Старая дева – так в России называют немолодую женщину, лет за тридцать, не бывшую замужем и не имеющую детей. «Энциклопедический словарь педагога»
Интересно, что пока одни слова, типа «скуф», приходят в язык, другие уходят из него, оставаясь только в старых пыльных словарях, в мемуарах, да в воспоминаниях.
Так произошло, например, со словосочетанием «старая дева», которое еще употребляли в моем детстве, а теперь его уже не услышишь, разве что на каком-нибудь собрании любителей истории. А помните образы старых дев из любимых фильмов и книг?Старая дева с высокими требованиями
Это, например, образ учительницы Танечки из фильма «Вам и не снилось». Только с той разницей, что в кино Танечка более инфантильная и проблемная, а книге более глубокая, искренняя и недолюбленная. И не такая уж и «дева». Проблема старой девы с высокими требованиями: мужчин, желающих жениться на ней, не так уж много. И все они откровенно не дотягивают. Все это усугубляется «почтенным» возрастом героини – около 30 лет, и профессией, требующей держать лицо в любых обстоятельствах.
Как мне кажется, главная проблема там была даже не в возрасте, а в том, что некоторым мужчинам требуется даже не женщина, а волшебное зеркало, в котором они будут себя видеть в лучшем виде. Рядом с глупышкой легко быть остроумным, рядом с трусишкой – смелым, рядом с простенькой девушкой – грозным и влиятельным добывакой. Рядом с высоконравственной, безупречной и увлеченной литературой дамой чувствуешь себя не выучившим урок школьником. Это - мягко говоря.
Кстати, у молодежи образ Танечки из кино вызывает не жалость, а… смех. Они начинают хохотать в том месте, где 30-летняя симпатичная женщина причитает: «Ну вот ты и старая дева с котенком!». Проблемы дряхлости, волнующие 30-летних в прошлом веке, им не понятны.
Старая дева с комплексами
Кстати, есть еще очаровательный французский фильм 1972 года, который существовал и в советском дубляже, на ту же тему, он так и называется «Старая дева». Мадмуазель Мюриель – зажатая, скованная и считающая себя неудачницей одинокая девица за сорок, которую пытается «разморозить» не слишком молодой, стройный и красивый мужчина, вызывая у всех умиление. Здесь на первый план выступают стеснительность, неловкость в общении с противоположным полом, и, конечно, отсутствие хорошего мужика, который придет и быстренько все исправит. Как говорится, это не ваш женский выбор, а наша мужская недоработка. Интересно подчеркивается статус женщины в обращении к ней обслуживающего персонала – она именно засидевшаяся мадмуазель. Хорошо, что у нас это нелепое обращение можно заменить грозным «Женщинаааа! Прохода нет!». У нас и к замужним, и к разведенным, и к холостячкам обращаются одинаково оскорбительно.
Не дева, но замужем не была
Еще один интересный типаж советской «старой девы» в кавычках, потому что здесь это используется не как констатация факта, а как обзывательство – это никакая не дева, а просто женщина лет 35-45, которая не была замужем. Все-таки согласитесь, что дама, блюдущая свою невинность как самое ценное сокровище – это больше дореволюционный вариант. У нас же словосочетание использовалось не только для девственниц в возрасте, но и просто для женщин без детей и браков за плечами, тех, которых не разобрали, у которых нет своего персонального мужика. А их гинекологический статус уже был не столь важен. «Старая дева?» - бестактно интересуется у главной героини фильма «Одинокая женщина желает познакомиться» пьяное, бестактное и хамоватое нечто.
Таким женщинам в советских фильмах традиционно сватали алкоголика. Причем крайне опасного, навязчивого и проблемного. Вызывающий одновременно визгливый ужас, испанский стыд и чесотку алкоголик – один из довольно часто встречающихся образов в советском кино. К нему обязательно полагалась (самозарождалась в пространстве одновременно с его появлением в кадре) привлекательная, сердобольная и вполне устроенная в жизни героиня с нехваткой алкоголиков в организме. Отмыть, отогреть и облизать – вот была ее главная миссия. В кино за это следовала награда, а в жизни такие платят за доброту и наивность обчищенной квартирой в лучшем случае. А в худшем – жизнью…
Недавно я прочла интересные рассуждения одной пожилой дамы о том, что сегодня страшные слова «старая дева» потеряли силу. Во-первых, некому их произносить. Люди меньше общаются друг с другом, а в личную жизнь часто вовсе не лезут. Бывает и так, что общительную и бойкую женщину в компании длительное время идентифицируют как холостячку, а она – замужняя. И наоборот. Да наплевать всем, по большей части. Во-вторых, потому, что в наше время замужество не связано ни с сексом, ни с детьми – это больше не идет «пакетом», а существует как бы само по себе. В-третьих, потому, что вопрос о том, хорошо или плохо быть одиноким теперь - дискуссионный… Да никто никуда и не спешит…
Свежие комментарии