – в начале нулевых вообще были жирные годы, тогда заработать было – раз плюнуть! Но времена изменились. Почему родители этого не понимают?
В детстве и юности родители Лере почти ни в чем не отказывали. Одевали-обували достойно, возили на море, купили гаджеты, нанимали репетиторов, оплачивали курсы и лагеря по учебе, поощряли занятия спортом, хотя это тоже стоило денег. Дали возможность выучиться в вузе, в студенческие годы покупали обновки, давали денег на развлечение. Больше вкладывать в дочь они не хотят. Родители уверены, что теперь Лера получила от них все, что ей надо для жизни, и должна съехать из дому. Снять квартиру, найти работу, накопить первоначальный взнос, взять ипотеку. Можно мужчину найти – вдвоем становиться на ноги легче. Но не сидеть в квартире родителей.
Мать и отец перешли уже к решительным действиям – заперли холодильник. Что они придумают завтра – замок поменяют в двери? Выкинут на улицу с пакетом трусов, или даже без него?
— Разве так можно в семье? – недоумевает Лера. Она совершенно не представляет, что делать.
Родители и правда чего-то не понимают? Настали «другие» времена, их опыт – работай и зарабатывай – сегодня не применим? В их годы было проще и легче?
Или это Лера – лентяйка и нытик?
Как вам ситуация? Что думаете?
Хотите оперативно узнавать о новых публикациях на сайтах «Семейные обстоятельства», «Коммунало4ка.ру», «Сундучок»? Присоединяйтесь к проекту в соцсетях ВКонтакте и Одноклассники.ру. А еще Телеграм. Заходите, рада всем!
Свежие комментарии