На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Кривошеев
    Справедливо делить квартиру: или между родителями, но вряд ли на это женщины пойдут, раз считают отца ненормальным; и...«Родители разводя...
  • Элеонора Коган
    Вроде права и Людмила, да и Аллу понять тоже можно, но родители всё равно должны были делить квартиру на четверых.«Родители разводя...
  • grunbik06mailru
    Маме не хватает общения, нужно выговориться..«Соседи от моей м...

Вячеслав Невинный: Ради него перекрывали Тверскую улицу в Москве

Вячеслав НевинныйВячеслав Невинный – актёр истинно русский, национальный. Зрители его обожали: огромный, ужасно обаятельный и добродушный. Он воссоздал на сцене и экране множество русских типов и характеров, комедийных и драматических, узнаваемых и вечных. Даже его отрицательные персонажи типа Весельчака У («Гостья из будущего») никак не воспринимаются в качестве злодеев – они внешне очень симпатичны, по-домашнему уютны. Все его герои обладают чувством юмора. 30 ноября Вячеславу Михайловичу исполнилось бы 80 лет.

Тара мелковата

Невинный родился в ноябре 1934 года в Туле. Его отец работал на знаменитом оружейном заводе, а мама была секретарём начальника на железной дороге. Вячеслав с ранних лет проявлял интерес к театру, в школьные годы принимал участие в постановках драмкружка при Тульском дворце пионеров.

В феврале 1952 года отмечалось столетие со дня смерти Николая Васильевича Гоголя, и в связи с этим событием старшеклассники школы поставили сцены из «Мёртвых душ» – Чичикова играл девятиклассник Слава Невинный. К окончанию школы он уже твёрдо решил стать актёром.

В 1954-м Невинный отправился в Москву поступать в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе. Первая попытка оказалась неудачной. Не пройдя по конкурсу, Слава вернулся в Тулу и устроился в местный ТЮЗ. Год спустя, набравшись опыта, Вячеслав вновь отправился в столицу и на этот раз поступил в Школу-студию МХАТ.

Все ребята, поступившие на тот курс, были из провинции: Слава – из Тулы, Женя Урбанский – из Инты, Алик Филозов и Юра Гребенщиков – из Свердловска, Толя Ромашин и Саша Лазарев – из Ленинграда. А вот девочки все были москвичками: Алла Покровская, Лена Миллиоти, Таня Андриканис (Лаврова), Наталья Журавлёва. Время послевоенное, нищета, голод, у студентов крошечные стипендии, – а парни-то все крупные! Вот девушки их и подкармливали, как могли.

Иногда после занятий или в праздники собирались у любимого педагога Софьи Пилявской или в большой квартире Аллы Покровской, дочери главного дирижёра Большого театра. Пилявскую все звали «мамой». Как-то в гостях у «мамы» сидели за столом, заставленным хорошей посудой, хрусталём, налили выпить по рюмочке. И тут Слава Невинный заявил: «Найдите мне стакан, не могу пить из такой мелкой тары». Ему дали стакан из-под салфеток. Он выпил, но больше добавки не просил.

Остановите поезд

В 1959 году Невинный благополучно закончил обучение и стал актёром МХАТа, который не покидал до конца жизни.

Трудно поверить, но в молодости Вячеслав Невинный был очень худеньким, стройным, активно занимался спортом. Неоднократно защищал честь театра в соревнованиях по плаванию, волейболу, футболу. С годами занятия спортом пришлось оставить, но болельщиком Вячеслав Михайлович всегда оставался очень страстным, болел за «Спартак». Игроки клуба его просто обожали – однажды из-за любимого артиста спартаковцы даже задержали отправление поезда.
Как-то раз ребята из команды пришли к Невинному на спектакль, а потом он пригласил всех в гости. Футболисты съели недельный запас продуктов, уговорили кастрюлю щей. Вдруг актёр вспомнил, что у него через полчаса поезд. Несколько футболистов посадили Вячеслава Михайловича в машину, приехали на вокзал. Вроде успели – до отправления оставалось десять минут. И тут оказалось, что поезд отбывает не с Киевского вокзала, а с Курского. И опаздывать нельзя – творческий вечер. К счастью, всю компанию узнал начальник вокзала, подошёл за автографом, и ему рассказали, что любимый артист опаздывает на поезд. Отправление состава задержали на тридцать минут. Когда на перроне появились знаменитые игроки «Спартака» и актёр Невинный, пассажиры уже знали, что задержка из-за них, но никто не возмутился. Встречали компанию аплодисментами.

Во МХАТе Невинный сыграл множество ролей – больших и маленьких. В 1970 году главным режиссёром театра стал Олег Ефремов. Они подружились ещё лет за десять до этого, когда оба снимались в фильме «Испытательный срок». Ефремов любил Невинного, давал ему интересные роли в своих постановках. Именно в этот период Вячеслав Михайлович сыграл Саяпина в «Утиной охоте», Телегина в «Дяде Ване», Епиходова в «Вишнёвом саде» и, пожалуй, свою лучшую роль – Боркина в «Иванове».

«Губит людей вода»

Первая же роль Невинного в кино запомнилась зрителям и привлекла внимание режиссёров. Нагловатый и самоуверенный стажёр уголовного розыска Зайцев в «Испытательном сроке» был сыгран им размашисто, сочно, с точными жизненными подробностями. Актёра стали много снимать, иногда в год выходило по три-четыре фильма с его участием. В числе наибольших творческих удач Невинного – работы в фильмах «Это случилось в милиции», «Председатель», «Тридцать три», «Руслан и Людмила», «Гараж», «За спичками».

В комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» Невинный играет автослесаря и произносит всего несколько слов, но запоминается на всю жизнь, настолько точно и достоверно это сделано. Его герой сразу же стал кумиром всех автослесарей Союза, а фразу «Послушаем, пощупаем, понюхаем» тут же подхватили все автолюбители.

Неотразимо обаятелен жуликоватый завмаг Горбушкин в фильме Леонида Гайдая «Не может быть!», а спетые Невинным куплеты «Губит людей не пиво, губит людей вода» до сих пор являются всенародным хитом.

В комедии Эльдара Рязанова «Гараж» (1979) Невинный сыграл мелочного и нахального сотрудника института Карпухина. В картине Карпухин постоянно ругается с героиней Лии Ахеджаковой. «На самом деле они дружили, – вспоминает Рязанов. – Мы видели, как эта парочка общается, вместе обедают, как они шутят, что-то обсуждают, – а потом вдруг включалась камера, и они становились заклятыми врагами. Они не просто играли, они действительно ненавидели друг друга, презирали. От Карпухина-Невинного шли такие разряды, что казалось, он вот-вот вспыхнет».

При своей характерной внешности на экране Вячеслав Невинный умудрялся всегда быть разным. Его Собакевич из экранизации «Мёртвых душ» 1984 года – упёртый, закоснелый, на первый взгляд большой тугодум, но – себе на уме. Прекрасное воплощение гоголевского персонажа.

80-е были очень удачным периодом в актёрской карьере Вячеслава Невинного. Именно в эти годы он снимается в роли рабочего Петра Себейкина, самодовольного мещанина в комедии «Старый Новый год», сыграл председателя колхоза, создающего фольклорный ансамбль, в комедии «Не ходите, девки, замуж», космического пирата Весельчака У в детском телефильме «Гостья из будущего».

Сам актёр роль Весельчака особо не выделял, но при этом добавлял: «Очень люблю эту сказку, как и вообще сказки и детские фильмы. Вот говорят же, что для детей надо писать так же хорошо, как для взрослых, только лучше. А играть? Для меня детская реакция всегда чище и простодушнее. Если детям нравится, я спокоен, значит, роль удалась». А детям Вячеслав Невинный действительно очень нравится – и по фильмам, и по мультфильмам.

Необычный кросс

Вячеслав Михайлович много работал на «Союзмультфильме». Его неповторимым голосом говорят Кот в «Возвращении блудного попугая» («Эх, вы, серость… Это ж бубль-гум!»), Свистулькин в сериале «Незнайка в Солнечном городе», Медвежонок в «Ёжике в тумане» и многие другие персонажи.

«Почему я именно его пригласил на роль Медвежонка? – говорил Юрий Норштейн, создатель знаменитого мультфильма. – Слава внешне напоминал нашего героя, есть в нём что-то медвежье. Такой большой, казалось бы, увалень, а как пластично двигался по сцене. Счастье было наблюдать за ним. Потом, мне нравился его голос, он не актёрский. У него был совершенно мальчишеский голос. И вот это сочетание давало удивительный эффект. Всё-таки мультипликация – отдельное киноискусство, где голосовые характеристики должны быть необычайно острыми, поскольку они потом соединяются с изображением, которое носит гротесковый характер».

Вячеслав Михайлович работал с абсолютной отдачей, не мог допустить халтуры в работе, потому что он – Невинный, актёр, которого знают все. И его отношение облегчило работу группе. Режиссёр рассказал суть роли: Медвежонок бегает по лесу, ищет друга Ёжика, а когда находит его, запыхавшись, весь в нервном напряжении, произносит свой монолог. И вот пока Вячеслав Михайлович не набегал по тон-ателье несколько километров, не вымотался, как Медвежонок в лесу, он не начинал свой текст. Было много дублей, пот лил с него градом, но монолог Невинный прочёл замечательно.

Нос как сапог

Когда после института Вячеслав Невинный пришёл работать во МХАТ, Нина Гуляева играла там уже несколько лет.

Они встретились на репетиции. Однажды Вячеслав вызвался проводить Нину домой, признался в чувствах. Но Гуляева тогда не была свободна – в том же театре работал её муж, актёр Михаил Горюнов. И хотя отношения у них не ладились – Горюнов много пил, – Нина не решалась его бросить.

Невинный ждал решения любимой три года, дарил цветы, утешал, когда та ссорилась с мужем. Наконец Гуляева не выдержала и ушла от мужа к подруге. И только отстранившись, поняла, что любит Славу. Между Горюновым и Невинным состоялся серьёзный разговор, но они сумели сохранить отношения, даже подружились – стали вместе ходить в бассейн, париться в баньке.

Невинный жил тогда в общежитии, в одной комнате, а всего в квартире было семь соседей. Поэтому он пришёл в квартиру, которую Нина снимала на двоих с подругой, и принёс только один чемодан: в нём было двадцать грязных носовых платков и больше ничего. В одной комнате жила подруга, в другой – молодожёны. А где-то через год родился сын Слава.

Сначала первенца хотели назвать Ильёй. Но когда Нина Ивановна впервые увидела его на первом кормлении – у младенца нос был, как сапог, задранный кверху, лицо круглое, – подумала, что никакой это не Илья, а совсем даже Слава, уж очень похож на отца! Но потом жалела: два Славы в доме – постоянная путаница.

В быту Вячеслав Невинный был совершенно неприспособленным человеком. Однажды Нина Ивановна вернулась домой, а муж и сын сидят в квартире в полной темноте: «А у нас тут всё перегорело». Оказалось, просто выбило пробки. Актёр даже не знал, где находится электрощиток. Гуляева не растерялась, взяла швабру и изо всей силы ударила по щитку с пробками. Свет загорелся! А Вячеслав Михайлович с извинительной интонацией произнёс: «А мы не знали, что можно так. Думали, нужно куда-то звонить».

Когда Невинный стал прилично зарабатывать, купили машину, но водила её Нина Ивановна. Вячеслав Михайлович сел за руль только однажды – когда стал разворачиваться, наехал на столб и снёс полбагажника. Выскочил из машины и кричит: «Я так и знал! В жизни больше не сяду за руль!» И не сел: в театр его возила жена.

Зато актёр отменно готовил: и блинчики делал, и мясо жарил. А Нина Ивановна, напротив, стряпать ненавидела и не умела. Даже в последние годы, когда Вячеслав Михайлович подолгу болел, она звонила ему в больницу: «Славочка, вот тут у меня молочко, крупа есть. Ты скажи, сколько сыпать. Когда закипит или как?»

Первый сорт

Популярность актёра была невероятной. Он жил на Тверской, недалеко от своего театра, но в последние годы спускаться в подземный переход ему стало трудно. И Вячеслав Михайлович, не спеша, пересекал улицу поверху. Милиция, заметив любимого актёра, перекрывала движение.

Но пользоваться своей популярностью, чтобы что-то достать, Невинный не умел. В 90-е годы семья строила дачу, материалов нигде не было. Тогда Гуляева чуть ли не силком посадила Вячеслава Михайловича в машину, и они поехали на завод. Когда там увидели Невинного, на столе сразу появились чай, водка, закуска.

Директор сказал: «Будут для любимого артиста лучшие материалы». Привёл супругов на склад, а там – цементные блоки. Тут Нина Ивановна обратила внимание, что на них написано «Брак». Она к директору, а тот заулыбался: «Эти блоки делали для космической отрасли, для Байконура, там они брак. А для дачи – первый сорт, но вам продадим по цене брака!» А когда Гуляева попросила немного мрамора для террасы, привезли столько, что даже хватило облицевать подвал.

Загадочные обстоятельства

У Невинного с юности была предрасположенность к диабету, но сахар как-то держался в норме. А потом вдруг стала часто одолевать слабость, и когда сделали анализы, врачи обнаружили такое количество сахара в крови, что родные были в шоке – с этим не живут. У Вячеслава Михайловича начали отказывать ноги. Прописали очень сильный гормональный препарат, помогло. Но актёр начал толстеть.

Невинного преследовали и другие несчастья. Во МХАТе ставили мистический спектакль «Тойбеле и её демон». Вскоре с актёрами, занятыми в этой постановке, стали происходить страшные вещи. Елена Майорова и Сергей Шкаликов рано ушли из жизни при загадочных обстоятельствах. Играя именно в этом спектакле, Вячеслав Невинный неожиданно упал в люк с высоты почти три метра, сломал рёбра, попал в институт Склифосовского. Поскольку в спектакле речь шла о демонах, все сразу же заговорили: мистика! Но, возможно, это было простое совпадение.

Невинный долго лечился от диабета. В 2005 году ему из-за гангрены ампутировали стопу одной ноги, врачи сделали протез, и актёр вновь вышел на сцену. Через год ампутировали вторую ногу – до колена. Но Вячеслав Михайлович продолжал мечтать о сцене. Жена репетировала с ним свои роли, чтобы он не так грустил по театру. 31 мая 2009 года Вячеслава Невинного не стало.

Этот выдающийся актёр не был ограничен какими-то рамками, амплуа, он был мастером мирового класса, высочайшим профессионалом из плеяды великих мхатовцев. Свидетельством тому – кинокартины и записи спектаклей, которые ещё долго будут радовать зрителей.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №45, 2014 год
Ссылка на первоисточник
наверх