10 правил воспитания детей по Толстому

Лев Толстой вошел в историю не только как классик мировой литературы, но и как педагог. В 31 год он открыл свою школу в Ясной Поляне, в которой бесплатно обучал крестьянских детей по своей методике. Принципы его воспитания и образования были новаторскими для XIX века, а что мы скажем о них сегодня?

10 правил воспитания детей по Толстому
10 правил воспитания детей по Толстому

Не портить воспитанием

Толстой говорил: детский возраст — это первообраз гармонии, которую портят и уничтожают. По мнению классика, любое воспитание — попытка загнать ребенка в рамки, подчинить правилам и законам взрослого мира.

Лучше всего отказаться от целенаправленного воспитания. Это не значит, что с детьми не нужно заниматься, но следует развивать то, что в них уже есть, и ценить «первобытную красоту». «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее», — писал Толстой.

Не наказывать

Толстой был ярым противником насилия: он категорично заявлял, что в школе не может быть розг, а ученика нельзя наказывать за невыученные уроки. Отмена любых наказаний в Яснополянской школе стала новаторством для XIX века. Современники сомневались, может ли такая методика быть эффективной, и спорили: «Все это очень справедливо, но согласитесь, что без розги иногда невозможно и что надо иногда заставлять учить наизусть».

Не скрывать свои недостатки

Классик был уверен: дети значительно проницательнее взрослых — и советовал родителям сперва обнаружить свои слабые стороны. В противном случае дети уличат в лицемерии и не будут прислушиваться к мнению старших.

Учить полезному

Толстой критически относился к тому, как был устроен учебный процесс в России XIX века. Он возмущался, что для получения аттестата ученикам приходится зубрить теорию, которую потом невозможно применить в профессии. Латынь, философия, церковные науки казались писателю архаикой. По его мнению, намного важнее знания, которые пригодятся в жизни, а ученики имеют право самостоятельно выбирать, что изучать.

Воспитывать самостоятельность

Толстой говорил, что люди из народа — те, кто не обучались в гимназиях и университетах — «свежее, сильнее, могучее, самостоятельнее, справедливее, человечнее и, главное — нужнее людей, как бы то ни было воспитанных». Именно поэтому один из основных заветов обучения в его Яснополянской школе был такой: не заставлять детей подчиняться жестким правилам, а воспитать в свободе и учить самостоятельности.

Разрешить недовольства

В Яснополянской школе, помимо уроков, часто проводили беседы. На этих встречах учителя и ученики обсуждали все, что считали важным: вопросы науки, новости, учебный процесс. Ученики могли высказывать свою точку зрения и даже критиковать учителей. Свободное воспитание, которое воспевал Толстой, подразумевало честный и открытый разговор.

Развивать воображение

Воспитание и образование — это не только изучение учебников. Писатель отмечал, что на формирование личности ребенка воздействует все, что его окружает: «детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, искусства, науки, жизнь — все образовывает». Познавая мир, ребенок развивает воображение и творческие способности. Огромной ошибкой Толстой считал обучение по четкой методике, вместо того чтобы лишь направить ребенка в изучении мира во всем его многообразии.

Учить понятно

Свободное образование было неприемлемо для гимназий или университетов XIX века, где учеников насильно, иногда под страхом телесных наказаний, заставляли заучивать уроки. Толстой построил учебный процесс без принуждения к образованию и стремился учить так, чтобы ребенок получал от этого удовольствие. Основные советы учителям писатель собрал в брошюре «Общие замечания для учителя», где рекомендовал пристально наблюдать за душевным и физическим состоянием учеников, а вместо сухих терминов преподносить ребятам впечатления.

Быть человечнее

«И дети смотрят на воспитателя не как на разум, а как на человека», — писал Толстой. Знания, правила, науки — меньшее, чему может научить ребенка взрослый человек. Наблюдая за родителями и учителями, дети делают выводы о том, что значит быть хорошим человеком, как следует себя вести в обществе и по каким законам жить. Детскую проницательность нельзя обмануть ни знаниями, ни правами.

Самому жить хорошо

По Толстому, дети — чисты, невинны и безгрешны от природы. Взрослея, они познают мир, ориентируясь прежде всего на поведение родителей и близких людей. Поэтому главный завет всей толстовской педагогики — в первую очередь заботиться не о воспитании молодого поколения, а совершенствовать самого себя.

Источник ➝

Иногда люди меняются в лучшую сторону

История про мажора

Когда я учился в старшей школе, к нам перевёлся новенький. И если у нас в классе все были примерно одного финансового достатка (не было таких, которые были прямо из очень бедных или очень богатых семей), то это был настоящий мажор. Именно в старшей школе я узнал значение слова мажор. Вёл себя по-хамски, надменно. С нами он общался постольку-поскольку.

И как назло угораздило меня поступить в один и тот же вуз, куда поступил мажор. Хорошо, что учились на разных факультетах, поэтому пересекались редко, но всё же пересекались.

 

Со времени окончания вуза прошло почти 7 лет. И столкнулся по работе с тем самым мажором. Работает таксистом. Был довольно молчалив. Но при этом разговаривал хотя бы не надменно.

Через друзей узнал, что отца его посадили. А этот уже "немажор" выплачивает алименты и живёт с какой-то женщиной. Перебивается на разных подработках. Последние несколько лет таксует.

Ну хотя бы перестал с людьми разговаривать надменно.

Нисколько не злорадствую, но просто интересно наблюдать за уровнем гонора и количеством бабла в кармане человека.

Когда вернулись жена и дочка после карантина, у меня уже была другая жизнь

Мужчина

Женат, есть дочь. На время карантина мои девочки из Москвы уехали в деревню к родственникам, а я остался дома, продолжил работать. В деревню мы иногда приезжаем летом: и ребёнку раздолье, и свежий воздух. Одним словом — ляпота! Поэтому-то и решили, что им лучше переждать сложную ситуацию там.

Пока девочки жили там месяц, я вспоминал давно забытые ощущения. Начал иногда готовить, заказывал еду, какую хотел, позволял себе выпить, если было желание. Даже купил робота-пылесоса, чтобы убирать не приходилось самому.

Чистота и порядок, а главное — тишина. Своеобразная крепость одинокого мужчины.

 

А сейчас они вернулись. И всё изменилось. Отвык, оказывается, от того, что нужно советоваться с женой по любым домашним вопросам: что есть на ужин, какой смотреть фильм. С самим собой-то вопросы решать просто, подстраиваться не нужно!

Уже забыл, что такое холостяцкая жизнь за годы брака. Когда жена и дочь вернулись, в квартиру также вернулся хаос. Кругом вещи жены, игрушки дочери. Ещё и с любимым ребёнком по 2 часа в день читаю, делаю уроки, заданные на дистанционке. На себя времени совсем нет. Короче, хорошо было без семьи, но недолго, скучал по ним всё-таки!

Картина дня

))}
Loading...
наверх