
Вообще-то Александр долгое время носил фамилию отца – Стекольников, которую когда-то взял себе дед, работавший стекольщиком. Но потом актёр решил вернуться к историческим корням своей семьи и теперь по паспорту он Мартынов. Эту фамилию носили его предки и по папиной, и по маминой линии. Более десяти лет назад артист Александр Мартынов сыграл роль ботаника-очкарика Валю Будейко в сериале «Универ.
Новая общага» и тут же прославился. Конечно, не каждому артисту выпадает такой шанс, но не мешает ли теперь актёру этот персонаж?
– Александр, читая вашу фильмографию, с удивлением узнал, что впервые вы снялись в десятилетнем возрасте в известной картине Юрия Мамина «Окно в Париж». Как вы туда попали, будучи не из театральной или кинематографической семьи?
– Да, мои родители никакого отношения к актёрству не имеют: мама – искусствовед, папа – инженер. Я сам с девяти лет начал заниматься в питерской театральной студии «Форте». Нашу руководительницу Татьяну Ивановну Голодович знал режиссёр Юрий Мамин и позвал нас сниматься всем составом. Если вы заметили, в фильме мы все очень разновозрастные, но при этом сыграли один класс.
– Да, мои родители никакого отношения к актёрству не имеют: мама – искусствовед, папа – инженер. Я сам с девяти лет начал заниматься в питерской театральной студии «Форте». Нашу руководительницу Татьяну Ивановну Голодович знал режиссёр Юрий Мамин и позвал нас сниматься всем составом. Если вы заметили, в фильме мы все очень разновозрастные, но при этом сыграли один класс.
Это был 1992 год. Конечно, для нас, советских детей, у которых на глазах развалилась страна, оказаться в Париже – это как волшебный сон. Впечатлений – море! Даже в Париж не хочу возвращаться, чтобы не портить именно те удивительные воспоминания. И посещение Лувра, и Эйфелева башня, и катание на каруселях, и даже тяжёлые съёмки, когда мы работали по-взрослому в двойные смены.
– Именно тогда появилось желание стать профессиональным актёром?
– Нет-нет. Тогда я вообще не ставил себе никаких больших целей. Просто наблюдал за другими, в чём-то участвовал, танцевал, играл, но не собирался становиться актёром. Более того, после школы сначала попытал счастье на историческом поприще, поступал в СПБГУ на истфак. Не поступил и год работал в детском доме педагогом по ритмопластике.
– Нет-нет. Тогда я вообще не ставил себе никаких больших целей. Просто наблюдал за другими, в чём-то участвовал, танцевал, играл, но не собирался становиться актёром. Более того, после школы сначала попытал счастье на историческом поприще, поступал в СПБГУ на истфак. Не поступил и год работал в детском доме педагогом по ритмопластике.
Но, видимо, в театральной студии я вкусил тот пресловутый обмен энергией со зрителем. Это, конечно, незабываемое ощущение. Окончил Санкт-Петербургскую театральную академию. Чем дальше, тем больше убеждался, что мой путь – это работа на сцене. Хотя она не была успешной. Десять лет я отдал одному питерскому театру, но там больших ролей не было. Однако постепенно сформировалась любовь к актёрской профессии. И хотя я уже сам преподаю, до сих пор продолжаю осваивать это дело. Провожу мастер-классы и вновь переосмысливаю всю профессию, штудирую профессиональную литературу по актёрской педагогике, узнаю много нового. Ведь, когда преподаёшь, ты вынужден структурировать свои знания. Теперь для меня любовь к профессии открывается новыми гранями уже с педагогической точки зрения.

– То есть, получается, преподавать вы начали больше для себя?
– Ну конечно. А потом я почувствовал, что на это пришёл запрос со стороны. Поэтому придумал большой трёхчасовой мастер-класс, ориентируясь на запросы блогеров, чтобы им было интересно. За последние два года я объездил с мастер-классами около шестидесяти городов, посмотрел матушку Россию. И счастлив, что работа сочетается с путешествием, ещё и деньги за это платят. Я понял, есть польза от меня, и что получается раскачать в ребятах талант, раскрыть в них внутреннего творца. И получаю удовольствие от того, что они дальше успешно реализуют полученные знания.
– Ну конечно. А потом я почувствовал, что на это пришёл запрос со стороны. Поэтому придумал большой трёхчасовой мастер-класс, ориентируясь на запросы блогеров, чтобы им было интересно. За последние два года я объездил с мастер-классами около шестидесяти городов, посмотрел матушку Россию. И счастлив, что работа сочетается с путешествием, ещё и деньги за это платят. Я понял, есть польза от меня, и что получается раскачать в ребятах талант, раскрыть в них внутреннего творца. И получаю удовольствие от того, что они дальше успешно реализуют полученные знания.
– Одна моя знакомая артистка, уже опытная, известная, заслуженная, на мой вопрос, почему она не идёт преподавать, отвечает, что нет времени и сил. Получается, в педагоги сейчас идут те, кто мало занят в кино и театре?
– Знаете, я, конечно, стремлюсь развиваться в кино, и мне хочется нового этапа, новых ролей, нового раскрытия своих граней. Ведь у меня их много, я в это верю, я это знаю. Преподавая, не теряю из поля зрения киноиндустрию, изучаю её менеджмент, и у меня есть определённые цели. Я понимаю своё профессиональное положение и медийное значение. И потому стараюсь раскрывать себя, используя социальные инструменты, соцсети и так далее. Позиционирую себя не только как «ботаника» Валентина из «Универа», но и как актёра, который мог бы сыграть нечто другое. Понимаете, у меня нет эгоцентрической цели. Я не хочу быть знаменитым педагогом или кого-нибудь затмить. Просто пришёл запрос на меня. «Сможешь? – Давайте попробую». И прекрасно получается. Так что движемся в направлении педагогики.
– Знаете, я, конечно, стремлюсь развиваться в кино, и мне хочется нового этапа, новых ролей, нового раскрытия своих граней. Ведь у меня их много, я в это верю, я это знаю. Преподавая, не теряю из поля зрения киноиндустрию, изучаю её менеджмент, и у меня есть определённые цели. Я понимаю своё профессиональное положение и медийное значение. И потому стараюсь раскрывать себя, используя социальные инструменты, соцсети и так далее. Позиционирую себя не только как «ботаника» Валентина из «Универа», но и как актёра, который мог бы сыграть нечто другое. Понимаете, у меня нет эгоцентрической цели. Я не хочу быть знаменитым педагогом или кого-нибудь затмить. Просто пришёл запрос на меня. «Сможешь? – Давайте попробую». И прекрасно получается. Так что движемся в направлении педагогики.

– Ну конечно, вспоминаю то, что я делал и чего не делал, а мог бы сделать. Например, теоретически я мог бы раньше углубиться в актёрскую профессию. Возможно, это мне бы помогло. Но в любом случае я ни о чём не жалею. Жизненный опыт бесценен, и если что-нибудь случилось, значит, оно должно было случиться. А у молодёжи свой путь, и она должна совершить собственные ошибки.
– Сейчас вы стали бы отговаривать человека участвовать в таком долгоиграющем проекте, как «Универ»? Ведь в некотором смысле вы стали заложником образа своего Вали Будейко, как когда-то Александр Демьяненко – Шурика или Анатолий Кузнецов – товарища Сухова.
– Я не буду никого отговаривать, потому что всё индивидуально. Кому-то наверняка удастся пройти через испытание подобным проектом, а потом «выстрелить» где-нибудь ещё, развивать свою карьеру дальше. А кому-то это не удастся. Только сам человек может интуитивно оценить риск и принять для себя решение – соглашаться или нет. Лично я в 2013 году понял, что надо попробовать. На тот момент я готов был вырваться из Петербурга и строить карьеру в Москве. Так что использовал этот шанс. Ведь большинству актёров такой шанс не представляется. В этом плане я считаю себя счастливчиком. Да, я совершал стратегические ошибки, когда уже снимался в «Универе». Слишком смутно тогда представлял, как строить карьеру дальше. Вот и сел на эту «нефтяную иглу», сезон за сезоном. Всё шло хорошо, и я ждал, когда же меня позовут в какие-нибудь масштабные проекты, но ничего не предпринимал. Вот в этом и состояла ошибка.
– Я не буду никого отговаривать, потому что всё индивидуально. Кому-то наверняка удастся пройти через испытание подобным проектом, а потом «выстрелить» где-нибудь ещё, развивать свою карьеру дальше. А кому-то это не удастся. Только сам человек может интуитивно оценить риск и принять для себя решение – соглашаться или нет. Лично я в 2013 году понял, что надо попробовать. На тот момент я готов был вырваться из Петербурга и строить карьеру в Москве. Так что использовал этот шанс. Ведь большинству актёров такой шанс не представляется. В этом плане я считаю себя счастливчиком. Да, я совершал стратегические ошибки, когда уже снимался в «Универе». Слишком смутно тогда представлял, как строить карьеру дальше. Вот и сел на эту «нефтяную иглу», сезон за сезоном. Всё шло хорошо, и я ждал, когда же меня позовут в какие-нибудь масштабные проекты, но ничего не предпринимал. Вот в этом и состояла ошибка.
– Мне попался один заголовок: «Забытый актёр из «Универа». Вам не обидно, когда такое читаете?
– Нет, это весело. (Смеётся.) Упоминание – уже хорошо, отрицательная реклама – тоже реклама, и иногда она даже более эффективна, чем какая-нибудь положительная рецензия. Да, меня веселят все эти заголовки типа «проклятие «Универа», «актёр не успел выплатить ипотеку, когда закончился «Универ». Жёлтая пресса изгалялась очень весело.
– Нет, это весело. (Смеётся.) Упоминание – уже хорошо, отрицательная реклама – тоже реклама, и иногда она даже более эффективна, чем какая-нибудь положительная рецензия. Да, меня веселят все эти заголовки типа «проклятие «Универа», «актёр не успел выплатить ипотеку, когда закончился «Универ». Жёлтая пресса изгалялась очень весело.
– Но вы же действительно рассказывали в интервью, что, когда первый «Универ» закончился, вас забыли, никто не звонил, никуда не приглашал. И про ипотеку рассказывали – мол, тогда даже хотели устроиться курьером. Или всё это неправда?
– Смотря под каким соусом всё это подавать. Курьером я хотел пойти работать, когда была пандемия, когда мы все сидели без работы, а приходилось кормить семью. После первого сезона (или второго, неважно) меня действительно никуда не звали. Потому что никто и не знал, что я умею быть другим. И в этом моя вина. Да, я хорошо сыграл героя в «Универе», но никому потом не показал, что могу играть и совсем другие роли, а не только «ботаника» в очках.
– Смотря под каким соусом всё это подавать. Курьером я хотел пойти работать, когда была пандемия, когда мы все сидели без работы, а приходилось кормить семью. После первого сезона (или второго, неважно) меня действительно никуда не звали. Потому что никто и не знал, что я умею быть другим. И в этом моя вина. Да, я хорошо сыграл героя в «Универе», но никому потом не показал, что могу играть и совсем другие роли, а не только «ботаника» в очках.
– Вы ведь в жизни очки не носите. Может, поэтому продюсерам сложно даже чисто внешне представить другой образ?
– Думаю, что проблема глубже. Наверное, я слишком ярко сыграл этот персонаж – человека сомневающегося, рефлексирующего, но без внутреннего стержня. Видимо, характер героя невольно переносят и на меня. Хотя в жизни стержень во мне есть, я очень ответственный человек и в работе, и дома. Прекрасно справляюсь с домашними обязанностями, я – отличный отец. И вот эти качества, видимо, мне нужно было ярко продемонстрировать, чтобы подразумевались другие потенциальные роли.
– Думаю, что проблема глубже. Наверное, я слишком ярко сыграл этот персонаж – человека сомневающегося, рефлексирующего, но без внутреннего стержня. Видимо, характер героя невольно переносят и на меня. Хотя в жизни стержень во мне есть, я очень ответственный человек и в работе, и дома. Прекрасно справляюсь с домашними обязанностями, я – отличный отец. И вот эти качества, видимо, мне нужно было ярко продемонстрировать, чтобы подразумевались другие потенциальные роли.
– Александр, но тем не менее вы потом снова пошли играть Валю Будейко в продолжениях «Универ. 10 лет спустя», «Универ. 13 лет спустя»…
– Не скрою, поначалу хотел отказаться. Но как отец троих детей, как человек, который выплачивает ипотеку, понимал, что нужно решать финансовые вопросы. Хорошо, что наш ситком превратился в комедийный сериал. Это же совсем разные жанры. Беда и сложность для актёров ситкома – в том, что их персонажи будто законсервированные, они не развиваются. А в данном случае я увидел развитие и с удовольствием согласился. Мой Валентин раскрывается очень неожиданно, в нём даже просыпается какой-то маньяк. (Смеётся.) Мой поклон авторам сценария, потому что это классное развитие героя, неожиданное раскрытие его новых черт.
– Не скрою, поначалу хотел отказаться. Но как отец троих детей, как человек, который выплачивает ипотеку, понимал, что нужно решать финансовые вопросы. Хорошо, что наш ситком превратился в комедийный сериал. Это же совсем разные жанры. Беда и сложность для актёров ситкома – в том, что их персонажи будто законсервированные, они не развиваются. А в данном случае я увидел развитие и с удовольствием согласился. Мой Валентин раскрывается очень неожиданно, в нём даже просыпается какой-то маньяк. (Смеётся.) Мой поклон авторам сценария, потому что это классное развитие героя, неожиданное раскрытие его новых черт.
– Параллельно вы играете в театральных антрепризах. Недавно, например, видел вас в блестящей комедии «Телохранительница». Но есть драматические актёры, которые к антрепризам относятся негативно – дескать, это халтура.
– Для меня антрепризы – хороший профессиональный тренинг: не забывать ощущение сцены, контакта со зрителем, возможность оттачивать своё комедийное мастерство. Ведь это особое искусство – играть в комедии. Не всякий драматический актёр, даже известный, прославленный, награждённый, сможет сыграть в комедии. Это сложный жанр. Не скрою, конечно, что антреприза – это ещё и заработок. Сегодня я участвую в шести антрепризах. Недавно выпустили «Мёртвые души», где я играю Чичикова. Для меня это первый опыт работы с классикой. Вообще, антрепризы – жёсткий бизнес, дикая конкуренция, рынок, где качество постановок постоянно растёт, потому что зритель голосует рублём.
– Для меня антрепризы – хороший профессиональный тренинг: не забывать ощущение сцены, контакта со зрителем, возможность оттачивать своё комедийное мастерство. Ведь это особое искусство – играть в комедии. Не всякий драматический актёр, даже известный, прославленный, награждённый, сможет сыграть в комедии. Это сложный жанр. Не скрою, конечно, что антреприза – это ещё и заработок. Сегодня я участвую в шести антрепризах. Недавно выпустили «Мёртвые души», где я играю Чичикова. Для меня это первый опыт работы с классикой. Вообще, антрепризы – жёсткий бизнес, дикая конкуренция, рынок, где качество постановок постоянно растёт, потому что зритель голосует рублём.
– А что у вас сегодня с кинопроектами?
– Скоро на телевидении должен выйти сериал «Оксана» (таким было рабочее название), где я играю роль управляющего в богатом доме. И уже готовимся снимать второй сезон этого сериала. Скажу вам по секрету: будем снова работать над продолжением «Универа», где соберутся «ветераны» – те, кто снимался раньше. Конечно, параллельно работаю с агентами в поисках новых ролей.
– Скоро на телевидении должен выйти сериал «Оксана» (таким было рабочее название), где я играю роль управляющего в богатом доме. И уже готовимся снимать второй сезон этого сериала. Скажу вам по секрету: будем снова работать над продолжением «Универа», где соберутся «ветераны» – те, кто снимался раньше. Конечно, параллельно работаю с агентами в поисках новых ролей.
– Александр, я прочитал, что недавно вы окончили психологические курсы. Зачем?
– Всё очень просто: я хотел решить некоторые личные вопросы и справиться с определёнными сложностями. В процессе обучения почувствовал, что мне нравится погружаться в эту область, изучать причинно-следственные связи. Полюбил в этом копаться. Во время обучения видел себя уже и психологом-консультантом, то есть собирался прямо очень глубоко освоить вторую профессию. Но под конец честно себе признался и почувствовал, что не готов идти кого-то терапевтировать. Мои знания пригодились мне в том числе в преподавании, в мастер-классах. Помогают они и в актёрской профессии. Благодаря изучению психологии мои персонажи становятся для меня интереснее, объёмнее, что ли. И потом, психология – это хороший базис для развития личности.
– Всё очень просто: я хотел решить некоторые личные вопросы и справиться с определёнными сложностями. В процессе обучения почувствовал, что мне нравится погружаться в эту область, изучать причинно-следственные связи. Полюбил в этом копаться. Во время обучения видел себя уже и психологом-консультантом, то есть собирался прямо очень глубоко освоить вторую профессию. Но под конец честно себе признался и почувствовал, что не готов идти кого-то терапевтировать. Мои знания пригодились мне в том числе в преподавании, в мастер-классах. Помогают они и в актёрской профессии. Благодаря изучению психологии мои персонажи становятся для меня интереснее, объёмнее, что ли. И потом, психология – это хороший базис для развития личности.
– Может быть, это помогает ещё и в личной жизни? Вы рассказывали, что пережили сложный период в отношениях с сыном супруги от предыдущего брака. Потом всё наладилось.
– Ну, конечно, в этом мне и помогло изучение психологии. Ведь откуда мы черпаем знания о том, как общаться с детьми? Интуитивно, вспоминая что-нибудь из своего детства, опираясь на личный опыт. А затем переносим эту схему поведения на своих детей. Но как не повторить ошибки? Я озадачился этим вопросом. Что я могу сделать, как мне следует подкорректировать своё поведение, чтобы улучшить атмосферу? И у меня получилось. Так что всё идёт на пользу.
– Ну, конечно, в этом мне и помогло изучение психологии. Ведь откуда мы черпаем знания о том, как общаться с детьми? Интуитивно, вспоминая что-нибудь из своего детства, опираясь на личный опыт. А затем переносим эту схему поведения на своих детей. Но как не повторить ошибки? Я озадачился этим вопросом. Что я могу сделать, как мне следует подкорректировать своё поведение, чтобы улучшить атмосферу? И у меня получилось. Так что всё идёт на пользу.

– Ох, я видел сломанные судьбы людей, которые начали сниматься ещё в детстве. Например, Александр Кавалеров (Мамочка из фильма «Республика ШКИД». – Ред.) одно время был моим соседом в Петербурге. Я видел, как печально и бесславно заканчивалась его жизнь. Да, я опасаюсь отдавать своих детей в кино, но сейчас, мне кажется, я готов помочь им справиться с трудностями. Впрочем, важно, чтобы дети сами захотели сниматься. Буквально пару месяцев назад мой средний 13-летний сын Ваня стал приглядываться к актёрству, и, думаю, у него должно получиться. Но пока не нашли ему театральную студию. Он ведь ещё занимается волейболом, брейк-дансом, программированием… Мне кажется, у нашей пятилетней дочери Даши тоже есть задатки актрисы. Это нас радует и вдохновляет, но вызывает опасение. Киноиндустрия – жесточайший мир. И слава, успех – это тяжёлое испытание для детской психики. Но, надеюсь, если такое произойдёт, я справлюсь и помогу им сориентироваться.
– Ваша супруга Мария – художник. Насколько вы помогаете друг другу в творчестве?
– Наши отношения начались с совместной работы – мы познакомились на театральном проекте. А в дальнейшем как-то жизнь завертелась, и теперь у нас получается, что я работаю, а супруга, скажем так, находится в декретном отпуске. Но при этом она тоже развивается. Получила второе высшее образование – юридическое. То есть теперь у нас есть и юридическая защита, если что. (Смеётся.) Конечно, с Машей мы обсуждаем все мои проекты, её мнение мне всегда интересно.
– Наши отношения начались с совместной работы – мы познакомились на театральном проекте. А в дальнейшем как-то жизнь завертелась, и теперь у нас получается, что я работаю, а супруга, скажем так, находится в декретном отпуске. Но при этом она тоже развивается. Получила второе высшее образование – юридическое. То есть теперь у нас есть и юридическая защита, если что. (Смеётся.) Конечно, с Машей мы обсуждаем все мои проекты, её мнение мне всегда интересно.
– Александр, какая роль пока прошла мимо вас и, возможно, ещё к вам придёт?
– Знаете, недавно был на гастролях в Петербурге, гулял по городу, по местам своей юности, и прошёл мимо Суворовского училища. Вспомнил, как однажды Первого сентября меня позвали туда выступить на линейке. Нарядили в костюм нашего великого полководца Александра Суворова – камзол, паричок. Ну я и дал жару! Что называется, толкнул историческую речь. Так хорошо сыграл, все ржали… Серьёзное мероприятие превратилось в цирк. И вот мне кажется, что этот персонаж – Александр Васильевич Суворов – ещё вернётся в мою жизнь. Только тогда у меня будет, наверное, уже настоящая седая шевелюра.
– Знаете, недавно был на гастролях в Петербурге, гулял по городу, по местам своей юности, и прошёл мимо Суворовского училища. Вспомнил, как однажды Первого сентября меня позвали туда выступить на линейке. Нарядили в костюм нашего великого полководца Александра Суворова – камзол, паричок. Ну я и дал жару! Что называется, толкнул историческую речь. Так хорошо сыграл, все ржали… Серьёзное мероприятие превратилось в цирк. И вот мне кажется, что этот персонаж – Александр Васильевич Суворов – ещё вернётся в мою жизнь. Только тогда у меня будет, наверное, уже настоящая седая шевелюра.
Расспрашивал
Олег ПЕРАНОВ
Свежие комментарии