Оперетта – жанр несерьёзный, а сегодня он и вовсе считается устарелым. Её полностью затмил современный мюзикл, который имеет гораздо более широкие возможности. Но «Летучая мышь» среди всех классических оперетт стоит особняком. Она значится в репертуаре самых престижных театров мира, включая Большой, Мариинский, «Метрополитен», «Ковент-Гарден» и Венскую оперу.
А всё потому, что в «Мыши» есть серьёзный музыкальный материал, в котором могут раскрыться лучшие вокалисты. Партии Розалинды, Адель, Айзенштайна, Фалька и князя Орловского, великолепные ансамбли («За что, за что, о боже мой…»), выдающиеся хоровые сцены – всё это делает «Летучую мышь» достойной лучших оперных сцен. Вот почему произведение Штрауса входит в десятку самых популярных опер мира. Опер, а не оперетт! Иоганн Штраус-сын вошёл в историю музыки как мастер классического венского вальса. За свою жизнь он написал 168 вальсов! Говорят, однажды Жак Оффенбах поделился с коллегой мыслью: «А не пора ли вам, милый Штраус, перестать писать вальсы и сочинить оперетту?» Вальсы Иоганн писать не перестал, но оперетты полились из него неудержимым потоком. Из шестнадцати написанных Штраусом оперетт лучшей, несомненно, является «Летучая мышь». Как же она создавалась? По легенде, в основу сюжета положен реальный случай, произошедший во Франции. Итак, XIX век, Париж, поздняя ночь. Некий субъект в костюме летучей мыши шатается по улицам города, как будто действительно свалился с ночного неба. Но наш герой не один, он бродит по Парижу вместе с приятелем, тоже подшофе. Однако друг оставляет своего незадачливого товарища Бэтмена в гордом одиночестве и идёт домой спать. Мужчина в маскарадном костюме утром просыпается на скамейке в городском парке. Как он туда попал, естественно, не помнил. Но жандармы, которые обнаружили возмутителя спокойствия, арестовали его и отвезли в участок. Опозоренный герой решает отомстить своему другу, который бросил его в таком состоянии. Мало того что арестован в тяжёлом похмелье, так вдобавок выставил себя на посмешище, будучи одетым в костюм летучей мыши. Месть была страшна: он пошёл к жене друга, чтобы рассказать правду о её муже… Так всё было на самом деле. А во что превратился в итоге этот сюжет – вы уже знаете, если смотрели оперетту. И наверняка узнали в «летучей мыши» Фалька, а в его неверном приятеле – Айзенштайна. Ну а разговор с женой в итоге превратился в забавный диалог о собаке Эмме, переименованной в пса Гектора. Ночной парижский эпизод так вдохновил композитора, что ему потребовалось лишь шесть недель, чтобы написать партитуру в кратчайшие сроки. Кстати, Штраус работал преимущественно по ночам.
Пью за ваши улыбки, пью за наши ошибки Либретто создавали Карл Хаффнер и Рихард Жене. На Пасху, 5 апреля 1874 года, оперетта «Летучая мышь» Иоганна Штрауса-сына впервые была исполнена в «Театре ан дер Вин». Поразительно, но постановку холодно приняла венская публика, которая боготворила Штрауса за вальсы. Во многом провалу способствовали критики, давшие новому произведению не очень высокую оценку. Например, известный венский критик Э. Ганслик назвал оперетту «попурри из вальсовых и полечных мотивов». Однако то, что критику показалось банальным, в дальнейшем определило судьбу произведения. Ведь если в оперетте звучат популярные вальсы и польки – нет лучшего способа привлечь зрителя! Впрочем, в Вене оперетта не выдержала и двадцати представлений в первом сезоне, после чего была снята с репертуара театра разочарованным руководством. А вот в Берлине произведение Штрауса имело огромный успех. Ещё более восторженно его приняли парижане. В Париже нарасхват шли не только портреты композитора, но шляпы и перчатки «а ля Штраус» и галстуки «Летучая мышь». Лишь после триумфа в Европе эта оперетта, вновь поставленная в Вене, была достойно оценена зрителями. Параллельно сочинение завоёвывает признание среди зрителей разных стран – России, Англии, Италии, Америки, даже Индии и Австралии, знаменуя всему миру победу молодой венской оперетты. Исполнять «Летучую мышь» не гнушались величайшие дирижёры разных эпох – Густав Малер, Герберт фон Караян, Карлос Кляйбер, Владимир Федосеев… Оно и понятно – здесь царит вальс, льётся вино и бушует ничем не омрачённое веселье. Даже тюрьма в оперетте не страшная: в неё идут почти добровольно и продолжают резвиться в камере. «Лёгкий» жанр при этом отнюдь не лёгок для исполнения: обе главные женские партии требуют виртуозного оперного владения колоратурой, а артисты, исполняющие заглавные роли, должны обладать драматическим и комедийным талантом, то есть демонстрировать ещё и актёрское мастерство. К сожалению, именно «Летучая мышь» стала своего рода реквиемом для композитора, сыграв с ним злую шутку. Последние годы Штраус не концертировал и практически не выходил из дома. Но по случаю 25-летия оперетты его уговорили дирижировать увертюрой. Он слишком разгорячился и по дороге домой сильно простудился. Штраус скончался в Вене 3 июня 1899 года в возрасте 73 лет от пневмонии.
Мужчины, которые умеют носить фраки Признание у советского зрителя история, написанная Штраусом, получила не сразу. Первое представление, показанное в 1933 году в Московском театре оперетты, было принято прохладно. К слову, в этом театре спектакль ставили четырежды, и он до сих пор пользуется популярностью. Но громкий успех на этой сцене ждал «Летучую мышь» только в 1953 году. А настоящую славу «Летучая мышь» обрела благодаря ленфильмовской комедии 1978 года с великолепными актёрами: тут и братья Соломины (мужчины, которые умеют носить фраки), Людмила Максакова, Лариса Удовиченко, Олег Видов, Игорь Дмитриев, Александр Демьяненко, Сергей Филиппов. Перечисляя актёров, нельзя не вспомнить выдающуюся ленинградскую актрису Гликерию Богданову-Чеснокову, у которой здесь великолепная эпизодическая роль в дуэте с молодой Ольгой Волковой, – она даёт настоящий мастер-класс женского кокетства. На балу у князя Орловского (в опереттах все князья устраивают роскошные балы) заботливая маменька обучает свою перезревшую дочку «стрелять глазами». Сцена смешная, но приём-то действенный. Ныне он практически забыт, а зря. Фильм быстро разошёлся на цитаты: «Опять заключённые тюрьму шатают», «Нас было четырнадцать лакеев, а теперь стало пятнадцать с дробью», «О господи, дай мне силы не применять силу». Безусловно, есть фильмы, которые созданы ради того, чтобы зритель задумался о жизни. А есть такие, после которых зритель радуется жизни. И «Летучая мышь» стала именно такой классикой отечественного кино. Правда, создавали его люди, познавшие горький опыт репрессий. Шутки из серии «Господи, хоть бы сегодня посадили побольше порядочных людей!» – это скорее чёрный юмор. Особенно если знать судьбу создателей сценария. Авторы русского либретто драматург Николай Эрдман и поэт Михаил Вольпин не понаслышке знали, что такое тюрьма. Эрдман в 30-е годы находился в ссылке, а Вольпин – в подразделении ГУЛАГа, Ухтпечлаге. Однако это не помешало им относиться с юмором к местам заключения и в шутках и куплетах «воспевать» тюрьму. Женские вокальные партии в киноленте озвучили солистки Кировского, ныне Мариинского театра Лариса Шевченко и Софья Ялышева, они поют за Людмилу Максакову и Ларису Удовиченко. За братьев Юрия и Виталия Соломиных – артисты Ленинградского театра музкомедии Владимир Барляев и Александр Мурашко. Вместо Олега Видова пел солист Московской оперетты Макар Алпатов, а за Игоря Дмитриева – тогда ещё мало кому известный актёр Борис Смолкин.
Съёмки проходили в ленинградском особняке «Дача Гаусвальд» на Каменном острове. Через четыре года этот особняк стал домом Ирэн Адлер в серии «Сокровища Агры» фильма про Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Текст Николая Эрдмана и Михаила Вольпина, на котором основан сценарий фильма, отходит от оригинального либретто и представляет, по сути, новое произведение, хотя и с сохранением характеров большинства персонажей. Старые актёры, просмотревшие либретто Эрдмана, вздыхали – не по-штраусовски это всё. Зато многие критики в один голос говорили, что вариант «Летучей мыши» Яна Фрида намного динамичнее и интереснее оригинала.
Собака Шульца Но, как бы ни различались сюжетные повороты, неизменной в любой редакции остаётся упоительная музыка Штрауса и атмосфера оперетты. Чтобы создать это праздничное настроение, перед съёмками режиссёр собрал у себя дома исполнителей главных ролей и певцов, исполняющих их партии. На неформальных посиделках все перезнакомились, и потом встречи у Фрида продолжались на протяжении всей работы. Всем очень нравилась обстановка на съёмочной площадке, в которой, как сказала Максакова, «и бревно бы заиграло». А многие после этих съёмок остались друзьями на долгие годы. В главной женской роли Ян Фрид изначально видел только Людмилу Максакову. Актриса находилась на пике популярности, и ему казалось, что он не сможет её убедить, ведь до этого она отказалась сниматься у него в «Собаке на сене». О своём решении она сожалеет до сих пор – этот фильм прославил другую актрису, Маргариту Терехову. Однако Максакова поняла, что если ещё раз упустит роль, то не простит себе этого. Когда ей позвонили с «Ленфильма», она тут же дала согласие. Братья Соломины снялись вместе, что является очень редким случаем. Юрий Соломин говорил: «С Виталием не так часто вместе снимались, буквально два-три фильма. Нас разбросали разные индивидуальности». О том, что они будут работать вдвоём, братья узнали, только когда встретились на «Ленфильме». По признанию Юрия Соломина, их любимая сцена – та, где они обманывают Розалинду с выдуманной собакой. Лариса Удовиченко мечтала о роли Адели в «Летучей мыши» – для неё это был подарок судьбы, ведь предстояло играть вместе с мэтрами советского кино. Даже в эпизодах Ян Фрид задействовал известных артистов. Однако её утвердили не сразу – режиссёр искал актрису, похожую на молодую Целиковскую. В гриме и костюме Удовиченко смогла перевоплотиться так, что убедила режиссёра. Роль Адель стала знаковой для Ларисы. Она снималась в кино с 1965 года, но зрители стали узнавать её, только когда она появилась в картине Фрида. Роль дурнушки Лотты, которую мать учит стрелять глазами, сыграла Ольга Волкова. Тогда ей было уже сорок, а играть пришлось девушку на выданье. В классическом либретто вся эта семейка, включая прокурора Амедея (Евгений Весник), отсутствует. Они были прописаны в сценарии фильма, как и некоторые другие эпизодические персонажи.
Полёт летучей мыши Итак, «Летучая мышь» является классическим образцом жанра венской оперетты. А представляете ли вы себе балет «Летучая мышь»? Он существует, и поставил его выдающийся танцовщик и хореограф Ролан Пети. Премьера состоялась в 1979 году в Опере Монте-Карло. Двухактный спектакль тоже рассказывает историю двух супругов, но совсем иначе. Здесь всё очень далеко от оригинала, имена полностью изменены. Итак, по ночам главный герой Иоганн надевает на себя крылья летучей мыши и «улетает» из супружеского дома. Белла обеспокоена ночными похождениями мужа и советуется с коллегой Ульрихом, что делать. Они придумывают стратегию, согласно которой Белла переодевается в таинственную красавицу, чтобы соблазнить мужа. Иоганн очарован переодетой Беллой, которую встречает в кафе. Он преследует её, даже не подозревая, что это его жена. Однако в итоге Иоганн оказывается втянутым в драку, и его арестовывают. Необычный сюжет заставляет зрителей задуматься о том, способен ли супружеский союз пережить подобную драму. В 1942 году выходит в свет бродвейский мюзикл «Розалинда», созданный на основе оперетты, в хореографии танцовщика и балетмейстера русско-грузинского происхождения Джорджа Баланчина. В московском театре «Геликон-опера» «Летучая мышь» идёт с 1996 года. По доброй традиции зрителей угощают шампанским и водкой с огурчиком, а на парадной лестнице гостей встречает духовой оркестр! Интересная деталь: партию графа Орловского в советских оперных театрах исполняли баритоны, и выглядел этот герой мужественно и импозантно. Но ведь в оригинале Штрауса он контратенор (очень высокий мужской голос) либо партию исполняет женщина меццо-сопрано. Постановщик спектакля Дмитрий Бертман напоминает зрителям, что, согласно либретто, князь Орловский – вовсе не солидный мужчина, а юноша 16–20 лет, сынок богатого русского «олигарха», который приехал покорять Европу и решил поразить Вену шикарным балом. На роль этого представителя «золотой молодёжи» Дмитрий Бертман пригласил известного русско-казахского вокалиста Эрика Курмангалиева, «первого контратенора СССР». Благодаря чему в спектакле появилась новая краска – Орловский в геликоновской «Летучей мыши» оказался жеманным гомосексуалистом. Смотреть на это было смешно лишь несколько минут, а потом образ Орловского вызывал отторжение.
Курмангалиев скончался от болезни печени в довольно молодом возрасте в 2007 году. Вообще, «Летучая мышь» всегда вызывала у режиссёров желание найти необычное решение. Вроде приглашения «спецгостей» на бал князя Орловского. Ведь у Штрауса в клавире прописано: тост Князя («Друзья мои, я очень рад, что вы пришли на маскарад») – а далее следует вставной концертный номер по желанию театра. Первым на эксперимент решился лондонский «Ковент-Гарден». В 1984 году они пригласили на бал Орловского Шарля Азнавура. В 2009-м для московской «Новой оперы» эксцентричную версию текста написал сатирик Аркадий Арканов, который впервые нарушил неприкосновенность либретто Эрдмана-Вольпина. В 2010-м «Летучая мышь» в постановке Василия Бархатова увидела свет на сцене Большого театра. Действие происходит на «Титанике», и в финале все герои отправляются в морскую пучину. Но даже несмотря на перегибы, «Летучая мышь» не сходит с афиш. Её ставят и будут ставить музыкальные театры, а оркестровые и вокальные номера исполняются лучшими солистами и симфоническими оркестрами. Интрига оперетты, пронизанная юмором, легко воспринимается зрителем, а солнечная музыка создаёт ощущение радостного опьянения жизнью, праздника и счастья. Музыка «Летучей мыши», как писали критики ХIX века, «через уши проникает в кровь и струится к ногам, и даже самый ленивый слушатель невольно начинает кивать, раскачиваться и притопывать. Можно заработать прекраснейшую морскую болезнь – настолько весь партер «качает» от тех волшебных музыкальных волн, которые поднимаются из оркестра». Вспомним же финальную фразу оперетты, которую произносит граф Айзенштайн: «Во всём виновато шампанское!» Дмитрий СОКОЛОВ Фото: PhotoXPress.ru
Пью за ваши улыбки, пью за наши ошибки Либретто создавали Карл Хаффнер и Рихард Жене. На Пасху, 5 апреля 1874 года, оперетта «Летучая мышь» Иоганна Штрауса-сына впервые была исполнена в «Театре ан дер Вин». Поразительно, но постановку холодно приняла венская публика, которая боготворила Штрауса за вальсы. Во многом провалу способствовали критики, давшие новому произведению не очень высокую оценку. Например, известный венский критик Э. Ганслик назвал оперетту «попурри из вальсовых и полечных мотивов». Однако то, что критику показалось банальным, в дальнейшем определило судьбу произведения. Ведь если в оперетте звучат популярные вальсы и польки – нет лучшего способа привлечь зрителя! Впрочем, в Вене оперетта не выдержала и двадцати представлений в первом сезоне, после чего была снята с репертуара театра разочарованным руководством. А вот в Берлине произведение Штрауса имело огромный успех. Ещё более восторженно его приняли парижане. В Париже нарасхват шли не только портреты композитора, но шляпы и перчатки «а ля Штраус» и галстуки «Летучая мышь». Лишь после триумфа в Европе эта оперетта, вновь поставленная в Вене, была достойно оценена зрителями. Параллельно сочинение завоёвывает признание среди зрителей разных стран – России, Англии, Италии, Америки, даже Индии и Австралии, знаменуя всему миру победу молодой венской оперетты. Исполнять «Летучую мышь» не гнушались величайшие дирижёры разных эпох – Густав Малер, Герберт фон Караян, Карлос Кляйбер, Владимир Федосеев… Оно и понятно – здесь царит вальс, льётся вино и бушует ничем не омрачённое веселье. Даже тюрьма в оперетте не страшная: в неё идут почти добровольно и продолжают резвиться в камере. «Лёгкий» жанр при этом отнюдь не лёгок для исполнения: обе главные женские партии требуют виртуозного оперного владения колоратурой, а артисты, исполняющие заглавные роли, должны обладать драматическим и комедийным талантом, то есть демонстрировать ещё и актёрское мастерство. К сожалению, именно «Летучая мышь» стала своего рода реквиемом для композитора, сыграв с ним злую шутку. Последние годы Штраус не концертировал и практически не выходил из дома. Но по случаю 25-летия оперетты его уговорили дирижировать увертюрой. Он слишком разгорячился и по дороге домой сильно простудился. Штраус скончался в Вене 3 июня 1899 года в возрасте 73 лет от пневмонии.
Мужчины, которые умеют носить фраки Признание у советского зрителя история, написанная Штраусом, получила не сразу. Первое представление, показанное в 1933 году в Московском театре оперетты, было принято прохладно. К слову, в этом театре спектакль ставили четырежды, и он до сих пор пользуется популярностью. Но громкий успех на этой сцене ждал «Летучую мышь» только в 1953 году. А настоящую славу «Летучая мышь» обрела благодаря ленфильмовской комедии 1978 года с великолепными актёрами: тут и братья Соломины (мужчины, которые умеют носить фраки), Людмила Максакова, Лариса Удовиченко, Олег Видов, Игорь Дмитриев, Александр Демьяненко, Сергей Филиппов. Перечисляя актёров, нельзя не вспомнить выдающуюся ленинградскую актрису Гликерию Богданову-Чеснокову, у которой здесь великолепная эпизодическая роль в дуэте с молодой Ольгой Волковой, – она даёт настоящий мастер-класс женского кокетства. На балу у князя Орловского (в опереттах все князья устраивают роскошные балы) заботливая маменька обучает свою перезревшую дочку «стрелять глазами». Сцена смешная, но приём-то действенный. Ныне он практически забыт, а зря. Фильм быстро разошёлся на цитаты: «Опять заключённые тюрьму шатают», «Нас было четырнадцать лакеев, а теперь стало пятнадцать с дробью», «О господи, дай мне силы не применять силу». Безусловно, есть фильмы, которые созданы ради того, чтобы зритель задумался о жизни. А есть такие, после которых зритель радуется жизни. И «Летучая мышь» стала именно такой классикой отечественного кино. Правда, создавали его люди, познавшие горький опыт репрессий. Шутки из серии «Господи, хоть бы сегодня посадили побольше порядочных людей!» – это скорее чёрный юмор. Особенно если знать судьбу создателей сценария. Авторы русского либретто драматург Николай Эрдман и поэт Михаил Вольпин не понаслышке знали, что такое тюрьма. Эрдман в 30-е годы находился в ссылке, а Вольпин – в подразделении ГУЛАГа, Ухтпечлаге. Однако это не помешало им относиться с юмором к местам заключения и в шутках и куплетах «воспевать» тюрьму. Женские вокальные партии в киноленте озвучили солистки Кировского, ныне Мариинского театра Лариса Шевченко и Софья Ялышева, они поют за Людмилу Максакову и Ларису Удовиченко. За братьев Юрия и Виталия Соломиных – артисты Ленинградского театра музкомедии Владимир Барляев и Александр Мурашко. Вместо Олега Видова пел солист Московской оперетты Макар Алпатов, а за Игоря Дмитриева – тогда ещё мало кому известный актёр Борис Смолкин.
Съёмки проходили в ленинградском особняке «Дача Гаусвальд» на Каменном острове. Через четыре года этот особняк стал домом Ирэн Адлер в серии «Сокровища Агры» фильма про Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Текст Николая Эрдмана и Михаила Вольпина, на котором основан сценарий фильма, отходит от оригинального либретто и представляет, по сути, новое произведение, хотя и с сохранением характеров большинства персонажей. Старые актёры, просмотревшие либретто Эрдмана, вздыхали – не по-штраусовски это всё. Зато многие критики в один голос говорили, что вариант «Летучей мыши» Яна Фрида намного динамичнее и интереснее оригинала.
Собака Шульца Но, как бы ни различались сюжетные повороты, неизменной в любой редакции остаётся упоительная музыка Штрауса и атмосфера оперетты. Чтобы создать это праздничное настроение, перед съёмками режиссёр собрал у себя дома исполнителей главных ролей и певцов, исполняющих их партии. На неформальных посиделках все перезнакомились, и потом встречи у Фрида продолжались на протяжении всей работы. Всем очень нравилась обстановка на съёмочной площадке, в которой, как сказала Максакова, «и бревно бы заиграло». А многие после этих съёмок остались друзьями на долгие годы. В главной женской роли Ян Фрид изначально видел только Людмилу Максакову. Актриса находилась на пике популярности, и ему казалось, что он не сможет её убедить, ведь до этого она отказалась сниматься у него в «Собаке на сене». О своём решении она сожалеет до сих пор – этот фильм прославил другую актрису, Маргариту Терехову. Однако Максакова поняла, что если ещё раз упустит роль, то не простит себе этого. Когда ей позвонили с «Ленфильма», она тут же дала согласие. Братья Соломины снялись вместе, что является очень редким случаем. Юрий Соломин говорил: «С Виталием не так часто вместе снимались, буквально два-три фильма. Нас разбросали разные индивидуальности». О том, что они будут работать вдвоём, братья узнали, только когда встретились на «Ленфильме». По признанию Юрия Соломина, их любимая сцена – та, где они обманывают Розалинду с выдуманной собакой. Лариса Удовиченко мечтала о роли Адели в «Летучей мыши» – для неё это был подарок судьбы, ведь предстояло играть вместе с мэтрами советского кино. Даже в эпизодах Ян Фрид задействовал известных артистов. Однако её утвердили не сразу – режиссёр искал актрису, похожую на молодую Целиковскую. В гриме и костюме Удовиченко смогла перевоплотиться так, что убедила режиссёра. Роль Адель стала знаковой для Ларисы. Она снималась в кино с 1965 года, но зрители стали узнавать её, только когда она появилась в картине Фрида. Роль дурнушки Лотты, которую мать учит стрелять глазами, сыграла Ольга Волкова. Тогда ей было уже сорок, а играть пришлось девушку на выданье. В классическом либретто вся эта семейка, включая прокурора Амедея (Евгений Весник), отсутствует. Они были прописаны в сценарии фильма, как и некоторые другие эпизодические персонажи.
Полёт летучей мыши Итак, «Летучая мышь» является классическим образцом жанра венской оперетты. А представляете ли вы себе балет «Летучая мышь»? Он существует, и поставил его выдающийся танцовщик и хореограф Ролан Пети. Премьера состоялась в 1979 году в Опере Монте-Карло. Двухактный спектакль тоже рассказывает историю двух супругов, но совсем иначе. Здесь всё очень далеко от оригинала, имена полностью изменены. Итак, по ночам главный герой Иоганн надевает на себя крылья летучей мыши и «улетает» из супружеского дома. Белла обеспокоена ночными похождениями мужа и советуется с коллегой Ульрихом, что делать. Они придумывают стратегию, согласно которой Белла переодевается в таинственную красавицу, чтобы соблазнить мужа. Иоганн очарован переодетой Беллой, которую встречает в кафе. Он преследует её, даже не подозревая, что это его жена. Однако в итоге Иоганн оказывается втянутым в драку, и его арестовывают. Необычный сюжет заставляет зрителей задуматься о том, способен ли супружеский союз пережить подобную драму. В 1942 году выходит в свет бродвейский мюзикл «Розалинда», созданный на основе оперетты, в хореографии танцовщика и балетмейстера русско-грузинского происхождения Джорджа Баланчина. В московском театре «Геликон-опера» «Летучая мышь» идёт с 1996 года. По доброй традиции зрителей угощают шампанским и водкой с огурчиком, а на парадной лестнице гостей встречает духовой оркестр! Интересная деталь: партию графа Орловского в советских оперных театрах исполняли баритоны, и выглядел этот герой мужественно и импозантно. Но ведь в оригинале Штрауса он контратенор (очень высокий мужской голос) либо партию исполняет женщина меццо-сопрано. Постановщик спектакля Дмитрий Бертман напоминает зрителям, что, согласно либретто, князь Орловский – вовсе не солидный мужчина, а юноша 16–20 лет, сынок богатого русского «олигарха», который приехал покорять Европу и решил поразить Вену шикарным балом. На роль этого представителя «золотой молодёжи» Дмитрий Бертман пригласил известного русско-казахского вокалиста Эрика Курмангалиева, «первого контратенора СССР». Благодаря чему в спектакле появилась новая краска – Орловский в геликоновской «Летучей мыши» оказался жеманным гомосексуалистом. Смотреть на это было смешно лишь несколько минут, а потом образ Орловского вызывал отторжение.
Курмангалиев скончался от болезни печени в довольно молодом возрасте в 2007 году. Вообще, «Летучая мышь» всегда вызывала у режиссёров желание найти необычное решение. Вроде приглашения «спецгостей» на бал князя Орловского. Ведь у Штрауса в клавире прописано: тост Князя («Друзья мои, я очень рад, что вы пришли на маскарад») – а далее следует вставной концертный номер по желанию театра. Первым на эксперимент решился лондонский «Ковент-Гарден». В 1984 году они пригласили на бал Орловского Шарля Азнавура. В 2009-м для московской «Новой оперы» эксцентричную версию текста написал сатирик Аркадий Арканов, который впервые нарушил неприкосновенность либретто Эрдмана-Вольпина. В 2010-м «Летучая мышь» в постановке Василия Бархатова увидела свет на сцене Большого театра. Действие происходит на «Титанике», и в финале все герои отправляются в морскую пучину. Но даже несмотря на перегибы, «Летучая мышь» не сходит с афиш. Её ставят и будут ставить музыкальные театры, а оркестровые и вокальные номера исполняются лучшими солистами и симфоническими оркестрами. Интрига оперетты, пронизанная юмором, легко воспринимается зрителем, а солнечная музыка создаёт ощущение радостного опьянения жизнью, праздника и счастья. Музыка «Летучей мыши», как писали критики ХIX века, «через уши проникает в кровь и струится к ногам, и даже самый ленивый слушатель невольно начинает кивать, раскачиваться и притопывать. Можно заработать прекраснейшую морскую болезнь – настолько весь партер «качает» от тех волшебных музыкальных волн, которые поднимаются из оркестра». Вспомним же финальную фразу оперетты, которую произносит граф Айзенштайн: «Во всём виновато шампанское!» Дмитрий СОКОЛОВ Фото: PhotoXPress.ru
Свежие комментарии