Недавно с удивлением прочла, что страх темноты, который считали чуть ли не главным страхом человечества, утратил свои позиции. Его обогнала в списке таинственная гравидофобия – то есть страх беременности. Современные женщины, в одно лицо несущие репродуктивные риски, гораздо чаще слетают с катушек из-за страха, что контрацепция их подведет, чем из-за невозможности включить свет.
Кстати, кажется, пришло время серьезно поговорить о настоящих современных женских страхах. А не о тех, что нам приписывают по привычке.Страх внезапной беременности, который реально мешает жить
Не заморачиваясь сложными названиями, должна сказать, что страх беременности сегодня действительно можно встретить гораздо чаще, чем разнузданное и безответственное сексуальное поведение (и уж точно чаще, чем страх темноты). Наше поколение так хорошо запугали в стиле «Не принеси в подоле», навешав сверху еще всякого «Безмолвного крика», делающего аборты морально недопустимым выбором, что выход из этого один – в невроз. Десятки тысяч женщин, причем взрослых, грамотных и вполне самостоятельных, больше всего боятся обнаружить две полоски на тесте. Каждая задержка вызывает ужас, женщина живет как на вулкане, повторяя про себя, что ни один контрацептив не дает 100% гарантии. Мы перестраховываемся, поскольку помним – вся ответственность на нас.
Пока РПЦ кричит об убиенных младенцах, и приводит какую-то совершенно завиральную статистику абортов, настоящая статистика прерываний беременности каждый год снижается и снижается. И вы еще учитывайте, что по доброй советской традиции туда записывают еще и самопроизвольные случаи, которые от женщины никак не зависят. Нет уже сейчас этих женщин, которые ходят на десятки операций а здравом уме и нормальном ментальном здоровье. А потом бегут домой варить суп и семью обслуживать. Нет их – циничный подход времен СССР, когда количество операций исчислялось миллионами, давно ушел в прошлое.
И если бы общественность знала, как перестраховываются женщины и как боятся, как ждут климакса и выхода из периода репродуктивности, как слетают с катушек и нуждаются в лечении из-за страхов, многое в нашей жизни было бы иначе. Я просто психолог, я знаю. А мужики во власти (что светской, что церковной) не знают. Некоторые до сих пор считают, что женщину надо запугать, чтобы ребеночков рождалось побольше. На самом деле, надо перестать на нее давить.
Страх ничего не добиться и ничего не дать детям
Если же беременность все же случилась, несмотря на все противодействия, и ребенок все же рожден, страхов становится не меньше, а гораздо больше. Теперь от матери требуется дать ребенку все, причем, часто противоположное. Материальную обеспеченность, свободное время, чуткость и теплоту. При этом самой не оказавшись ни рабочей лошадью, ни безработной клушкой, ни легкомысленной свистушкой. Пробежать между этими струйками, как показывает реальность, практически невозможно. В той или иной части ты провалишь задание, и будешь виновата.
Современные матери остро переживают свое несовершенство. Те, у кого есть карьера, винят себя за то, что недодали детям счастливых минут. Те, кто посвятил каждую минуту детям, корят себя за то, что больше нечего им дать. Одни боятся нанести травму, другие – не подготовить детей к жизни. Стандарт «наши дети должны жить лучше, чем мы», который был достижим в динамично развивающейся и переходящей на промышленные рельсы стране теперь достигается с трудом. Или вообще не достигается. Женщине предлагается прыгнуть выше головы, в прыжке оставаясь хорошей матерью. А где же отец, спросите вы? Я тоже спрошу.
Нашим женщинам не нужно больше ответственности в материнстве. Ну, большинству. Им надо меньше невроза.
Страх бедности и невозможности защитить свою семью
Женщины боятся бедности с двух концов, так сказать. С одной стороны, боятся, что не смогут позаботиться о близких – о детях, о родителях, и так далее. С другой стороны, боятся сами обнищать, потому, что понимают – вряд ли кто-то о них позаботится. Это заставляет женщин во всем мире уделять все больше времени работе и образованию, и вот уже по некоторым зарубежным исследованиям современные молодые женщины начали обгонять молодых мужчин в их заработках. Я, кстати, ни капли не удивляюсь, что там, где доля физического труда снижается, а интеллектуального – растет, такое возможно. В любом случае, многими двигает страх. Девочкам много сейчас говорят о самостоятельности, независимости и крепком стоянии на ногах (особенно, если хочешь детей). Раньше это говорили мальчикам, мужчинам. А взрослые женщины и без разговоров все знают. Если честно, я бы вообще этот страх считала страхом номер один.
Какое там старение, утрата красоты и сексуальной привлекательности, и уж особенно фертильности, ха-ха-ха. Вот если бы вам предложили, к примеру, миллиард долларов или до конца жизни оставаться 17-летней, что бы вы выбрали? Во то-то и оно. Современные женщины не только отвечают за свое финансовое благополучие. Они еще и чрезмерно невротизированы им.
А еще в современных женщинах появился страх несвободы. Раньше он больше касался мужчин, которые представляли себе семью – как обузу, а холостячество – как сплошной праздник непослушания. Сейчас и дамы реально боятся лишних обязанностей, это я читаю во многих жалобах мужчин. Боюсь, что поиски баланса между свободой и несвободой будут вообще главным вопросом всего человечества в ближайшие годы – к этому все и идет. Жаль только, что наши реальные страхи мало кто понимает. А многие по привычке считают, что мы боимся постареть, сломать ноготь, не выйти замуж или остаться без мужского кофею… Женщин нужно не запугивать ответственностью, а поддерживать. На них уже переложили 100% ответственности за все: за выбор мужчины, за его поведение, за декретную подушку, за необходимость принимать решения в сложных ситуациях. Боюсь, что спина этого верблюда вот-вот сломается - нет, на нее еще продолжают страхов навьючивать...
Свежие комментарии