У одной мудрой дамы послушала фразу: «Зрелая женщина - неубиваема». Конечно, ее нельзя воспринимать буквально. Кто угодно «убиваем», особенно если хорошо постараться. Но в целом эта фраза заставила меня вспомнить слова одного недовольного гражданина. Женщин он очень не любил, но побаивался. И вот он говорил часто то же самое.
Что зрелую женщину очень трудно сломать, труднее, чем мужчину. С сожалением таким говорил, а может – с завистью.Вот мужчина вроде умный – о высоком думает, говорил он. О политике там, о космосе. О судьбах Родины в телевизоре (про телевизор это уже я прибавила). Но в этих думах, если за ними не следуют конкретные действия, толку мало. А вот женщина, точнее баба зрелого возраста – она вроде о всякой ерунде хлопочет. О кастрюлях, о блинах с вареньем, о наволочках и сумках, о работе, о деньгах, о репетиторах, о жареной курице... Но вот что удивительно – эти мелкие заботы прочно держат ее в социуме, не дают провалиться. Словно гигантская невидимая паутина, держат ее на весу. Раскрываются, словно невидимый парашют, в самый трудный момент. И вот тонкий, умный мечтатель с удивлением обнаруживает себя где-то на дне бутылки, общества, жизни. А женщина ничего. Держится. Отряхивается. И расцветает снова. Кому-то на радость, кому-то на зависть, к чьему-то удивлению.
Я, признаться, долго думала над этой возмущенной фразой. Что-то в ней есть. Сама много раз видела, как постепенно в женщине умирала внутренняя девочка. Хрупкая, тонкая, бескожая, безответная. Но с этой символической смертью ничего заканчивалось. Потому что из пепла этой девочки появлялась женщина, сильная, энергичная и деловитая. И эта новая женщина, совсем другая, решала задачи, которые девочке были не по зубам.
Знала такую девушку – в «девушках» у нее совсем не ладилось. Родители – пьяницы, бедность, опыта – ноль. И при этом привлекательная внешность, хорошая фигурка, толстая коса до колена и робкий, застенчивый, романтичный характер. Плюс детская наивность. Для мужиков это была первая мишень. Они ее и обманывали. А потом бросали. Последний бросил беременную – он не хотел ребенка. Как же страдала и плакала девочка, как хлестали ее, юную, жизненные ветра. Потому она на какое-то время пропала из поля зрения… и встретилась вновь, но уже через несколько лет. Только она была уже совсем другой. Вместо затравленного взгляда – уверенный взор. Вместо косы до колена – эффектное каре, которое ей очень шло. Малиновая помада и куртка-косуха на плечах. И ребенок рядом. Преодолела застенчивость, выучилась, нашла работу. Подружилась с такими же мамочками, вещи брала в группах бесплатных объявлений… Не сказать, что идеальная жизнь, но то, как она вырулила с самого дна, меня восхитило. Поразила и перемена – не было больше девочки, а была женщина, умная, сметливая, умеющая решать проблемы. И тоже очень красивая, только иначе.
Ну правда, видела много раз. Кажется, сейчас груз жизненных обстоятельств добьет девчонку. Но что добивает девчонку, то зрелую женщину делает сильнее. И вот снова летит птица-феникс. Уже не наивная, уже не тонкокожая, другая. Но чудо как хороша.
Но бывает и так, что испытаний слишком много. И не под силу их выдержать даже взрослой женщине. Она тоже ломается. И окружающие это замечают. Кажется, все, не выберется из ямы, так и останется в своем болоте горя. Но и тут я видела чудо. Женщин, которые, словно фениксы, возродились вновь. И жили свою последнюю, третью жизнь. Я не могу назвать их бабушками или старушками. Эти слова какие-то слишком простые, и даже немного оскорбительные для таких серьезных дам, которых и описать-то сложно. Но что-то в них есть колдовское, ведьминское. Не в смысле зелье в котле варить, а в смысле видеть больше, чем другие, больше, чем другие знать. Понимать, что было, что будет, и чем все закончится. Жизнь не ломает их больше – потому, что невозможно сломать. Они принимают ее как есть и видят насквозь.
Сейчас уже женщины ведьмами не работают, но есть «смежные» профессии. Иногда такие дамы становятся психологами (настоящими, а не чудом в перьях с трехкопеечным дипломом). Такие психологи отлично работают с горем, помогают его пережить, найти утешение. Они ведь знают его в лицо. Иногда становятся писательницами и несут в массы мудрое, доброе, вечно. Правда, без иронии. Пишут рассказы, от которых тепло и светло. Иногда просто выходят на пенсию и становятся мудрой опорой для своей семьи, если она есть. Подскажут, дадут совет. А еще я знаю, хоть вы мне и не поверите, наверное, что иногда такие бабушки и прабабушки приходят во снах. Предупреждают о чем-то, от чего-то отговаривают. Или наоборот, показывают, где свет. Можно мистически это объяснять. А может просто в душе у человека живет этот мудрый образ, и говорит с ним…
Может быть, это грустное наблюдение, может, светлое, но женщины правда примерно в три раза устойчивее, как будто у них три жизни в запасе…
Свежие комментарии