Что такое эмоциональное обслуживание, и почему его все отрицают
Один гражданин громко жаловался на тяжелую мужскую долю. Нет, он не работал в шахте, не отдавал половину зарплаты на содержание бывших детей (частая в наше время жалоба), и ипотеки у него не было, как и жены. Дело было вот в чем…
Этот гражданин за неделю сходил на три свидания с женщинами, и там ему очень не понравилось. Дело было даже не в расходах – расстаться с сумой, равной одному пирожному и двум чашкам зеленого чая он был готов. Расстраивало другое. Перед девушками приходилось «держать лицо». Пытаться заинтересовать, развлекать разговорами, следить за языком, придумывать комплименты. Тут еще не понятно, дойдет до главного, или нет, а уже подстраивайся, в глаза заглядывай, беседы веди, развлекай. Каторга!
И вот, сам того не желая, этот гражданин ответил на очень важный вопрос. Существует ли эмоциональное обслуживание? Или его придумали коварные женщины, которые только и делают, что пытаются набить себе цену?
Что такое эмоциональное обслуживание?
Вообще, термин «эмоциональное обслуживание» появился тогда, когда люди всерьез заинтересовались сферой услуг. Ведь всем очевидно, например, что улыбаться покупателям в магазине – это тоже труд. И никто с этим не спорит. А вот вокруг того, считать ли за работу эмоциональное обслуживание собственной семьи, до сих пор существует множество споров. Впрочем, а чего мы хотим, если у нас до сих пор спорят о том, труд ли это – приготовить ужин на всю семью. Или же женщина просто набивает себе цену, лежа на диване, в то время как картошку чистит тостер, на стол накрывает пылесос, а уроки с детьми делает специально обученный пипидастр.
Так вот, давайте сначала определим, чем отличается эмоциональное обслуживание от взаимоподдержки, когда каждый подстраивается под другого, старается подбодрить, уловить настроение, и так далее.
Думаю, исключительно тем, что эмоциональное обслуживание – это улица с односторонним движением. Человек отдает энергию, пусть и неосязаемую, работая собой как инструментом, сдерживая себя, делая себя удобным. Как тот мужчина на свидании с безразличными женщинами, который очень быстро понял, что здесь что-то не так. А один мой друг юности, например, однажды на всегда отказался от поездок автостопом. Он быстро понял, что водитель требует его развлекать, мило общаться, поддерживать диалог… И это большой труд. Все они понимают, когда дело касается лично их.
Почему опять женщины?
Почему в семейных отношениях часто возникает одностороннее движение эмоциональной энергии? Во-первых, это детские и родительские роли. Родительская роль по отношению к маленьким детям – она априори принимающая, понимающая, поддерживающая. Не нормально, когда происходит наоборот. Когда дети с ужасом прислушиваются к шагам в прихожей, и пытаются понять, в каком состоянии вернулся родитель, и чего от него ждать. Ненормально и когда младший школьник становится другом и собеседником отца или матери. Так что эмоциональное обслуживание детей, по крайне мере, пока они малы (это я еще про подростков не писала), необходимо. Так что придется признать, что если женщины в среднем больше занимаются детьми, то и нагрузка в плане эмоционального обслуживания на них ложится чаще.
Вторая причина, которая заставляет предполагать, что чаще эмоционально обслуживают все-таки женщины – это то, как мужчины относятся к своим «выслушивающим» обязанностям (ведь если у нас двухсторонний процесс, то обязанности выслушивать есть не только у мужа, но и у жены). А как они относятся к ним, известно из устоявшихся выражений и жалоб в интернете. Например, из пренебрежительного отношения к "женской болтовне". Или из недовольства «выносом мозга», который тоже чаще приписывают женщинам. И не потому, что женщины чаще недовольны. А потому, что им чаще ставят в обязанность это недовольство в себе подавлять, создавая в доме правильную «погоду».
О том же говорит выражение «женская мудрость», которое почему-то не компенсируется «мужиковской мудростью». Или «женская гибкость», не уравновешенная «мужской гибкостью». Любители объяснять все словечком «паприроде», конечно, расскажут про материнский инстинкт и врожденную мягкость. Но почему-то эта "паприрода" всегда работает так, как удобно говорящему. Совпадение? Не думаю...
Что самое сложное в эмоциональном обслуживании?
А знаете, что самое сложное в этой работе, и что ее отличает ото всех других? Что человека, ее выполняющего, практически нельзя заменить. В тех же детдомах легко могут заменить утраченных родителей в плане материального вклада. Могут заменить и в плане бытового. Но все знают, что у большинства таких детей в эмоциональном плане возникают серьезные проблемы. Это можно зафиксировать документально, для желающих поспорить о том, существует эмоциональное обслуживание в принципе, или нет.
И дело не в том, чтобы взять и отменить эмоциональную теплоту, поддержку и материнскую чуткость. А в том, чтобы превратить улицу с односторонним движением в улицу с движением двухсторонним. Когда не только мама готова выслушать и поддержать. Но и сама она в любой момент может обратиться к близким за поддержкой.
Ну а некоторые советы по работе над отношениями только с одной (женской) стороны лучше вообще не читать, чтобы эмоциональное обслуживание не превратилось в эмоциональное прислуживание… Такое тоже иногда случается.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии