
Автор много лет работает культурным обозревателем различных московских изданий. Большая часть бесед Олега Перанова с артистами, режиссёрами и музыкантами опубликована и хорошо известна. Однако иногда короткие истории из жизни деятелей культуры имеют ценность как самостоятельные произведения. Эти байки из-за кулис и являются основой данной публикации.
Артист Вадим Спиридонов в советском телесериале «Вечный зов», который шёл на экранах несколько лет, сыграл Фёдора Савельева – человека, чьи поступки вызывали у зрителей не самые положительные эмоции.
Эту историю рассказывал Валерий Усков, один из режиссёров телесериала.
Эту историю рассказывал Валерий Усков, один из режиссёров телесериала.
– Однажды Спиридонов опоздал на озвучение. Это выглядело странно, ведь Вадим считался дисциплинированным артистом. А тут нет его и нет. Вдруг приходит. Я ругаю его: «Ну как так можно? Мы тебя целый час ждём!» «Валерий Иванович, вы знаете, что произошло? Я еду в такси. Таксист на меня смотрит, смотрит. Потом вдруг останавливает машину и говорит: «За что ты, сволочь, Ваньку-то в тюрьму посадил? А ну, гад, вылезай из машины. Не повезу». Пришлось долго ловить другое такси».
А эта история – от народного артиста СССР Льва Дурова.
А эта история – от народного артиста СССР Льва Дурова.
– Как-то раз позвонили по телефону и сообщили, что я награждаюсь каким-то орденом и должен приехать в Дом правительства такого-то числа. Встал в этот день с утра пораньше, вымылся, три волосинки свои зачесал, даже единственный галстук надел, который почти не ношу. Приезжаю, а охранники спрашивают, зачем я приехал. Объясняю, что тут орден мне вручать будут. А они смеются: никого сегодня не награждают, и начальства вообще нет на месте. Но я настаивал – мол, звонили же серьёзные люди! Стали уточнять, звонили даже в администрацию президента. Оказалось, меня в ближайших наградных списках вовсе нет. Я в недоумении спускаюсь по ступенькам Дома правительства. А внизу стоит Юра Никулин, усмехается: «Дурачок, приехал всё-таки!» Я долго бегал вокруг машины, пытаясь его пнуть.
А потом получил письмо на английском. Единственное, что там понял, – Голливуд. Друзья мне перевели. Написано, что, кроме меня, туда на какое-то мероприятие приглашаются Никулин, а ещё Дастин Хоффман, Аль Пачино… Звоню Юре, рассказываю про такое приглашение. Он смеётся, мол, я его разыгрываю. Я к нему пришёл, показал письмо. И на следующий день он мне говорит, что такое же получил. Но мне не позвонили ни через неделю, ни через две.
Связался с Юрой по телефону, а он и говорит: «Почитай, что на печати написано на конверте». Я читаю английскими буквами по-русски: «Счастливого пути, дурачок!»
Композитор Геннадий Гладков, написавший музыку к фильму «Формула любви», иронизировал о мистике, которая окружила съёмки картины.
Композитор Геннадий Гладков, написавший музыку к фильму «Формула любви», иронизировал о мистике, которая окружила съёмки картины.
– Первым «пострадал» исполнитель главной роли Нодар Мгалоблишвили, – рассказывал Геннадий Игоревич. – Ему выделили номер в гостинице киностудии «Мосфильм». Однажды вечером выпивший Нодар сидел на подоконнике распахнутого окна и пел, а громко петь он любил. Засмотрелся на незнакомую барышню, которая остановилась его послушать, вывалился из окна (второй этаж) и сломал ногу! Нодар потом в шутку всех уверял, что виновато проклятие Калиостро. Решили продолжать его снимать. Актёр садился верхом на рабочего, который на четвереньках возил его во время съёмок, потому что по сценарию граф должен спокойно двигаться.
Александра Захарова, игравшая в фильме деревенскую девку Фимку, на съёмках случайно сломала большой палец на ноге. Александра Абдулова понесла лошадь, запряжённая в карету. Карета перевернулась и упала в овраг. Повисла тишина. «Саша, вы живы?» – крикнул в рупор режиссёр Захаров. «Жив! – послышался голос Абдулова из кустов. – Только ушибся».
Интересная история произошла на зимних съёмках фильма-сказки Александра Роу «Морозко».
Интересная история произошла на зимних съёмках фильма-сказки Александра Роу «Морозко».
Съёмочная группа выехала в заснеженный лес, где предполагался эпизод с сидящей у ели замёрзшей Марфушкой в исполнении 20-летней Инны Чуриковой. По роли эта капризная девица должна есть яблоко, запивая молоком. Но после первого дубля эти фрукты резко закончились, а ехать за ними в город было некогда. Тогда мужественная актриса, отыскав непонятно где луковицу, издали похожую на яблоко, стала откусывать её перед камерой, прихлёбывая ледяное молоко.
Конечно, если присмотреться, то видно, что бедняжка Чурикова не подавая виду вгрызается именно в луковицу.
К роли Миледи в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра» Маргарита Терехова подошла очень ответственно. Чтобы у неё появились нужные тёмные круги под глазами, специально не спала ночами. Так она хотела показать уставший вид Миледи, у которой из-за интриг нет времени на сон.
К роли Миледи в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра» Маргарита Терехова подошла очень ответственно. Чтобы у неё появились нужные тёмные круги под глазами, специально не спала ночами. Так она хотела показать уставший вид Миледи, у которой из-за интриг нет времени на сон.
Актриса рассказывала, что в её случае обошлось без изготовления париков: «Это мои собственные волосы. С годами они стали другими».
Вживалась в роль Терехова дотошно. Перед сценой в Бетюнском монастыре, где Миледи допрашивает монашку, актриса попросила привезти ей настоящую косметичку тех времён – XVII века. Косметичку привезли из музея, всю в драгоценных камнях. Поэтому во время съёмок рядом находился охранник – чтобы с музейным экспонатом ничего не случилось.
Актриса Татьяна Догилева снялась в фильме «Блондинка за углом», где её партнёром выступил уже популярный Андрей Миронов. Однажды он подшутил над ней.
Актриса Татьяна Догилева снялась в фильме «Блондинка за углом», где её партнёром выступил уже популярный Андрей Миронов. Однажды он подшутил над ней.
– За Андреем Александровичем и на гастролях, и на съёмках всегда следовала группа фанаток, – смеётся Татьяна. – Он так от них уставал! Когда их видел, то становился багрового цвета, его трясло от этой «жгучей любви». Они приходили на каждый спектакль, и Андрей возмущался: «Как они билеты достают?» Попасть в Театр сатиры в те годы было непросто.
Однажды я играла в спектакле в «Ленкоме», и вдруг сообщают, что на служебном входе меня дожидается группа девушек и юношей. Я вышла. Они говорят: «Тань, ну мы вот пришли». «А кто вы и зачем пришли?» – «Миронов сказал к тебе идти… Ну, мы пошли сперва в Театр сатиры, а он нас увидел и стал кричать: «Чего вы все ходите сюда, шли бы в другое место! Вон к Догилевой сходите». И вот мы здесь».
У актрисы Татьяны Окуневской было одно драгоценное украшение – колечко с крупным бриллиантом. Она им очень гордилась. В молодости, когда актриса была популярной, ей подарил колечко один богатый поклонник. Это кольцо Окуневской все в тусовке знали, как говорится, «в лицо».
У актрисы Татьяны Окуневской было одно драгоценное украшение – колечко с крупным бриллиантом. Она им очень гордилась. В молодости, когда актриса была популярной, ей подарил колечко один богатый поклонник. Это кольцо Окуневской все в тусовке знали, как говорится, «в лицо».
– Однажды у меня в доме собрались гости, вроде все свои – театрально-киношные люди. Помню, артист Гена Бортников был, – рассказывала мне Татьяна Кирилловна. – И вот, когда гости ушли, я обнаружила, что моя драгоценность пропала. Ну всё обыскала, нету! А кто мог взять-то? Все же свои. И ни на кого не подумаешь. Так я расстроилась! И вот проходит время, мне звонит Миша Жванецкий. Рассказывает, что выступал в Сибири, и в каком-то городе на администраторше, которая устраивала его концерт, увидел моё кольцо. Сообщил в милицию. Оказывается, эта тётка, которая в тот вечер у меня была в гостях среди прочих, украшение и украла. Так колечко вернулось ко мне.
– Когда мы начали работать над фильмом «Усатый нянь», то с Людмилой Шагаловой долго обсуждали её героиню – директора детского сада, – рассказывает мне режиссёр кинокартины Владимир Грамматиков. – Придумали, например, что своих детей у неё нет. Шагалова, помню, сразу поставила ультиматум: моя директриса должна быть доброй и хорошей, иначе играть не стану. Так и решили.
– Когда мы начали работать над фильмом «Усатый нянь», то с Людмилой Шагаловой долго обсуждали её героиню – директора детского сада, – рассказывает мне режиссёр кинокартины Владимир Грамматиков. – Придумали, например, что своих детей у неё нет. Шагалова, помню, сразу поставила ультиматум: моя директриса должна быть доброй и хорошей, иначе играть не стану. Так и решили.
Есть один эпизод в фильме, когда героиня Людмилы Александровны разговаривает по телефону, а попугай прилетает к ней на плечо и говорит на ухо. Долго мы мучились с этой сценой. Кое-как выдрессировали попугая, чтобы летал в нужном нам направлении. Но как его заставить «говорить» на ухо Шагаловой? Тогда мы засунули в ухо Людмилы Александровны орешек фундука. Попугай заинтересовался и клювом играл с ухом актрисы.
Людмила Александровна это мужественно вынесла, а в кадре создалось ощущение, будто птица что-то шепчет Шагаловой.
Эту трагическую историю рассказывал актёр Юрий Сорокин, который дружил с легендарным Георгием Милляром. Накануне своего 85-го дня рождения Георгий Францевич собирался на встречу с поклонниками в концертном зале «Россия», которая так и не состоялась.
Эту трагическую историю рассказывал актёр Юрий Сорокин, который дружил с легендарным Георгием Милляром. Накануне своего 85-го дня рождения Георгий Францевич собирался на встречу с поклонниками в концертном зале «Россия», которая так и не состоялась.
– Я приехал к нему в гости и вижу – на столе лежат стопки рисунков, на каждом изображена Баба-яга и подписано: «С любовью, Г.Ф. Милляр». «Что это?» – спрашиваю. «Да вот, Юречка, я узнал, что в «России» 850 мест, и было бы неплохо, если бы у каждого ребятёнка остался от меня подарочек», – ответил Милляр. И он действительно нарисовал 850 картинок! Зная ответственность Георгия Францевича, уверен, что он с раннего утра сидел застёгнутый на все пуговицы. А ему даже не перезвонили!
В итоге рисунки разошлись по знакомым, а часть из них попала в Музей кино, в пыльную папку, вместо того чтобы перейти маленьким зрителям, которых так жаждал увидеть Милляр.
А эта история от режиссёра Иосифа Райхельгауза, который когда-то начинал в театре «Современник».
А эта история от режиссёра Иосифа Райхельгауза, который когда-то начинал в театре «Современник».
– Эта была одна из первых режиссёрских работ Галины Волчек, – вспоминает Иосиф Леонидович. Она репетировала страстную сцену с Анастасией Вертинской и Володей Земляникиным. В сцене Земляникин должен был ворваться в комнату, увидеть женщину, испытать эмоциональное потрясение… Но естественная реакция у Володи не очень хорошо получалась. Тогда Волчек пришло в голову гениальное решение:
– Володя, выйди и войдёшь, только когда я тебе скажу.
– Володя, выйди и войдёшь, только когда я тебе скажу.
Артист вышел. На глазах у изумлённой Вертинской Галина Борисовна стала снимать кофточку и то, что под ней. Оставшись обнажённой по пояс, крикнула:
– Володя, входи!
– Володя, входи!
Земляникин открывает дверь и привычно направляется к Вертинской… Вдруг замечает Волчек и, смущаясь и краснея, говорит:
– Ой, Галина Борисовна, извините…
– Ой, Галина Борисовна, извините…
Нужная эмоция поймана!
Ещё одна байка из жизни театра «Современник». Однажды в обеденный перерыв Олег Табаков решил поесть по полной программе – закусочки, супчик, второе, десерт, компот… И тут по трансляции раздался голос помощника режиссёра: «Олег Табаков, на сцену!»
Ещё одна байка из жизни театра «Современник». Однажды в обеденный перерыв Олег Табаков решил поесть по полной программе – закусочки, супчик, второе, десерт, компот… И тут по трансляции раздался голос помощника режиссёра: «Олег Табаков, на сцену!»
На лице артиста появилось разочарование. Лучше всех это было заметно Валентину Гафту, который сидел за столиком Табакова. Олег Павлович оказался в замешательстве: не пойти нельзя, а если оставить еду на столе, Гафт может всё съесть… Впрочем, Табаков быстро нашёл выход из ситуации и обратился к коллеге:
– Валя, я бегу на сцену, но скоро вернусь. А чтобы тебя мой обед не соблазнял, вот: тьфу, тьфу, тьфу! – и плюнул в каждую из своих тарелок, даже в компот.
– Валя, я бегу на сцену, но скоро вернусь. А чтобы тебя мой обед не соблазнял, вот: тьфу, тьфу, тьфу! – и плюнул в каждую из своих тарелок, даже в компот.
Гафт возмутился:
– Олег! Что это ты себя так неинтеллигентно ведёшь? Тут, между прочим, люди обедают. А ты плюёшься! Ну что это такое: тьфу, тьфу, тьфу! – и тоже плюнул в каждую из тарелок Табакова.
Чуть ли не трагедией закончился однажды показ спектакля «История лошади» в ленинградском Большом драматическом театре, где Евгений Лебедев играл главную роль Холстомера, а Георгий Штиль – конюха Ваську.
– Олег! Что это ты себя так неинтеллигентно ведёшь? Тут, между прочим, люди обедают. А ты плюёшься! Ну что это такое: тьфу, тьфу, тьфу! – и тоже плюнул в каждую из тарелок Табакова.
Чуть ли не трагедией закончился однажды показ спектакля «История лошади» в ленинградском Большом драматическом театре, где Евгений Лебедев играл главную роль Холстомера, а Георгий Штиль – конюха Ваську.
– В одной из последних сцен мой герой убивает Холстомера ножом, – вспоминает Георгий Антонович. – Причём это был хотя и бутафорский, но всё-таки железный нож. И вот заношу я над Лебедевым руку с лезвием, потом отвожу чуть в сторону, делаю вид, будто вонзаю, гаснет свет, и – нож попадает на голову Евгению Александровичу.
Оказывается, Лебедев качнулся (плохое самочувствие) и попал прямо под нож. Артиста увезли в больницу. Потом меня проверяли, пьян или нет. Но Евгений Александрович знал, что я не виноват, и простил.
В 1973 году на экраны среди прочих вышли два советских фильма – новогодняя комедия «Эта весёлая планета» и драма Василия Шукшина «Калина красная». В последней есть эпизод, когда главный герой в исполнении Шукшина в ресторане отмечает свой выход из тюрьмы («Народ для разврата собрался!»). Среди гостей за столом можно заметить Наталью Крачковскую. Если приглядеться, она в том же платье, в котором появляется в кадрах «Этой весёлой планеты». Как же так получилось?
В 1973 году на экраны среди прочих вышли два советских фильма – новогодняя комедия «Эта весёлая планета» и драма Василия Шукшина «Калина красная». В последней есть эпизод, когда главный герой в исполнении Шукшина в ресторане отмечает свой выход из тюрьмы («Народ для разврата собрался!»). Среди гостей за столом можно заметить Наталью Крачковскую. Если приглядеться, она в том же платье, в котором появляется в кадрах «Этой весёлой планеты». Как же так получилось?
– Дело в том, что в тот день на киностудии «Мосфильм» я снималась в «Планете» в сцене новогоднего бала, – рассказывала Наталья Леонидовна. – На мне было такое облегающее чёрное платье, в котором особенно заметны мои пышные формы. Дали перерыв на три часа, в это время снимали других актёров. Вышла я в тамбур павильона покурить. И там меня встречает Вася Шукшин – в это время в соседнем павильоне он снимал застольную сцену «Калины красной». Он посмотрел на меня, засмеялся и попросил поприсутствовать в кадре за столом. Так и получилось, что в двух фильмах я появилась в одном и том же платье.
Олег ПЕРАНОВ
Опубликовано в №13, март 2025 года
…
Свежие комментарии