— Бабушке восемьдесят два года, до последнего времени буквально была бодра, весела! – рассказывает двадцатипятилетняя Людмила. – На дачу к подруге ездила на электричке, занималась скандинавской ходьбой, отслеживала в магазинах акции, а это тоже непросто, три-четыре магазина обойти каждый день с утра, пока скидка по социальной карте действует, и притаранить домой сумку продуктов… Но в последние полгода бабушка сильно сдала.
В больницу попала в начале осени, в первый раз в жизни. Ну и вбила себе в голову, что недолго ей осталось, пора приводить дела в порядок…Родственников у Людмилы не так много: мамы ее не стало около пяти лет назад, она была единственной бабушкиной дочкой. Жили они все вместе, втроем, в большой трехкомнатной квартире, принадлежащей бабушке. Мама и Люда были там только прописаны.
Без мамы жить с бабушкой вдвоем двадцатилетняя на тот момент Люда не смогла. Бабушка активно лезла во все сферы жизни: устраивала истерики за «поздние» возвращения домой (а поздние в ее понимании – это после восьми вечера), навязывала свой режим: «Это что такое, ты еще не спишь? Ну-ка быстро выключай свет и в постель! Времени двенадцатый час!», «Так, быстро ешь кашу, я сказала! Кому я это готовила? Ну и что, что не хочешь – надо! Это полезно!» «Шапку надела? А колготки? Ну-ка, покажи, что у тебя там под брюками надето!». Пока мама была жива, она как-то сдерживала кипучую воспитательную энергию бабушки. Но без мамы терпеть это стало просто невозможно.
Люда ушла к девчонкам в общежитие, бабушка горевала по этому поводу, но поделать ничего не смогла. А через пару лет бабушку ждал новый удар – в жизни Людмилы появился Юрий. Роман развивался стремительно, и уже через несколько месяцев Люда переехала жить к молодому человеку, при этом, о ужас, не зарегистрировав брак.
— Для бабушки это просто трагедия – была и есть! – рассказывает Людмила. – Каждую нашу встречу она поднимает эту тему – от людей, мол, стыдно, все спрашивают, вышла ли я замуж, а бабушка и не знает, что сказать! Я предлагала — бабуль, ну и говори, что вышла! А она – я не умею врать! Смешно, когда бы не было так грустно…
Надо сказать, все это время, что живет отдельно, Людмила бабушку не бросает: регулярно звонит, раньше навещала ее раз в неделю, а теперь, когда со здоровьем пожилой женщины начались проблемы, ездит через день. Помогает убраться, провожает к врачу, продукты заказывает, лекарства привозит. И выслушивает каждый раз, что не дело это, жить так, как живет Люда. Надо выходить замуж, ребеночка рожать, а не вот это вот все…
— Пока бабушка в больнице лежала, я ездила к ней каждый день, возила еду! – рассказывает Людмила. – Как-то раз приехала, ее нет в палате. Соседка говорит – к ней женщина какая-то пришла. Я еще удивилась, кто это мог быть. Пошла ее искать в коридоре. Оказалось, племянница бабушкина пришла, Марина. Я ее несколько лет назад видела на похоронах мамы, а до этого – и не помню когда. Меня увидела, и засобиралась – мол, ну вот, Варвара Михайловна, к вам внучка пришла, я тогда пойду, до свидания, выздоравливайте! Я еще подумала – чего ее принесло-то, Марину эту? Неужели о бабушке заволновалась? Что-то не верится!
По словам Людмилы, Марине этой немного за пятьдесят, у нее двое детей-подростков, муж. Семья живет в двухкомнатной квартире в спальном районе на севере столицы.
— В общем, у бабушки теперь эта Марина не сходит с языка! – рассказывает Людмила. – Она и звонит каждый день, и новости рассказывает про своих детей, и бабушку выслушивает, как ей тяжело живется со мной, непутевой. А тут у меня перед праздниками аврал был – я неделю, наверно, к бабушке не приезжала, только звонила узнать, все ли в порядке. Длинные беседы пресекала, если честно – не было сил. К этим выходным все проекты сдали мы, наконец, я Юрику говорю – надо к бабушке съездить, убраться у нее, елочку поставить. Приехали с пакетами, подарками. Захожу, говорю, ну привет, бабуль, как ты тут? Какие новости. А она мне – да какие новости, почти и никаких… Ну вот разве что мы с Мариной на днях к нотариусу съездили, написала я завещание, теперь и умереть спокойно можно!.. В общем, выяснилось, что бабушка на квартиру завещание оформила на Марину! Каково?
— Хм. Ну да, сногсшибательная новость, если честно…
— Конечно, у меня глаза по ложке были, я просто в шоке, я просто села на диван в прострации полнейшей. Говорю, ну что, бабуля, спасибо тебе, одним росчерком пера ты меня сделала бомжом… Она, конечно, такой реакции не ожидала, закудахтала – ну а что, мол, квартиру на тебя оформлять, что ли? Куда тебе квартира, ты еще дите! Тебя любой облапошить может, вот хоть Юра этот твой, который вокруг вьется – не просто же так, на квартиру метит! Марина взрослая женщина, присмотрит за тобой, не выгонит же она тебя на улицу из этой квартиры, что за бред! Бабуля, говорю, именно выгонит на улицу, не сомневайся! Она – ерунду не мели, у нее своя квартира есть, зачем ей это делать! Ага, своя квартира-двушка и двое взрослых сыновей. Разумеется, лишняя трешка ей совсем не нужна, да-да-да…
Убираться у бабушки Людмила не стала, бросила пакеты с подарками и вышла из квартиры. Бабушка звонила уже несколько раз, Людмила не берет трубку.
Как быть в такой ситуации? Забить на квартиру и зарабатывать самой? А как в таком случае вести себя с бабулей? Прекратить всякое общение и помощь, пусть Марина теперь помогает? Или нельзя так?
Что думаете?
Хотите оперативно узнавать о новых публикациях на сайтах «Семейные обстоятельства», «Коммунало4ка.ру», «Сундучок»? Присоединяйтесь к проекту в соцсетях ВКонтакте и Одноклассники.ру. А еще Телеграм. Заходите, рада всем!
Свежие комментарии