
И вот однажды случилось мне сесть в машину к самому замдиректора завода и вместе поехать по делам. Меня как активного и ответственного комсомольца заметили и перевели из кочегаров на более солидную должность – начальника золоотвала. А золоотвал – это большая яма, в которую с ТЭЦ по трубам с водой стекает зола. За несколько лет яма наполняется, зола высыхает, и её надо грузить экскаватором в машины, везти на свалки. Расковыряли мы ту золу, и однажды подул хороший ветер. Зола полетела в квартиры граждан. Какой-то гад позвонил в райком, и замдиректора, назову его Семён Семёнычем, отправился посмотреть яму. А поскольку дорогу ни он, ни его шофёр не знали, то в проводники вызвали меня. Едем мы в чёрной «Волге». Семён Семёныч позади, я спереди, показываю дорогу. Поворачиваюсь к нему:
– Семён Семёныч, вот у нас на главном заводском конвейере… И излагаю концепцию насчёт замены бракоделов специалистами. Семён Семёныч даже глазом в мою сторону не повёл. После визита Семён Семёныча на заводском верху разработали гениальнейшее решение: при сильном ветре в сторону жилых построек отгрузку золы не производить. В мои обязанности входило считать ходки самосвалов от ямы к свалке. Прогонять посторонних лиц, вовремя заказывать дрова для печки бытового вагончика, а ночного сторожа, охранявшего бытовку и экскаватор, охранять от пьянства.
Золы в яме скопилось столько, что и за год не вывезешь. К тому же мы загружали золу до половины кузова, поскольку на московских улицах она выветривалась. И мне пришла идея: рядом Москва-река, если поставить насос и полить загруженную золу, то она и при полном кузове вылетать не будет. Таким образом мы очистим яму раньше на 5–6 месяцев. И даже при сильном ветре, если под экскаватором пролить, зола в квартиры не полетит. Поделился своей «эврикой» с вышестоящим начальником, почётным пенсионером. Тот кинул идею выше, откуда его послали так, что начальник обиду сорвал на мне, пояснив матерно – из-за таких умников все проблемы. Надо где-то насос искать и специалиста, бухгалтерию напрягать под такое дело. А кому это надо?
Неподалёку от нашей ямы, почти по всей Нагатинской пойме располагалась нелегальная свалка мусора. Но мы ей не пользовались, поскольку наша зола опять полетела бы в квартиры. При въезде на пойму стоял человек с повязкой на рукаве, который прогонял городские мусоровозы, и им приходилось увозить мусор далеко за МКАД. Но если человеку с повязкой давали рубль, он пропускал мусоровоз. Что только сюда не сваливали! Там цветных металлов можно было выкопать много тонн. Причём выбрасывали обрезки из нержавейки и какой-то неведомого мне сплава, со стальным золотистым отблеском, диаметром в полметра и высотой до метра. Потом бульдозером всё закопали. Однажды в свежей мусорной куче я нашёл пишущую машинку с латинским шрифтом. Размером с гармонь и почти новую, рабочую на все сто. Сначала я привёз машинку домой, после решил отнести в комиссионку. На улице меня поймали бдительные менты, привезли в отдел, принялись пытать: «Где спи…л?» Изрядно потрепали нервы, предвкушая удачу. Но с досадою отпустили, когда всё выяснилось. Однако машинка стоила этих мытарств. Я сдал её за 400 рублей – почти трёхмесячную зарплату. Агрегат купили у меня в тот же день. Летом и осенью к нам на свалку везли самосвалами фрукты, овощи. Благо они разлагались быстро, и человек с повязкой пропускал те машины всего за пятьдесят копеек. В кучах с луком, морковью, картофелем, яблоками, грушами и прочими дарами природы рылись местные бабушки и бездомные. Они выбирали ещё не сгнившее и несли на рынок перекупщикам. По причине столь чудовищной бесхозяйственности уже с декабря в Москве купить помидоры или огурцы было немыслимо. Как-то раз машина с молдавскими помидорами, проделав далёкий путь и потеряв в Москве много дней под палящим солнцем, разгрузилась только на нашей свалке. Разговорился я с экспедитором, и тот поведал, что их председатель созвонился с директором овощного магазина и предложил созревшие помидоры прямо с грядок. Обычно помидоры везли зелёными, а дозревали они на овощебазах. И директор пообещал председателю: «Приму, дорогой, вези!» Но когда помидоры доставили, директор магазина затребовал такой «откат», что возмущённый председатель велел экспедитору искать в столице других покупателей. Но и в других магазинах просили мзду не меньше. Сунулись на овощные базы, а там огромные очереди машин и пьяные грузчики еле передвигаются. Так они и мыкались, пока помидоры не стали гнить. Но в основном к нам везли гнильё из магазинов и с овощебаз, потому что там не было холодильных камер. По рассказам моих водителей, наша овощная помойка –капля в море, вот на подмосковные свалки сгнившие фрукты и овощи везут эшелонами. Это дело так меня возмутило, что я набрался храбрости и пошёл в редакцию всесоюзной газеты.
Тогда в редакциях работали общественные приёмные, где принимали всех, кто желал донести до народа правду: свидетелей НЛО, внебрачных детей Ленина и Гагарина, изобретателей вечного двигателя, изобличителей шпионов, писателей и поэтов, чей гений издатели пока не в силах постичь. В этих приёмных сидели немолодые, непробиваемые и ко всему привыкшие женщины-приёмщицы с негромкими голосами. Главной их задачей было успокоить пациента, предложить воды, таблетку и постараться доходчиво объяснить, почему редакция не может сейчас заняться его вопросом. Моя приёмщица спокойно и с маской внимания на лице выслушала меня, а потом принялась объяснять, что фрукты и овощи, конечно, гниют. Но благодаря партии и правительству этого добра у нас выращивается так много, что не следует горевать о какой-то небольшой сгнившей части. А главное, в нашей стране никто не голодает, в отличие от стран капитализма. Поэтому и нет смысла посылать репортёров на Нагатинскую пойму и прочие свалки. Все репортёры заняты куда более важными делами. Скоро и я махнул на всё. Завоз на свалку плодовой гнили больше не вызывал у меня нервозности. И на золоотвале я влился в общий рабочий ритм – если можно его назвать таковым. Влился в циничную и разрушительную игру под названием, как гласили плакаты на всех заборах: «Мы строим коммунизм!» Стал приписывать шофёрам лишние ходки. За это они, пока дулись в карты, убивая рабочий день, давали мне погонять на своих машинах по просторам Нагатинской поймы. Так я скоро освоил и ЗИЛ-130, и КамАЗ, и КрАЗ. И даже могу работать на экскаваторе.
В СССР, как известно, безработицы не было, а имелась нехватка кадров. И, когда на ЗИЛе начали строить вторую очередь ТЭЦ, меня пригласили в отдел капитального строительства на должность исполняющего обязанности инженера. К тому времени моё образование ограничивалось ПТУ, я имел специальность «слесарь по ремонту вагонов». В ОКСе я не руководил монтажниками, но мне поручили специфическую работу. Присылали нам, например, детали для строительства ТЭЦ через склады в городе Щёкине, что в Тульской области. Но всякий раз в Щёкине их путали, и к нам на ТЭЦ привозили другие детали. Два раза в месяц я садился в грузовик с водителем и ехал в Щёкино исправлять ошибку. Предварительно звонил на склад, и тамошние бабы первым делом требовали привезти из Москвы колбасы и сосисок. Продукты они покупали у меня по магазинным чекам копейка в копейку. И после этого меняли детали. Не привези я сосиски, ждать пришлось бы неделю. Полагаю, именно по этой причине они и путали детали, чтобы я колбасу им возил. Скоро мой водитель познакомился с кладовщицей, и стала его машина вдруг до утра ломаться. Теряем сутки – иду в гостиницу, он же всю ночь на складе как бы чинит машину. Ну и пусть, зарплата у нас стабильная. Да и Щёкино ведь недалеко от Москвы. Случалось, нам отправляли деталь с Таганрогского котельного завода. Шла она день, другой, неделю, а потом её следы навсегда терялись в Биробиджане. Деталь дорогая, редкая, под высокое паровое давление. Но никто за подобный бардак не отвечал. Дня три обзваниваю весь Советский Союз и узнаю, что подобная деталь есть на одном из складов в городе Сумы. Зачем она там, откуда? Никто не знает. Но можно решить вопрос, если договоримся. Начальство выписывает мне деньги на взятку, и я вылетаю в Сумы. Также мы были завязаны на Барнаульский котельный завод, который почему-то не мог отгрузить продукцию, пока туда не прилетит наш человек и в ресторане не посидит с кем надо. Такие люди назывались в СССР «толкачами». То есть проталкивали производственные вопросы, получали нужный материал. Побывал в этом амплуа и я.
Ещё один интересный случай. Весной 1981 года закапала у меня кровь из носа, прямо в рабочем кабинете. И начальник отправил меня в заводскую поликлинику. Там сунули ватку в нос и повезли на скорой в зиловскую больницу! Пролежал я там почти месяц, хотя кровь после ватки ни разу не капнула и лечить было нечего. Дело в том, что завод недавно построил гигантский больничный комплекс, а больных-то нет! Нельзя, чтобы всё пустовало. Тем более скоро должно приехать партийное начальство с корреспондентами. Заведующая чуть ли не умоляла меня и ещё десятки здоровых лбов с насморком или ссадиной задержаться в стационаре до приезда начальства с прессой. Что ж, питание у них было хорошее, и шикарные по тем временам палаты. А за окном апрельская слякоть. Можно и задержаться, книжечки почитать. Так и лежали мы, символизируя заботу партии и правительства о здоровье трудящихся, и радовали газетчиков выздоровлением. Многие гадают, пишут сложные диссертации о причинах развала СССР. А чего гадать? Я привёл лишь горстку фактов. Но таким было общее отношение и к социалистическому труду, и к учению классиков марксизма-ленинизма. Чтобы строить социализм, не говоря уже о коммунизме, в обществе должно быть хотя бы процентов 80 сознательных социалистов. Таких сознательных я видел сущий мизер. Советский Союз развалился лишь потому, что в нём было критически мало советских людей. Советских – в полном высоконравственном понимании этого слова. Вот вам и вся диссертация. Николай ВАРСЕГОВ Фото: Shutterstock/FOTODOM
Свежие комментарии