Морена, хочу узнать ваше мнение об одной истории. Близкая мне супружеская пара была упертыми дачниками всю жизнь. Дочь, под влиянием зятя, от дачи отреклась. Мама была человеком трудной судьбы и трудного характера, на даче все все делали не так, потом и вообще помогать перестали, а ведь на даче работать надо.
Примерно, как лошади, а то и посерьезнее. И тут тесть словил осложнения после Ковида, с легкими у него стало не очень, плюс – предынфарктное состояние. И врач велел, чтобы никаких нагрузок, максимум – прогулка по парку нога за ногу.
Однако наступала весна, и надо было ехать копать-сажать. И мама никаких отговорок не принимала. Она, как любая женщина старой закалки, понимала всего два состояния здоровья – могу встать и не могу встать. Раз можешь встать – здоров. И надо работать. В конце концов, я еще больше больная, но работаю же? Дочь в шоке, на ее глазах мать убивает отца своей этой дачей, а как спасти отца от этой лютой смерти – неизвестно. Сам он жене возражать не решается, уйти от нее он не может, на даче работать тоже не может, а придется. И как дочери в этой ситуации поступить? Силой увести отца? Наорать на мать и назвать ее потенциальной убийцей?
В этой истории мне не понятно, а что, есть только два выхода? Либо отца забрать, либо мать прибить? А поехать и самим все сделать? Вспахать, прополоть, посадить? И ездить и сажать, пока старики не потеряют настолько здоровье, что будут дома сидеть. И терпеливо сносить все это материнское ворчание на тему “чтоб вас лихоманка забила, криворуких”. Что, очень трудно сделать так, чтобы они были спокойны?
Ведь это самое малое, что дети могут для родителей сделать. Никто пока не просит пересадки костного мозга или выхаживать месяцами. Нет, всего лишь раз в неделю на дачу съездить. Но опять поднялась волна – а мы на эту дачу ездить не хотим! и не поедем! И чё-этта такое, мы не обязаны! Как бы вы прокомментировали эту ситуацию?
***Ответ***
Боюсь, что прокомментировать ситуацию как дачник я не смогу – у меня для этого слишком мало опыта. Но как психолог, я вижу тут систему не столько огородно-дачную, сколько семейную. И эта система дисфункциональна.
В ней, как я понимаю, существует некий главный матриарх, который управляет своим народом через дачу. Именно там во весь свой исполинский рост встают потребности командовать, учить, ругать, быть важной и значимой. Иначе уж можно было бы как-то соотнести дачные амбиции с текущим состоянием здоровья (но для этого надо такую привычку иметь).
Думаю, помидоры с огурцами тут вообще вторичны. Первично, конечно, вот это командование. И если смотреть в материнские потребности, и удовлетворять их, то делать это на уровне значимости мамы, а не на уровне саженцев-закруток. А вот как дать понять маме, что она значима, без закруток – это задачка посложнее, ее дистанционно не решишь, нужно знать тонкие нюансы, известные только членам семьи.
В целом же речь идет о некой системе, довольно распространенной на пост-советском пространстве, где женщина по умолчанию капитан корабля, а мужчина – мягкий и покладистый. Мне эта система не слишком симпатична, но в жизни я часто вижу, что если таких людей разлучить, мужчину от такой жены-мегеры убрать, особенно в конце жизни, то в итоге это для него же боком выходит. Эта система сросшаяся, как сиамские близнецы, которых хотелось бы разделить, но операция несет в себе огромные риски. Так что здесь такая ситуация, что и поездка на дачу повредит, и не-поездка повредит, только иначе.
Могу ли я поддержать идею плясать вокруг мамы и ее дачи потому, что дочерний долг? Увы, не могу поддержать. Дочерний долг это как раз выхаживать месяцами или организовать уход, при этом морально поддерживая. А обслуживать материнскую потребность во власти значимости, проросшую между огурцами – нет такого дочернего долга. По крайней мере, в моей системе координат. Может эта мама до 90 лет проживет, и там еще пять поколений дачников закопают под ее командованием. И что же, всему этому подыгрывать?
Я бы смотрела на то, как можно маму переориентировать на командование в другом месте. Может, она будет старшая по подъезду. Участвует в конкурсе на двор высокой культуры быта, и сажает во дворе цветы в покрышки. Заодно ворчит на всех вокруг, чтоб не топтали. Но это по желанию.
Потому что эти кондалы очень прочно скованы. Не так просто разорвать эти цепи. Потому что есть мама внешняя – уставшая пожилая женщина с тяпкой. А есть мама внутренняя, выражающаяся в готовности принять командование на себя и в знании, как всем лучше. Она в этой семье, как мне кажется, основная фигура.
Она, как любая женщина старой закалки, понимала всего два состояния здоровья – могу встать и не могу
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии