На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Кривошеев
    Растёт очередной Павлик Морозов.«Главный мужчина ...
  • Элеонора Коган
    Да, Марина слишком привязана к сыну, но время всё расставит по своим местам.Жизнь покажет. Но я считаю , что Полина в...«Главный мужчина ...
  • Alla
    Детей должно быть столько, сколько хотят и могут вырастить-воспитать родители...«Главный мужчина ...

Как женщины защищали свою честь с оружием в руках

Как женщины
Благородные мужчины с древних времён защищали честь и достоинство своих дам на смертоносных дуэлях. История подобных поединков, и не только между мужчинами, берёт своё начало в X веке, а возможно, и раньше, когда споры на законных основаниях разрешались с помощью жестоких драк между соперниками, соседями и даже супругами.
Именно с судебных поединков началась история дуэлей, в которых принимали участие женщины.

Дамы не бедствовали
Судебные поединки были наиболее распространены в Скандинавии. Если суд не приходил к единому решению, то судьбы истца и ответчика отдавали на волю Божью. Если судящиеся были мужского пола, то отношения выяснялись с оружием в руках. Такие поединки порой превращались в настоящую мясорубку. А вот женщины чаще бились на кулаках, что представляло собой менее увлекательное зрелище. Если враждующие стороны оказывались разнополыми, например, решался супружеский спор, то даме давали преимущество. Мужчине либо привязывали левую руку за спину, либо закапывали его по пояс так, чтобы не мог двигаться.
Впрочем, на всех поединках дрались всерьёз, невзирая на былые нежные чувства, ведь проигравшего ждала казнь: мужчин вешали или обезглавливали, а женщин ждал костёр. Спустя десятилетия казнь отменили, и лишь тогда судебные бои стали менее кровавыми. Представительницы прекрасного пола дрались порой куда отчаяннее своих мужей. И какие бы мифы о бедственном положении средневековых дам ни ходили в наше время, на самом деле жёны в ту эпоху обладали весьма широкими правами, вплоть до права от души колотить супруга.
Последний судебный поединок состоялся в 1386 году в Париже между рыцарем Жаном де Карружем и неким Лё Гри, которого рыцарь обвинил в надругательстве над своей супругой Матильдой. Эта история легла в основу книги Эрика Джагера, которую в 2021 году экранизировал режиссёр Ридли Скотт под названием «Последняя дуэль».
Однако дуэли без судебных разбирательств вовсе не прекратились и продолжались ещё несколько веков. Наиболее яркие остались в истории примером доблести, глупости и даже чувства юмора. Но особое внимание всегда было приковано к дуэлям между дамами. В качестве оружия использовались ногти, кинжалы, яды, мечи, шпаги, копья, пистоли и прочие опасные способы нанести поражение.

Коварный соблазнитель
В середине XVI веке в Неаполе Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла выясняли на дуэли, кому принадлежит Фабио де Зересопа – молодой красавчик, встречавшийся сразу с обеими знатными дамами.
Наглого ловеласа решили не беспокоить, хотя проще было бы заставить его сделать выбор. Но соперницы решили иначе. Они встретились на площади, разодетые в лучшие наряды, и попытались убить друг друга копьями, а затем и мечами. Хорошо, что подобные бои велись до первой крови, и, когда одна дама ранила другую, дуэль прекратилась. Судьба коварного соблазнителя в этом случае осталась неизвестна. Но зрелище настолько потрясло жителей Неаполя, что ещё много лет рассказ о женском поединке удивлял всю Европу. В 1636 году испанский художник Хосе де Рибера даже представил на суд зрителей полотно «Женская дуэль», в красках запечатлев историю Изабеллы и Диамбры.
Сохранились сведения ещё об одной паре женщин, которые сражались за возлюбленного. Но здесь дело не обошлось лёгкими ранениями. Дамы так отчаянно кромсали шпагами лица друг друга, что до конца жизни были вынуждены прикрываться вуалями, а кавалер, увидев фонтаны крови, бросил обеих дуэлянток.
Трудно представить, что герцог де Ришельё, будущий кардинал, известный нам по «Трём мушкетёрам», в своих записках для потомков не без гордости описал дуэль двух дам, которые в Булонском лесу на шпагах дрались за его расположение. Вероятно, Ришельё в молодости был привлекательным кавалером. Дуэль закончилась тем, что одна соперница шпагой отхватила другой ухо. Герцог был весьма польщён, но сердце победительнице так и не отдал.
Приблизительно тогда же, в начале XVII века, в Англии состоялась «ядовитая» дуэль из-за платьев. Две графини прибыли на важный бал в одинаковых нарядах, что вызвало шок и скандал. Дамы решили поступить следующим образом. На стол выставили два бокала с вином, в один из которых насыпали яд. Было решено, что выжившая дама получит право носить платье, поскольку на ней оно смотрится лучше. К счастью, яд подействовал не до конца. Несчастная промаялась пару дней с несварением желудка, и больше к теме платья графини не возвращались.

Самая опасная личность во Франции
Женщины – создания загадочные и не всегда предсказуемые. В стремлении защитить свою честь они шли на невероятные поступки. В частности, иногда участницы дуэлей обнажались по пояс. И дело тут не в эротических игрищах. Соперницы таким образом уравнивали шансы. Женские корсеты изготавливались из жёстких материалов, что могло помешать клинку шпаги. Более того, под корсетом некоторые скрывали кольчугу.
Но неужели подобные дуэли проходили в присутствии лиц мужского пола? Нет, конечно, этикет не позволял подобного. Все присутствующие отходили на значительное расстояние и стояли отвернувшись, пока дуэль не заканчивалась.
Иногда женщины сражались с противниками сильного пола, принимая мужской облик. На то были свои причины. Прежде всего, ни один мужчина не принял бы вызов от оскорблённой женщины. И не только потому, что он считал неприемлемым драться с дамой, но и по причине страха быть ею побеждённым. Кавалеры прекрасно знали задиристый нрав своих девушек.
Одним из ярких примеров стал вызов от шевалье де Сен-Бельмон заносчивому и невоспитанному офицеру, гостившему во дворце знатного дворянина. Тот без спросу занял комнату хозяйки и не собирался её освобождать. Тогда Сен-Бельмон не просто обезоружил наглеца, но и обескуражил его такими словами: «Вы думаете, мсьё, что дрались с шевалье? Вы ошибаетесь, я – мадам де Сен-Бельмон, хозяйка этого дома. Убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».
Не менее смелой дамой оказалась Жюли д’Обиньи. Эта девушка сильно выделялась на фоне остальных французских мамзелей конца XVII века. Кажется, Жюли уже родилась с желанием бросить вызов обществу, недаром Теофиль Готье написал о ней роман «Мадемуазель де Мопен». Можно не читать классика, а просто пробежаться по её официальной биографии.
Девочка родилась в семье Гастона д’Обиньи, который служил секретарём у графа д'Арманьяка.В обязанности секретаря входило воспитание пажей, и его дочка вместе с ними училась танцевать, рисовать и читать, но особенно её привлекали уроки фехтования. Непокорная и взрывная Жюли в пятнадцать лет стала любовницей графа д'Арманьяка, но вскоре была выдана замуж за мсьё де Мопена. Однако без любви и свободы мадам де Мопен не мыслила своей жизни.
Она сбежала из мужниного дома с любовником по имени Серан. Тот являлся превосходным фехтовальщиком, убил на дуэли человека и скрывался от властей, поэтому любовникам приходилось постоянно переезжать. Пара стала известна в Марселе, где устраивала для публики поединки на шпагах. Зрители были в восторге и не подозревали, что один из соперников – переодетая в мужчину женщина. Как-то раз зрители не поверили, что женщина способна так фехтовать, и тогда Жюли без тени смущения разорвала на себе рубашку и обнажила грудь в качестве доказательства.
Позднее она пробовала себя на оперной сцене, а через некоторое время началось самое интересное… Жюли де Мопен влюбилась в дочь торговца из Марселя! Это очень не понравилось родителям невинной девушки, и те сослали дочку в монастырь. Жюли проникла туда вслед за возлюбленной, дождалась, когда одна из дряхлых монахинь отправится на тот свет, подложила тело усопшей в келью любимой и подожгла! Все подумали, что погибла девушка, в то время как влюблённая парочка сбежала и некоторое время жила в своё удовольствие. Вскоре дочь торговца вернулась в отчий дом, скорее всего, не выдержав бурный стиль жизни де Мопен.
Мадам горевала недолго. В 1695 году она явилась на бал-маскарад в Пале-Рояль в мужском костюме и влюбилась в красивую девушку, к которой и без того сваталось три жениха. Де Мопен пригласила девушку на танец, а потом на глазах у всех поцеловала. Трое женихов тут же вызвали «соперника» на дуэль. Жюли серьёзно ранила всех троих, после чего бежала в Бельгию, а позже переехала в Испанию.
Личностью она была, по всей видимости, очень харизматической. Продолжая драться на дуэлях, бесстрашная женщина часто делала побеждённых соперников своими любовниками. Через некоторое время Жюли вернулась в Париж и без памяти влюбилась в маркизу де Флоренсак – самую красивую женщину страны. Два года они жили в любви и согласии, но маркиза внезапно заболела и умерла. Это событие так потрясло мадам де Мопен, что она ушла в монастырь, где и скончалась в возрасте 37 лет.

Его величество вошёл без доклада
Француженки считали дуэли русских дам грубыми и некрасивыми. Трудно не согласиться. В России в XIX веке женские дуэли стали настолько популярны, что появились специальные закрытые клубы – «литературные салоны», где на самом деле проходили поединки. Есть сведения, что только за 1823 год в одном из салонов прошло семнадцать дуэлей! Постепенно кровавая мода дошла и до провинции. На саблях в 1829 году столь яростно зарубились две помещицы, что обе погибли. А спустя пять лет за оружие взялись их подросшие дочери. На этот раз одна из них осталась невредимой и с гордостью описала свою победу в дневнике.
Российские монархи активно боролись с дуэлями. Ещё Фёдор III издал указ о запрете «выяснения отношений» у стен Кремля, ведь считалось особым шиком проводить дуэли именно там. Пётр I в 1716 году в очередной раз запретил дуэли «Патентом о нечинении ссор и поединков», обещая нарушителям смертную казнь. Император был суров и повелел, чтобы вешали не только победителя, но и тело погибшего на дуэли.
Императрица Екатерина II считалась женщиной сильной и непредсказуемой. Она жестоко карала за участие в дуэлях, но смертной казнью не грозила, заменяя её на казнь гражданскую, когда дуэлянты лишались званий, титулов, состояния и всех прав. Екатерина пыталась приучить соперников решать свои проблемы в судебном порядке, но на практике это не слишком помогало. Дворяне, как и прежде, предпочитали решать дела чести один на один с оружием в руках.
По императорскому Манифесту, в случае смертельного исхода в поединке дело должно рассматриваться в суде как преступление, а именно – убийство. Если же один из соперников тяжело ранен или изувечен, то виновного могли сослать в Сибирь.
Но, несмотря на строгое отношение к мужским дуэлям, Екатерина II поощряла дуэлянток. Более того, императрица сама была не робкого десятка.
В 1744 году Екатерина получила дерзкий вызов от своей троюродной сестры принцессы Анны, после чего две нежные пятнадцатилетние девочки взялись за шпаги и стали выяснять отношения, закрывшись в одной из спален. До крови дело не дошло, девочки сами сильно испугались того, что натворили, и прекратили тыкать друг в друга смертельным оружием.
Во второй раз Екатерина, уже будучи в шаге от российского престола, готова была сразиться с собственным мужем, императором Петром III. Отношения между супругами и так выглядели странно, а тут Пётр без доклада вошёл в покои Екатерины и сказал, что та стала чересчур горделивой и слишком прямо держит спину! На что супруга спросила, не хочет ли Пётр Фёдорович, чтобы она гнула спину, как рабы турецкого султана. Пётр вынул наполовину свою шпагу из ножен и пригрозил наказать Екатерину, но та в ответ потребовала шпагу для себя, поскольку приняла жест супруга за вызов. Пётр ретировался, бормоча, что жена, мол, стала какой-то злобной…

Англичанка гадит
Когда Екатерина взошла на российский престол, во дворце часто случались дуэли между женщинами, по крайне мере, история насчитывает не менее двадцати. Часто вызывала соперниц на поединки княгиня Дашкова, помощница и единомышленница Екатерины.
Дашкова доказывала свою правоту со шпагой в руке не только в Санкт-Петербурге. Как-то раз русская княгиня, находясь в Лондоне в 1770 году, вызвала на дуэль некую графиню Фоксон. Ничто не предвещало беды. Графиня Фоксон жаждала познакомиться с Дашковой, пригласила её к себе, чтобы в приятной обстановке поговорить о высоких материях. Две высокородные дамы, известные всей Европе своей образованностью, чинно встретились за чашечкой чая. Разговор поначалу проходил интересно и занимательно, но при обсуждении очередного вопроса графиня и княгиня не пришли к общему мнению. Беседа приняла неожиданный оборот, с прелестных уст собеседниц стали срываться бранные слова, а потом разыгралась безобразная сцена. Дашкова залепила англичанке пощёчину, та ответила звонкой оплеухой, и скандал превратился в дуэль. В саду графиня и княгиня со шпагами в руках принялись доказывать собственную правоту то ли в научных, то ли в политических аспектах. Окружающие разняли разъярённых фурий, но Фоксон всё же успела ранить Дашкову в плечо. Русская дворянка до конца жизни не могла забыть это позорное поражение.
…К концу XIX века дуэли почти прекратились, превратившись в курьёзные случаи. Бытует легенда о странной дуэли Жорж Санд и графини Марии д’Агу. Жорж Санд, известная писательница, водила дружбу со знаменитым композитором и пианистом Ференцем Листом. Она и познакомила Листа со своей подругой Марией, с которой у композитора завязались романтические отношения. Ходили слухи, что на почве ревности между подругами состоялся поединок на ногтях. Дамы отчаянно царапались, при этом нецензурно выражаясь, а Лист заперся в своей комнате и тихонько сидел, ожидая окончания дуэли. Вроде бы победила Мария, а оскорблённая Жорж Санд позже высмеяла подругу в одном из своих романов. Но эта история до сих пор требует тщательной проверки.
Зато доподлинно известно, что в самой смешной дуэли в истории человечества принял участие сам Александр Дюма-отец. Писатель проиграл в «американку» – своеобразную дуэль, где соперники добровольно тянут жребий, который решает, кто из двоих пустит себе пулю в лоб в течение часа. Дюма сытно отобедал и заперся в отдельной комнате. Секунданты ждали за дверью. Наконец раздался звук выстрела. Дюма вышел из комнаты и сказал: «Я выстрелил, но, увы, промахнулся!»
Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №24, июнь 2025 года
Ссылка на первоисточник
наверх