На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Элеонора Коган
    Просто мужики нахалф и себялюбцы. Игорь типичный халявщик дома. А жену-то он хоть любит?«Мыть посуду – не...
  • Владимир Розов
    Раньше это называлось "родители воспитали свинью", за собой не убирает. Значит и родители у мужика такие же свиньи. Л...«Мыть посуду – не...
  • Олег
    А " голова болит" -не вариант?«Мыть посуду – не...

Синдром Карлсона: опасен ли для ребёнка воображаемый друг

Каждая мама радуется, когда у ребёнка появляются друзья. А как реагировать, если они вымышленные? Ученые утверждают, что с вооброжаемыми друзьями общаются 65% детей в возрасте до 7 лет. Это явление называется «Сидндром Карлсона» (по аналогии с известным персонажем Астрид Линдгрен). Почему такой синдром возникает, не помешает ли он в дальнейшем общению и дружбе с реальными девочками и мальчиками, и в каком случае родителям стоит насторожиться — разбираем с экспертами.

Что такое Синдром Карлсона «Синдром Карлсона» — разговорный термин. Им в быту называют феномен, при котором у ребёнка появляется воображаемый друг. Это не диагноз и не ярлык. В официальных классификациях (МКБ/DSM) такого расстройства нет. В науке этот феномен рассматривают как нормальную форму символической игры и проявление креативности ребёнка. Вымышленный персонаж наделяется теми чертами характера и поведения, которые ребёнок сам ему придает. Такой друг может быть похож на реального человека, животное, персонаж из мультфильма или фильма, или даже на фантастическое существо. «Для ребёнка всё это не просто игра, а отражение его чувств, желаний и потребностей, которые он выражает через этот образ. Вымышленный персонаж служит важным психологическим ресурсом, в котором ребёнок черпает положительные эмоции в сложных ситуациях. Общаясь с несуществующим другом, ребёнок учится взаимодействовать с окружающим миром, но по своей индивидуальной схеме». Ника Болзанквалифицированный психолог, окончила аспирантуру БГУ «Медицинская психология», победитель международной научной онлайн-олимпиады по психологии «Психология без границ — 2021» Признаки синдрома КарлсонаРебёнок регулярно упоминает невидимого персонажа, ведёт с ним диалог, распределяет роли в игре, увлечённо рассказывает о нём, как о реальном человеке, делится историями о совместных приключениях.
Приписывает ему действия: «это Карлсон испугался», «он пролил сок», «съел конфеты». Важно помнить: когда ребёнок перекладывает на вымышленного друга ответственность за свой проступок, это не всегда признак лживости, а, возможно, способ справиться с чувством вины. Подробно описывает внешность, привычки, характер воображаемого друга. Отводит «Карлсону» особое место в играх. Он может накрывать на стол для двоих во время обеда, разговаривать с ним, комментировать его действия и даже спорить с ним. Обращается к нему, особенно в моменты тревоги, скуки, дома или перед сном. Профессиональной диагностики «синдрома Карлсона» не существует. Родителям и педагогам достаточно ответить на три вопроса: Отличает ли ребёнок фантазию от реальности? (Да — норма.) Есть ли у него интерес и контакт с реальными людьми? (Да — норма.) Помогает ли «Карлсон» справляться со страхами и одиночеством, не становясь единственным собеседником? (Да — норма.) Соответственно, если все ответы «да», мы имеем дело с нормальным этапом развития ребёнка. Причины возникновения синдрома КарлсонаБогатое воображение и символическое мышление: ребёнок тренирует способность «как будто». Мир вокруг него становится источником вдохновения для создания невероятных историй, фантастических персонажей и собственных уникальных вселенных. Потребность в компании и автономии одновременно: друг всегда «доступен» и подчиняется правилам игры. Если малыш чувствует себя одиноким, испытывает трудности в установлении контактов со сверстниками или просто нуждается в дополнительной поддержке, воображаемый друг может стать для него верным компаньоном, готовым всегда выслушать, поддержать и разделить его интересы. Эмоциональная самопомощь: воображаемый персонаж поддерживает в периоды перемен (переезд, садик/школа, развод родителей, появление младшего брата/сестры). Также он помогает бороться со страхами. Например, малыш боится темноты, а рыцарь в доспехах спасает его от чудовищ. Освоение правил: через диалог с «Карлсоном» ребёнок обдумывает запреты, справедливость, вину, стыд и гордость. Креативность: фантазия — ресурс для последующего обучения письму, рисованию, конструированию. Зеркало желаний: отражение идеального «Я». Ребёнок часто наделяет своего вымышленного друга теми качествами, которых ему самому не хватает или которые он особенно ценит. Это помогает ему почувствовать себя более уверенным, компетентным и значимым. Вымышленный друг становится своеобразным отражением идеального «Я», к которому ребёнок стремится. Как синдром Карлсона влияет на развитие ребёнка Вопреки распространенным опасениям, синдром Карлсона в подавляющем большинстве случаев оказывает положительное влияние на развитие ребёнка, раскрывает перед ним новые горизонты для самовыражения и совершенствования. В частности, он способствует:Развитию воображения и креативности. Эмоциональной регуляции. Ребёнок учится называть и выдерживать чувства («Карлсону сейчас страшно — давай его успокоим»). Развитию социальных навыков. В играх с вымышленным другом ребёнок учится выстраивать отношения, разрешать конфликты, проявлять эмпатию и понимать чужие чувства. Он моделирует различные социальные ситуации и учится находить выход из сложных положений. Самоуважению, повышению самооценки. «Карлсон» может быть источником храбрости и поддерживающей обратной связи. Это укрытие от страхов и тревог. В трудные моменты жизни вымышленный друг может стать для ребёнка надежным союзником, готовым защитить от страхов и утешить в горе. Получению психологической поддержки. Вымышленный друг может стать для ребёнка источником безусловной любви и признания. Не помешает ли синдром дружбе с реальными детьми в саду и школе? Чаще всего — нет. У многих детей воображаемые друзья существуют параллельно с реальными отношениями. Что может пойти не так: Насмешки сверстников. Тогда ребёнок перестаёт говорить о друге публично и переносит игру домой. Конфликты из-за «невидимого участника» («Карлсон тоже хочет в круг»). Задача взрослого — деликатно переводить игру в форму, приемлемую для всех («давай «Карлсон» будет наблюдателем»). Злоупотребление «оправданием». («Это Карлсон разбил чашку»). Здесь важно мягко вернуть ответственность ребёнку. Преобладание воображаемого над реальным: когда общение с «Карлсоном» заменяет дружбу со сверстникамиЖизнь «в скорлупе»: отказ от реальных интересов и увлечений. В редких случаях ребёнок может настолько погрузиться в воображаемый мир, что теряет интерес к реальным событиям и занятиям. «Синдром Карлсона»: норма или отклонение? Норма — в случае, если «Карлсон»: •появляется в дошкольном возрасте, не вытесняет реальное общение, не провоцирует опасное поведение, исчезает или уходит на второй план к 7-9 годам. Повод обратиться к специалисту: Возраст ребёнка старше 10-12 лет. Размытая граница реальности: ребёнок уверяет, что видит и слышит «друга», пугается его, подчиняется «приказам». Часто говорит, что «друг» велит ему делать что-то плохое или пугает его. Устойчивая изоляция, избегание общения со сверстниками. Ребёнок теряет к ним интерес, отказывается от участия в кружках и т.д. Резкие регрессы: ухудшение сна, питания, учёбы, вспышки агрессии, самоповреждения. Сопутствующие симптомы: выраженная тревога, депрессивные признаки. «Важно отличать воображаемого друга (осознанная игра „как будто“) от иллюзий или галлюцинаций (насильственный, неконтролируемый сенсорный опыт, часто пугающий). При сомнениях лучше обсудить ситуацию с детским психологом, а при „жёстких“ симптомах — с детским психиатром». Андрей Закревскийпсихолог, член Профессиональной психотерапевтической лиги У ребёнка «синдром Карлсона». Как реагировать родителям: Не обесценивать. Фразы-помощники: «Расскажешь про него?», «Как он тебе помогает?». Проявлять интерес. Постарайтесь узнать больше о вымышленном друге ребёнка. Спросите, как его зовут, чем он любит заниматься, какие у него черты характера. Это поможет лучше понять мир ребёнка и укрепить вашу эмоциональную связь. Поддерживать игру, но помогать ребёнку отличать реальность от фантазии: «Я знаю, что это твой друг в воображении. Давай ему накроем стульчик возле нас». Напоминайте ребёнку, что вымышленный друг — это персонаж, а не реальный человек. Возвращать ребёнку ответственность. В ответ на «это Карлсон пролил» — «Мне важно, чтобы мы вместе вытерли. Ты отвечаешь за свои поступки». Поощрять общение ребёнка с реальными детьми. Создавайте условия для того, чтобы он мог общаться и играть с ними. Запишите его в кружок или секцию, приглашайте друзей в гости. Использовать ситуацию как «окно» в переживания. Если «Карлсон» боится садика — вероятно, боится и сам ребёнок. Разговаривайте об этом прямо: «Тебе самому тревожно? Что именно там сложнее всего?». Не преувеличивать значение «Карлсона» в жизни ребёнка. Чем спокойнее отношение, тем быстрее воображаемый друг станет всего лишь одним из жизненных эпизодов. «Помните, что каждый ребёнок уникален, и не существует универсального рецепта, как реагировать на появление вымышленного друга. Доверьтесь своей интуиции, проявляйте любовь и понимание, и вы обязательно найдёте правильный подход к своему малышу», — рекомендует Ника Болзан. Чего точно нельзя делать стыдить ребёнка и «прогонять» друга. устраивать публичных разборок в садике или школе. подменять «Карлсоном» разговор о настоящих трудностях ребёнка. превращать в диагноз то, что считается возрастной нормой. Что делать педагогам Признавать право ребёнка на фантазию и не высмеивать. Устанавливать простые правила класса: «В игре один голос на участника. „Карлсон“ сегодня наблюдает». Использовать персонажа как ресурс на занятиях по речи и творческому письму («Напиши записку своему другу»). Короткие ответы на частые вопросы родителей Не помешает ли «Карлсон» завести друзей? Обычно нет. Если ребёнок охотно играет со сверстниками и только дома «зовёт» друга — это вариант нормы. Это не первый признак шизофрении? Наличие воображаемого друга само по себе к психозам не относится. Тревожные признаки — страх, «голоса», навязчивые «приказы», отчуждение — требуют очной оценки специалиста. Можно ли «перенести» «Карлсона» в творчество? Отличная идея: рисуйте, пишите мини-истории, снимайте «влог» о приключениях персонажа — так фантазия ребёнка становится ресурсом, а не «проблемой». Главное Синдром Карлсона — особенность психического развития ребёнка, при которой у него появляется воображаемый друг. Как правило, это происходит в возрасте до 7 лет. Синдром — не болезнь, он может возникнуть, к примеру, если у ребёнка богатое воображение и хорошо развито символическое мышление. Другие причины: потребность в общении или сложный период в жизни (вымышленный друг — вариант самопомощи). У «Карлсона» много плюсов: он помогает развить воображение, социальны навыки, самоуважение, поднять самооценку. Однако если ребёнок продолжает «дружить» с ним до 10–12 лет, пугается его и подчиняется его «приказам», проявляет агрессию, избегает общения со сверстниками — это уже повод обратиться к специалистам. Бунт по расписанию: что такое девиантное поведение у детей

 

Ссылка на первоисточник
наверх