Иногда поведение наших детей бывает необычным. Но никогда глупым. Их причуды, болезни это всегда послание и если вы мудры и внимательны, вы сможете извлечь из него пользу для себя.
Эта история тому пример:
Бабушка Таисия Михайловна привела внука ко мне на беседу. Артему было 5 лет. У Таисии Михайловны были явные подозрения в том, что у внука «не все в порядке с головой».
Вместе с ними на консультацию решила прийти и мама, подозревая бабушку — свою мать в предвзятом отношении к внуку.Первой слово взяла бабушка и объяснила цель своего прихода. « Вот, представьте себе», -сказала она мне. «Внук может в любое время дня и ночи выйти на лестничную площадку (а живем мы на четвертом этаже четырехэтажного дома — сталинки), взять в руки молоток, или что-то тяжелое и быть изо всех сил по полу. Грохот стоит неимоверный…. Это продолжается долго и все соседи возмущаются. Наказывали мы его, запрещали – ничего не действует»
Я задал встречный вопрос: «В какое-то определенное время, ваш внук шумит, вы замечали? Или тогда когда ему чего-то не дали, наказали?» «Нет», -отвечали обе женщины. «Иногда и ночью выскакивает, когда все спят»
«Мой муж заказал специальный замок, чтобы он самостоятельно не мог выйти в подъезд»,- сказала мама Артема (назовем ее Леной) «Какое-то время все было тихо, а потом Артем начал стучать по ванне, оббил всю эмаль, по батареям, по стенам, всем тяжелым, что попадется под руку –своими ботинками, половником, ложкой для обуви…»
Я выяснил, что в школу ребенок еще не ходил, но в подготовительной группе учится на «отлично», на людях никогда не безобразничает, ведет себя хорошо. В общем, полностью вменяемый. Но дома – не контролируем. Особенно тогда, когда остается с бабушкой.
Таисия Михайловна произвела на меня хорошее впечатление. Абсолютно адекватная бабушка, без маразма. Но такое поведение внука ее крайне тревожило. Лена –мама Артема говорила: «Может потому что ребенок- поздний, он так себя ведет, но так и я поздняя у своей мамы и так не поступала никогда. Наоборот. Я была тихим ребенком. Никогда не орала даже. Если ударилась –терпела до последнего. Муж тоже нормальным рос. Он вообще спокойно относится к выходкам Артема. Мол, «постучит и перестанет, не обращайте внимания». Но мы живем в маминой квартире. А моя мама очень не любит криков и шума. Если мы с мужем ругаемся, она буквально пытается руками нам закрывать рот, или закрывает свои уши руками, впадает в историку, кричит «Замолчите» После этого у нее подскакивает давление и приходится вызывать «скорую помощь» А тут внук-барабанщик родился. В общем-беда в семье какая-то»
Так, за выяснением подробностей, попытками найти причины, пролетело несколько часов, в течение которых мне удалось узнать, что до войны Таисия Михайловна вместе с мужем получили огромную пятикомнатную квартиру и почти закончили ремонт. Муж ее был военным, партийным, при большой должности. Частенько у них в квартире собирались большие шумные компании –сослуживцы, друзья. Спустя год, как то раз ночью, мужа забрали и увезли. потом оказалось, что Таисия — жена врага народа. Как официально сообщили ей, муж был замешан в каком-то заговоре среди офицеров. Не прошло и нескольких месяцев, как квартиру разделили. Таисии с дочкой досталось две комнаты, а новым жильцам — трехкомнатная квартира. Вселилась тоже семья военного. А спустя несколько десятилетий бывший сослуживец мужа рассказал Таисии Михайловне, что мужа расстреляли по доносу их соседа, который впоследствии и получил часть их квартиры…Обычное дело, в те времена.
Но интересное дело, как только Таисия Ивановна дошла до этой части повествования о своей жизни, она начала говорить тихо, буквально шепотом, оглядываясь по сторонам, а для верности еще и подсела ко мне ближе. Говорила шепотом так тихо, что я еле слышал. Дочь ее одернула: «Мама, ну что ты в самом деле…сейчас же не сороковые, чего ты боишься, говори нормально».
Таисия Михайловна зашипела в ответ «Тихо! Ты ничего не понимаешь» И в эти две-три минуты тихой перепалки, Артем слонявшийся прежде по моему офису, тихо выскользнул в коридор. И как вы думаете, что он начал делать? Верно – лупить изо-всех сил по полу отрезком водопроводной трубы, оставшейся у меня в коридоре после ремонта.
Таисия Ивановна с Леной кинулись к Артему, отобрали трубу, дали по рукам, посадили себе на колени… И тут я начал понимать, что страх бабушки –Таисии Ивановны и загадочное поведение внука, как-то связаны. Но чем, я окончательно не понимал.
Олег Чечель психолог -психогенетик
Свежие комментарии