Иногда в классе появляется ребёнок, который своим поведением нарушает общепринятые нормы: он дерётся с одноклассниками, хулиганит на уроке, плохо учится. Как на практике помочь таким детям не только преодолеть барьеры в обучении, но и предупредить развитие у них деструктивных форм поведения? Мы узнали об этом у нейрофизиолога Марины Захаровой.
Что такое девиантное поведение В психологии действия человека в обход правилам и нормам морали называется девиантным поведением. Дети находятся в группе риска, поскольку их способность контролировать свои действия и отвечать за поступки только формируется. Чаще всего девиантное поведение в школе приписывают хулиганам. Такие дети, как правило, часто конфликтуют с учителями и одноклассниками, неряшливы, неусидчивы, подвержены резким перепадам настроения. Но это не означает, что поделать с этим уже ничего нельзя. Напротив, взрослым нужно всеми силами стараться помочь ребёнку преодолеть деструктивное поведение. Важно: хулиганить и баловаться — это разные вещи. Если ребёнок толкается на скамейке, не уступая место однокласснику, это может быть проявлением просто детского озорства. Если же поступок наносит вред окружающим (например, ребёнок сорвал с другого шапку и выбросил в лужу, причём не единожды), это уже сигнал о проблеме. Девиантное поведение у детей может появиться по следующим причинам:неблагополучная семья (ребёнок может наблюдать конфликты родителей, их асоциальный образ жизни);насилие в семье (физическое и эмоциональное);пубертатный период (желание доказать свою «взрослость» иногда приводит к своеобразному бунту). Если ничего не предпринимать, то девиантное поведение может превратиться в стойкий образ жизни ребёнка, а потом и взрослого. «Для того, чтобы каждый ребёнок мог гармонично развиваться и успешно учиться, важно создавать условия, в которых трудности выявляются на ранних этапах, а поддержка оказывается своевременно и комплексно. Эффективность такой работы зависит не от реакции на кризисы, а от системного подхода: индивидуальной диагностики, слаженного взаимодействия специалистов разных профилей и активного участия семьи и школы». Марина Захарова старший научный сотрудник Лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребёнка» Чем могут помочь родители детям с девиантным поведением 1. Поддерживайте эмоциональный контакт с ребёнком: разговаривайте с ребёнком ежедневно, даже если он «закрыт»;если ребёнок рассказывает что-то, слушайте без критики и морализаторства;избегайте сравнения с другими детьми. 2. Вводите чёткие и понятные правила (что можно и чего нельзя), последовательно придерживайтесь этих правил всей семьёй. 3. Поддерживайте и поощряйте ребёнка:хвалите даже за маленькие успехи или старание, используйте систему поощрений, важно, чтобы он получил опыт достижения успеха: в этом помогут спортивные или творческие кружки. 4. Следите за тем, чтобы организация жизни ребёнка была чёткой. Установите режим дня. Марина Захарова: «Родителям крайне важно демонстрировать правильные правила поведения на собственном примере: спокойное и уважительное поведение в семье, исключение насилия и крика как методов общения и воспитания, регуляция собственных эмоций и так далее». Как могут помочь педагоги и психологи Забота родителей — только часть комплексной помощи, которую необходимо оказывать. Со школьниками, испытывающими трудности в обучении, важно проводить коррекционные занятия. Это должны делать логопеды, педагоги и психологи. Занятия с логопедом помогут развить устную речь (развитие фонематического восприятия, лексического и грамматического строя речи, связной речи, слухоречевой памяти), а также письменную речь и мышление. Занятия с психологом, нейропсихологом и/или дефектологом нужны для развития функций внимания, памяти, мышления, произвольной регуляции (речь о способности сознательно управлять психическими функциями, в младшем школьном возрасте она всё ещё остаётся незрелой). Марина Захарова: «Важно, чтобы занятия с детьми проводились в небольших группах (не более 5-6 человек), примерно уравненных по степени и профилю трудностей. Если у одних детей больше страдает произвольная регуляция, фонематическое восприятие и мышление, а у других память, грамматика и внимание, то объединение их в одну группу часто непродуктивно, так как специалисту приходится давать разнообразные задания на разные „мишени“, и не хватает времени на отработку и автоматизацию отдельных навыков». Не менее важна и индивидуализация обучения. Темп, объём и способ подачи информации нужно адаптировать под конкретного ребёнка. Также моно отвести ребёнка в психологическую группу или на тренинг, направленные на повышение самооценки, уверенности в себе, коммуникативных навыков и поиска сфер деятельности, в которых он сможет почувствовать себя успешным. Что нужно для профилактики и коррекции девиантного поведения школьников:Создание доброжелательной и поддерживающей атмосферы в классе и школе в целом. Организация общешкольных мероприятий по формированию общечеловеческих ценностей (к примеру, волонтёрские проекты). Тренинги по развитию коммуникативных навыков, эмоционального и социального интеллекта. Психологическая поддержка учителей и родителей. Главное Важно помнить, что девиантное поведение у детей поддаётся коррекции. Наилучшие результаты даёт комплексный подход с участием семьи, педагогов и психологов. Родителям очень важно поддерживать эмоциональный контакт с таким ребёнком: разговаривать с ним ежедневно, избегая критики и морализаторства, ввести чёткие и понятные правила в семье, поощрять его начинания и хвалить за успехи — даже небольшие. Также важно помогать ребёнку реализовывать его способности, например, отдать его в спортивный или творческий кружок. «Запрещать бесполезно»: что делать, если ребёнок увлёкся жёстким кино
Свежие комментарии