На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Марина Федорова
    Я знаю, что такое строить дачу. Одной. Самой на неё заработать все до гвоздя, так же, как Полина, таскать, красить, п...«Муж пускает на н...
  • Владимир Алтайцев
    И это мать? Да  мачехи  гораздо  лучше, чем  такие мамашки.Ей  нравится  гадить дочери, она  от этого в восторг прихо...«Только дай слаби...
  • Элеонора Коган
    Вы не мамаша, а сука и сволочь. Катя теперь должна плясать перед вами на задних лапках? Испортили ей встречу с подруг...«Только дай слаби...

Что сейчас происходит с московскими вокзалами

Что сейчас
С Рижским вокзалом в нашей стране знакомы абсолютно все. Если даже не посещали его лично, то видели в кино. Здесь снимали картины «Вокзал для двоих», «Трактир на Пятницкой», «По семейным обстоятельствам», «Бригада», «Путейцы», «Адмиралъ» и другие. Все эпизоды на Бернском вокзале в «Семнадцати мгновениях весны» также снимали на Рижском.
Судьба вокзала, как понятно из названия, напрямую зависит от геополитики. Дружим с Западом – Рижский работает, не дружим – Рижский пуст.
А ведь как хорошо всё начиналось. В конце XIX века порты Риги и Виндавы (будущего Вентспилса) играли стратегическую роль окна в западный мир, через которое отправлялись тысячи тонн грузов и множество любителей путешествий. Вот почему в 1890-е годы Москве срочно пришлось обзаводиться железнодорожным сообщением с Прибалтикой.
На пустыре у Крестовской заставы возведением здания вокзала занялся выдающийся архитектор Станислав Бржозовский, позднее также создавший Витебский вокзал в Петербурге. Он украсил все три терема Виндавского вокзала элементами русского зодчества XVII века. Наличники, шатровые навершия крыш над каждым из трёх теремов фасада, роскошное крыльцо с узорчатым каменным навесом – да ведь это русская история, ожившая в камне. В итоге в 1901 году появился этот весёлый и звонкий шедевр русского модерна.
Русский колорит вокзала имел и чисто политическое значение: сотни прибывавших с Запада иностранцев сразу встречались с российским прошлым. Да ещё в таком красивом исполнении! Поражало европейцев не только убранство, но и техническое оснащение вокзала, одного из самых передовых в Москве.
Здесь, например, работала собственная электростанция, полностью обеспечивавшая энергией вокзал и платформы.
Первые 15 лет существования Виндавский вокзал уверенно держал первое место по пассажиропотоку. Отсюда шли поезда на северо-запад России, в Прибалтику, Польшу и современную Белоруссию. Пассажиров было так много, что залы ожидания просто не могли вместить всех. Публика жаловалась.
В середине 1930-х годов вокзал переименовали в Балтийский, потом в Ржевский, а в 1946-м он получил название Рижский.
Свой первый кризис вокзал пережил в годы революции. Как только по условиям Брестского мира Рига и Виндава отошли от России, западное направление стало стремительно чахнуть. В канун войны Рига и вся Прибалтика вернулись, но пассажиропоток не восстановился в прежнем объёме. Даже в 1980-х годах, то есть на пике развития железных дорог в СССР, с вокзала отправлялось всего два состава в сутки – фирменный «Латвия» в Ригу и пассажирский в Великие Луки. Летом добавляли ещё один рижский поезд – скорый «Юрмала».
Ещё хуже стало после отделения Прибалтики в начале 1990-х годов. Тем не менее вокзал берегли и даже отреставрировали, восстановив старую потолочную лепнину.
О закрытии вокзала впервые заговорили в начале 2000-х годов. Предлагалось перевести оставшиеся поезда и электрички на другие вокзалы, а пути разобрать. Однако тогда проект не осуществился. Вокзал решили сохранить и даже в 2004 году открыли там музей истории железнодорожного транспорта. Но проблема рижского направления не стала менее острой.
Едучи по маршруту Москва – Рига в 2017 году, я с удивлением узнала, что этот поезд ходит всего два раза в неделю. Вдобавок Российским железным дорогам он не принадлежит, а числится за Латвией. В поезде одинаково принимали и рубли, и евро, а проводниками и официантами служили жители Латвии, то есть граждане ЕС.
Тогда на моих глазах в вагоне-ресторане разыгралась забавная сцена. Русский парень рабочего вида долго сидел в ресторане, накачиваясь пивом. Когда на столе уже образовалась батарея пустых бутылок, изрядно подвыпивший парнишка подозвал официантку, чтобы расплатиться. К нему подошла опрятная латышка, женщина лет сорока. Парень небрежно кинул ей крупную купюру. Та невозмутимо отсчитала ему сдачу в евро: пассажиры, едущие до Латвии, предпочитали менять деньги ещё в поезде. Однако парень ехал до Великих Лук и пересекать границу не собирался. Евро на столе его возмутили.
– Я русский человек! – кипятился парень. – Я еду по своей стране. Зачем мне эти ваши разноцветные бумажки? Дайте мне мои родные рубли!
Официантка, изобразив на лице безразличие, пошла к кассе за рублями. Парень отправился за ней, очевидно, ища повод для скандала. Повод, однако, не находился. Латышка никого ущемлять не собиралась и хладнокровно отсчитала сдачу в рублях. Парень пошёл на обострение.
– Мне вообще этот ваш ЕС отвратителен, – вещал он на весь вагон. – Если вы там у себя решили вступить в эту организацию, то почему мы, русские люди, должны от этого страдать? Вас же там дурят, стригут почём зря. А вы и рады! Сами подставились и думаете, что вам счастье привалило. Но мы-то понимаем, как вас там надурили. Да мы ваш ЕС на дух не переносим!
И тут невозмутимая официантка веско произнесла фразу, в которой отчётливо прозвучало мнение простых латышей:
– Мы тоже, – сказала женщина и выложила перед парнем его рублёвую сдачу.
Парень открыл рот, но постепенно смысл сказанного дошёл и до него. Надо было видеть его обескураженную физиономию. По лицу латышки стало ясно: её точка зрения основана на горьком личном опыте. Парень тихо собрал свои деньги и безмолвно исчез.
…В маленьком приморском городке под Ригой я имела возможность лучше понять ту официантку. Хозяйка квартиры, в которой я остановилась, оказалась вдовой местного рыбака. Когда Латвия вступила в ЕС, лов рыбы в прибрежных водах запретили, и её муж, а с ним и тысячи рыбаков, лишились работы. Тогда по старым рыбацким городкам Латвии прокатилась волна самоубийств. Такие спокойные внешне латыши сводили счёты с жизнью, поскольку будущее не сулило им ничего, кроме нищеты и унижения. Муж моей хозяйки оказался в числе этих жертв геополитики.
Однако вернёмся к Рижскому вокзалу. К началу 2020-х его перспективы оставались туманны. Отношения с Западом продолжали портиться. Пандемия окончательно добила маршрут Москва – Рига. Его отменили в 2020 году. А с 1 мая 2021 года Рижский вокзал стал обслуживать только пригородные электрички. Последний поезд дальнего следования Москва – Великие Луки – Псков был переведён на Белорусский вокзал.
Тогда вопрос о будущем вокзала встал ребром. Обсуждались многие варианты. Предполагалось создать там офисный центр РЖД. Но в компании решили не заморачиваться и купили себе небоскрёб в деловом центре «Москва-Сити».
Потом появились планы обустроить на месте Рижского огромный транспортно-пересадочный узел, сделать вокзал для высокоскоростных поездов Москва – Петербург. Но всё это реализовать не удалось.
Последние новости звучат неутешительно. Совет директоров РЖД решил окончательно закрыть Рижский вокзал и продать здание. С ценой определились – шедевр русского модерна оценили в 1 миллиард рублей. Пути за вокзалом уже разобраны. Никаких комментариев ни РЖД, ни мэрия не дают.
По счастью, в 2021 году ансамбль зданий вокзала включили в реестр объектов культурного наследия регионального значения, и использовать его можно только при сохранённом архитектурном облике. Однако от этого не легче. Вокзал, скорее всего, превратится в торговый центр, гастрономические ряды или концертный зал.

Ленинградский
Ленинградский вокзал – самый старый в столице. С него начиналась история железнодорожного транспорта в России. В феврале 1842 года Николай I подписал указ о строительстве железной дороги от Петербурга до Москвы. Проект был откровенно убыточный, но в Англии железная дорога уже работала, и следовало держать марку. Марку держали и при строительстве вокзалов.
В Санкт-Петербурге и Москве здания решили строить стилистически одинаковые, но в Москве поменьше – всё-таки не столица. Проектом занимался сам Константин Тон, главный архитектор николаевской России, создатель храма Христа Спасителя, Большого Кремлёвского дворца и типовых церквей по всей стране.
Вокзал построили со всей мыслимой тогда роскошью – двухэтажный, с большим двусветным вестибюлем по центру. Пол выложили дубовым паркетом, обустроили мраморные печи, а камины сделали даже в туалетах, что по тем временам неслыханно. Над платформами установили железные навесы – всё как в Европе.
В таком виде вокзал просуществовал семьдесят лет. А дальше начались реконструкции.
В 1903 году вантовые железные потолки заменили арочными. В 1934 году на вокзале, который уже стал Ленинградским, переделали центральный зал под современные требования, добавив комнату матери и ребёнка, почту, телеграф и зал для транзитных пассажиров. В 1949 году провели реставрацию, во время которой весь старый имперский декор содрали.
В 1970-е годы началась новая реконструкция. Вокзал увеличили на 2300 квадратов, надстроили третий этаж и вынесли камеры хранения в цоколь. Теперь от замысла Тона остался только фасад.
Новую реконструкцию вокзал пережил в 1990-е годы. Его расширяли, удлиняли платформы, добавляли новые помещения, меняли планировку. В 2008-м вокзал снова расширили. Появились пандусы, эскалаторы и лифты. Заодно отреставрировали фасад, вернув исходные цвета и утраченные элементы декора.
Все эти реконструкции для вокзала, который отправляет 900 миллионов пассажиров в год, были неизбежны – приходилось вводить современные технологии обслуживания.
Очередной срок выслуги лет настал для Ленинградского в 2024 году. Снова вокзал спрятался за строительными лесами. Его обещают модернизировать в соответствии с быстротекущим временем: убрать лишние торговые точки, обустроить комфортные зоны ожидания и окончательно включить в единый транспортный контур так, чтобы связать все три вокзала Комсомольской площади подземными переходами. Историческую часть здания реставрируют, заменят коммуникации и освещение. Место для пассажиров увеличится в три раза.
Закончить работы обещают к началу 2026 года.

Курский
Курскому вокзалу в смысле историзма повезло куда меньше Рижского и даже Ленинградского.
Скромная деревянная станция на Земляном валу была построена ещё в 1866 году. Она считалась временной, но простояла тридцать лет. Только в 1896-м здесь открылся красивый каменный вокзал, придуманный архитектором Николаем Орловым.
Просторные залы были поделены на три зоны для господ первого класса и граждан второго и третьего. Вход украшали две изящные башни, а перед зданием располагался большой сквер. Судя по фотографиям, это был один из самых красивых вокзалов столицы.
Первую реконструкцию Курский пережил в 1938 году. Здание Орлова планировали снести и построить на его месте нечто головокружительно современное. Проводили даже международный конкурс. Но потом, подумав и составив смету, ограничились ремонтом.
Переломным моментом в судьбе Курского вокзала стал 1968 год, когда реконструкция всё-таки началась под руководством группы молодых архитекторов. Новое здание отчасти напоминает вокзал Термини в Риме: 200-метровый остеклённый фасад, козырёк над входом и складчатая крыша. Старый вокзал органично вошёл в состав нового. Сохранились фасад, обращённый к платформам, и декор зала ожидания.
Именно отсюда Веничка Ерофеев отправлялся в своё историческое путешествие в Петушки. Таков Курский и в наши дни. Правда, его эффектный стеклянный фасад мы почти не видим. В 2001 году с благословения Лужкова был построен ТЦ «Атриум», и вид на вокзал с Садового кольца закрылся.
Новая реконструкция, начавшаяся в 2020 году, сильно изменит инфраструктуру. Добавятся две платформы, перестроят и пассажирский терминал. Теперь вокзал включён в состав Московских центральных диаметров, то есть городские электрички будут отправляться каждые 5–6 минут. Строится новый корпус – бизнес-центр с офисами, отелем и подземной парковкой. Он ещё больше заслонит вид на Курский, сделав его почти невидимым с Садового кольца.
Все части вокзала свяжут эскалаторами, появятся подземные парковки и стеклянный купол над платформами. Платформы пригородных поездов уберут в подземную часть.
Всё вроде бы удобно, но пассажиры, скорее всего, останутся недовольны. Часть поездов с Курского уже ушла на новый Восточный вокзал, который проклинают все, кто хоть однажды там побывал. И вообще привычные маршруты сильно изменены. А теперь нас ждут долгие переходы с багажом по подземным тоннелям. На улицу выходить не придётся, но блуждать под землёй тоже радости мало.

Киевский
Говорят, на торжества в честь юбилея Бородинской битвы в 1912 году в Москву прибыл император Николай II и остался крайне недоволен видом тогдашнего Брянского вокзала на Дорогомиловской заставе – убогое одноэтажное здание, неказистое, деревянное.
Владельцы Киевско-Воронежской железной дороги расстроились и решили построить самый красивый вокзал столицы. На средства не скупились. В строительстве Киевского вокзала участвовали главные гении русского зодчества. За архитектуру отвечали Иван Рерберг с Вячеславом Олтаржевским, за дебаркадер – инженер Владимир Шухов, который накрыл пути эффектными железными конструкциями. Целая группа скульпторов и художников работала над оформлением залов, использовав в декоре сюжеты войны 1812 года.
В результате получился шедевр неоклассики с элементами ампира. Первый поезд отправился с Киевского 18 февраля 1918 года, уже при Советах. Таким образом, этот вокзал стал последним в истории Российской империи.
Удивительно, но в отличие от других вокзалов его почти не перестраивали. Только ремонтировали, закрашивая старые росписи. Понятно, что к началу 2000-х он оказался далеко не в лучшем состоянии.
В 2015 году на Киевском вокзале началась масштабная и дорогостоящая реставрация с использованием архивных материалов. Фактически зданию был возвращён тот вид, который задумывали его авторы. Восстановлен исходный цвет стен, возвращены все утраченные детали вроде колонн, пилястр, лестниц, гранитных цоколей и постаментов.
Впрочем, у Киевского вокзала множество проблем, как и у Рижского. Всё упирается в геополитику. Пассажиропоток последние годы неудержимо сокращается. Поезда в Восточную Европу ещё в 2000-е годы перевели на Белорусский вокзал. С началом СВО отменены все поезда на Украину. И вряд ли в ближайшие годы они вернутся.
Ольга АНДРЕЕВА
Фото: Роман АЛЕКСЕЕВ
Ссылка на первоисточник
наверх