После свадьбы – нельзя
Еще каких-то тридцать назад роли распределялись максимально четко и ясно. Старшее поколение чинно сидело на лавочках, ругая молодежь за распущенность, и изо всех сил делало вид, что нее имеет к половому размножению никакого отношения. И предпочитает более высокоморальные способы: фрагментацию, почкование, деление. Молодежь же весело бегала с флагами сексуальной революции наперевес, начисто отказываясь размножаться спорами. Но сегодня все изменилось.
Согласно опросу, проведенному недавно ВЦИОМ, общественное мнение в области любви и секса если и изменилось за тридцать лет, то точно не в сторону всеобщей раскрепощенности. А вот в какую сторону – это и предстоит обсудить.
До свадьбы – можно
За прошедшие три десятилетия секс до брака в нашем обществе стал скорее нормой, а взгляды на добрачные половые связи у россиян раскрепостились — 67% сегодня считают их допустимыми, ненормальными их назвали 27%. В 1992 году на этот счет не было доминирующей позиции: 39% были за то, что это норма, столько же считали добрачный секс недопустимым (39%).
Казалось бы, шаг в сторону раскрепощения. Но стоит вспомнить три обстоятельства.
Первое – брачный возраст, значительно сдвинувшийся за эти десятилетия. Если раньше молодые люди выходили замуж и женились в основном в 18-20, то теперь цифра сдвинулась к отметке 25-30, и многие не хотят откладывать половую жизнь до этой серьезной даты.
Второе, и это не вошло в описываемый мной опрос, зато вошло в другие опросы ВЦИОМ 2-3 года назад – это то, кому именно было «до свадьбы нельзя». Как вы можете догадаться, нельзя было в большинстве своем именно женщинам, в то время как к мужским связям до брака относились более лояльно, на них запрета практически не существовало. Сегодня позиция мужчин и женщин сближается, а четкое и внятное «нельзя» для девочек уходит в прошлое. Думаю, это связано со многими процессами – эмансипацией, доступностью разнообразной контрацепции, отношению к сексуальности в целом.
Третье, и тоже важное – это то, кто именно отвечал на вопрос о допустимости или недопустимости связей до брака. Ведь на вопросы отвечала не только молодежь, а все подряд. К примеру, в 90-м году на вопросы вполне могла отвечать бабушка, потерявшая невинность приблизительно после Куликовской битвы. А сегодняшние «ветераны» - это как раз те, чья молодость пришлась на 90-е. Они и тогда были не против, и сейчас меньше склонны к осуждению. Правда, в 2015 году довольно большое количество россиян объясняло добрачные связи влиянием запада, отсутствием религиозного воспитания, и т.д.
Поэтому важно понимать, что речь идет о тенденциях в целом. А для отдельных регионов и социальных пластов они могут отличаться.
Без любви – нельзя
Впрочем, «можно до брака» еще не означает «можно без любви». Хотя и выросла доля тех, кто считает физиологические взаимоотношения без чувств возможными (29% в 2022 vs 16% в 1992), все же в российском обществе доминирующей остается позиция о недопустимости секса без любви (63% в 2022 vs 57% в 1992). Думаю, это связано с двумя тенденциями. Первая – люди стали активнее вербализировать свои мысли в сексуальной сфере. Отсюда большее количество определившихся. С другой стороны, по сравнению с 92 годом вырос процент женщин, которые считают связи без любви недопустимыми. Думаю, это связано с тем, что общество потихоньку вышло из режима экспериментирования, характерного для 90-х, и вошло в режим большей осознанности. Женщины разочаровались в случайных связях без эмоций, и это очень понятно.
После свадьбы – нельзя
Но самое интересное – это отношение к связям вне брака. Оказывается, у современной молодежи оно резко отрицательное. Взгляды на адюльтер по сравнению с началом 1990-х изменились значительно и не в сторону сексуальной вседозволенности, а, напротив, в пользу традиционных взглядов на семью. Почти в два раза чаще россияне сообщали, что считают неприемлемым иметь любовника/любовницу помимо мужа/жены (86% в 2022 vs 49% в 1992), среди молодежи 18-24 лет так считает абсолютное большинство — 97%. В начале 1990-х четверть граждан считали нормальным иметь отношения с кем-то помимо супруга (25%), сейчас так считает только каждый десятый (9%). Так что молодежь по-прежнему знает слово «нельзя». Только сегодня это «нельзя» не до свадьбы, а после…
Честно говоря, я не знаю, как правильно ответить на вопрос о допустимости близости «до и после». Мне кажется, он настолько интимный, что каждый решает его для себя сам, в соответствии со своей верой и традициями – тут главное, чтобы мнения партнеров совпадали. Что же касается тенденции современной молодежи не лицемерить, запрещая все женщинам и разрешая мужчинам, она мне очень нравится. А вам?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии