Пришли на прием мама и дочь. Мама хорошо выглядит, разговаривает. Дочь похожа на серую мышку в свои 14 лет, молчит, взгляд направлен в пол.
Я сначала разговариваю с мамой, выясняя запрос на работу. С чем же пришли люди, что их заставило обратиться к специалисту?
Мама переживает за успехи в учебе, точнее, как дочь относится к оценкам.
Перед каждой проверкой знаний, она дико волнуется, может не спать ночами. Знакомый им невропатолог, выписывал лекарства на уменьшение тревоги, но они были мало эффективны.- Вы заставляете ее учится? Почему для нее это так важно? Что стоит за желанием получить "пятерку"?
- Нет, мы с мужем абсолютно свободны во взглядах на ее учебу. Муж не раз приводил пример того, что сам учился не очень то хорошо, но сейчас руководит одной большой фирмой. Я не знаю почему так происходит...
Началось все с начальной школы, когда учиться было легче и проще. До 3 класса она была абсолютной отличницей и ездила на городские олимпиады, занимая призовые места. В классе пятом заметили тревогу и волнение дочери перед контрольными. В 7 обратились уже за успокоительными.
- Какие еще были изменения в вашей жизни в этот период?
- Да не было изменений, которые могли бы повлиять на поведение дочери.
Мама ребенка, связывает это все таки с начальной школой. Что когда было проще в обучении, она справлялась и плюс ко всему, дочь сделали примером для всего класса. Когда ребята остальные получали плохие отметки, учитель говорила:
- Вот, посмотрите какая Настенька умница, она опять получила пятерку, а Вы..
Когда Настенька поняла что не справляется с ролью успешного ученика, а эта роль была для нее приятная, у нее усиливалась тревога, случались истерика и отсутствие сна.
Казалось бы, хорошая версия, мама меня практические убедила. Но что же скажет Настенька?
Настя сменила маму. Было сложно установить контакт. Я чувствовал ее тревогу. Даже возникло ощущение, что она сидит в стеклянном кубе, который не открыть: вижу человека, сидит передо мной, но существует жесткая граница.
Мы начали разговаривать, точнее я говорил а она кивала. Но это уже что-то. Рассказал ей причину по которой они пришли к нам в центр, версию мамы. Сказал, что в этом, видимо, виновата первая учительница, которая сделала из тебя отличницу и тебе это понравилось. Но учебный мир оказался не таким простым как казалось, начались сложности. А с ролью успешной ученицы расставаться не хочется и от этого происходят такие реакции.
- Да вы что? У меня была хорошая учительница, она прекрасная. Виновата не она а родители!
.. дверца куба открывается, выходит человек.
- Когда мне было 10 лет, родители решили развестись! Были ссоры и ругань между ними, они долго выясняли отношения! Я думала что все, семьи не будет...
По словам Настеньки, такая атмосфера в семье длилась около года. Мама Насти постоянно жаловалась на мужа подругам, бабушке. И в этот период Настю часто отвозили к этой бабушке. Бабушка, зная о ситуации в семье, говорила девочке:
- Настя, если ты не будешь учиться, папа уйдет от вас! Ты должна учиться, что бы сохранить семью!
Настя, как хорошая девочка, приняла установку бабушки и изо всех сил пыталась оставить папу дома. Учится было сложно, а семью сохранить хочется. Истерики, тревога, бессонница - реакция на возможности и желание.
Конечно дело было не в учебе Насти, и семья сохранилась. Но установка никуда не пропала. Девочка до сих пор думает о том, что если плохо учиться - папа уйдет.
Я не думаю что бабушка сделала это специально. Иногда слова, сказанные уважаемыми нами людьми, могут доводить до таких невротических состояний. Они работают как установки закрепляющиеся на бессознательном уровне.
Свежие комментарии