
Ваш активный ребёнок превратился в апатичного подростка, который дни напролёт лежит на диване с телефоном? Не спешите его ругать. Современная психология рассматривает лень не как отдельную проблему, а как симптом, который может скрывать серьёзные внутренние трудности. Что именно должно «напрячь» родителей в пассивном поведении тинейджера и как его поднять с кровати, рассказывают психолог и психиатр.
В исследовании, проведённом в Великобритании Ребеккой Уотсон, Кейт Харви и Ширли Рейнольдс, было проанализировано переживание ангедонии (потери интереса и удовольствия) у 34 подростков с депрессией. Результаты показали, что ангедония — это не просто потеря радости, а сложный опыт, включающий эмоциональное «оцепенение», острую нехватку мотивации, потерю связи с другими людьми и чувством собственного «я». Авторы пришли к выводу, что переживания респондентов схожи с негативными симптомами при других психических расстройствах, что указывает на необходимость особого подхода к лечению подростковой депрессии, которая часто может «прикидываться» обычной вялостью. Какие проблемы могут быть у «лентяя» По словам психиатра Ирины Шатуновой, в психологии и неврологии «лень» не считается самостоятельным явлением, а скорее симптомом или поведенческим маркером. В большинстве случаев за внешней апатией и бездельем подростка стоит причина, требующая особого внимания. Психолог Дарья Заливнова называет такие состояния «масками», которые надевает психика для защиты. «Гораздо проще сказать: „Он ленив“, чем признать: „Моему ребёнку больно, страшно или невыносимо тяжело“. Эта „маска“ скрывает под собой настоящие, живые процессы в психике подростка. Лень — точно высокая температура, симптом, который кричит: „Внутри что-то не так!“ Наша задача — не бороться, а найти и вылечить „болезнь“, которая её вызывает». Дарья Заливнова психолог Состояния, которые могут «прикидываться» ленью:Гормональная перестройка: мощный процесс взросления, который отнимает все силы. Протест — единственный способ заявить: «Я — это я, а не продолжение твоей воли». Страх неудачи, неуверенность в себе: парализуют волю, мешают начать любое дело, грозят потерей связи с привычным миром. Экзистенциальный голод: потеря смысла и ответа на вопрос: «Зачем это всё?»Выгорание — психика кричит: «Стоп, ресурсы исчерпаны!»Депрессия: энергия уходит на невидимую внутреннюю борьбу. Психолог уверена: назвав вещи своими именами, мы перестаём бороться с ветряными мельницами и начинаем помогать по-настоящему. Как распознать и реагировать на каждое состояние Психиатр Ирина Шатунова советует родителям не паниковать, в очередной раз наткнувшись на лежащего в темноте человека, уставившегося в светящийся экран. Она выделяет разные виды лени и объясняет, что часто это нормальная реакция организма на интенсивные изменения. «Нормальная подростковая усталость связана с бурным ростом, гормональными перестройками, высокой учебной нагрузкой и социальной активностью. Что делать? Обычно достаточно наладить режим сна, снизить нагрузку, обеспечить качественный отдых и поддержку». Ирина Шатунова врач-психиатр Подробнее обо всех шести состояниях: 1. Гормональная буря. Это не просто капризы, а масштабная и энергоёмкая перестройка организма. В этот период мозг и тело подростка работают с огромной нагрузкой, фактически «перепрограммируясь» в новую, взрослую версию себя. Дарья Заливнова: «Представьте, что мозг подростка — это главный процессор, который внезапно получил мощное обновление. Но пока старые программы (детские нейронные связи) удалены, а новые (взрослые) ещё не установились, система работает с перегрузкой. Тело тратит огромное количество энергии на эту внутреннюю „перепрошивку“. И здесь телефон и диван — не символ лени, а гениальное адаптивное решение». «Лежание» в этом случае может быть способом:Экономить силы. Тело интуитивно ищет состояние покоя, потому что все ресурсы уходят на внутреннее строительство. Регулировать сенсорную нагрузку. Дарья Заливнова: «Реальный мир с его требованиями, упрёками и сложностями для тинейджера в пубертате — как громкая музыка для человека с мигренью. Однородный мерцающий экран создаёт управляемую, предсказуемую среду, где можно „перезарядиться“». Сохранять связь с миром. Когда физическое тело истощено, социальные сети и мессенджеры становятся тем единственным мостиком, с помощью которого ещё возможен контакт с друзьями и внешним миром без серьёзных затрат энергии. Как реагировать: отстать от ребёнка, позволить ему побыть в этом состоянии. 2. Протест. Распознать его можно по «стене», которую выстраивает подросток: вы давите — он «проваливается», вы предлагаете — он игнорирует. Это ненасильственное сопротивление, где бездействие — единственное оружие. Ирина Шатунова: «Протестную реакцию подростка выдают: саботаж именно тех дел, которые вы больше всего контролируете, откладывание просьб „назло“, особенно если вы о них напомнили, грубость и раздражительность в ответ на любые предложения помощи. Активность и энергия появляются сразу, как только дело касается его личных увлечений (а не ваших требований)». Как реагировать: смотреть не на протест, а на его причину. Не давить, а сказать: «Я вижу, что тебе важно отстоять своё право ничего не делать. Я принимаю это. Если захочешь поговорить о том, что тебя беспокоит, я рядом». Часто, когда исчезает сопротивление, исчезает и потребность в протесте. 3. Страх неудачи и заниженная самооценка. Психолог предупреждает: самая страшная фраза для подростка — «Я же тебя предупреждал!». Она подтачивает веру в себя. Подросток боится начинать, чтобы не проиграть и не подтвердить свою «несостоятельность». Как реагировать: не сравнивать с другими, делать упор на усилия, а не на результаты. Вместо: «Ну как ты написал?» спросите: «Как ты сам оцениваешь свою работу? Что было самым трудным?»Вместо: «Опять двойка!» скажите: «Я вижу, ты расстроен. Давай подумаем, что нужно сделать, чтобы в следующий раз было иначе». Вместо: «У тебя получилось!» (оценка результата) скажите: «Я видел, как ты старался!» (оценка усилия). 4. Экзистенциальный голод. В разгар гормональной и психической перестройки подростку часто кажется бессмысленным не только то, что говорят взрослые, но и сама цель учёбы. Как реагировать: не заставлять, а помочь найти личный смысл в учёбе. Дарья Заливнова: «Подросток живёт в мире, который он постоянно заново открывает. Ваша задача — не вложить в него готовые ответы, а стать проводником в этом поиске. Спросите его: „А что для тебя интересно?“ Начните искать точки соприкосновения». Ещё советы по «пробуждению» интереса:Ненавидит физику, но обожает компьютерные игры? Объясните, что вся графика и алгоритмы — это чистая физика и математика. Не любит историю, но увлекается модой? Расскажите, как костюмы разных эпох отражали социальные революции. Презирает литературу, но живёт в соцсетях? Покажите, что истории, которые он «постит», — те же сюжетные арки, почти как у Толстого или Достоевского. 5. Выгорание. Это состояние истощения, вызванное длительным стрессом, чаще всего связанное с учёбой, дополнительными занятиями, давлением родителей. Появляется цинизм («всё это бессмысленно»). Эмоциональное опустошение («мне всё равно»). Снижение успеваемости, которое не восстанавливается после отдыха. Пропадает радость даже от тех вещей, которые раньше нравились. Как реагировать: убрать стрессовый фактор (например, дать реальный отдых от школы), выровнять режим, добавить небольшую физическую активность, творчество. Если симптомы не начнут ослабевать, обратиться к психотерапевту. 6. Депрессия. Ирина Шатунова: «Депрессия — это уже не просто состояние, а серьёзное психическое расстройство, которое затрагивает все сферы жизни: эмоции, мышление, физический статус и поведение». Обычная лень ситуативна. После отдыха или смены деятельности энергия возвращается, подросток активен в сферах, которые ему интересны. Опасное же состояние длится неделями, не проходит после выходных. Хобби, друзья, учёба — ничто не вызывает интереса. Присоединяются бессонница, боли без причин, чувство вины, социальная изоляция. Когда нужна помощь специалиста:Симптомы длятся больше двух недель и не проходят после отдыха. Состояние влияет на все сферы жизни: школу, дом, друзей, хобби. Подросток полностью прекращает общаться с друзьями, замыкается в себе. Начинается пренебрежение гигиеной и внешним видом. Резко ухудшается успеваемость, появляются пропуски школы. Происходят самоповреждения (порезы, ожоги). Изменяется аппетит и режим, и это бросается в глаза. Как поговорить с подростком о его состоянии без ущерба Разговор нужно выстроить так, чтобы целью было не «образумить», а понять, что происходит. Используйте эти фразы, чтобы сместить фокус с оценки на интерес:Вместо упрёков — «Я-сообщения»: «Я волнуюсь, когда вижу, что учёба запущена, потому что мне не всё равно». Вместо допроса — открытые вопросы: «Что сейчас самое сложное для тебя?», «Как я могу тебя поддержать?»Вместо советов — гипотезы с сочувствием: «Похоже, ты совсем выдохся. Может, тебе просто нужен отдых?»Используйте молчание. Дайте ребёнку паузу, чтобы собраться с мыслями. Что делать родителям с собственной тревогой и давлением общества Дарья Заливнова называет этот феномен «горьким парадоксом родительства»: «Мы так хотим счастья своему ребёнку, что наша собственная тревога за его будущее становится для него тяжким грузом. А давление окружающих — бесконечные отчёты об успехах других детей — подливает масла в огонь». Важно понять, что эта тревога не касается ребёнка, а говорит о попытке родительской психики вернуть себе контроль над ситуацией. Невозможно заставить ребёнка быть успешным и счастливым. Можно лишь создать для этого почву. Что же делать с этими переживаниями?Введите ритуал «возвращения в своё гнездо». Каждый раз, ловя себя на мысли: «А вот сын Марии…», остановитесь. Сделайте вдох и мысленно спросите: «А что сейчас нужно моему ребёнку? Не соседскому, виртуальному „идеальному“, а моему?» Этот вопрос — якорь, «вынимающий» вас из всеобщей гонки. Перестаньте коллекционировать чужие «обложки». То, что показывают другие родители, — глянцевые обложки их семейной жизни. Вы не знаете, какой ценой им это далось. Ваша реальность — «ленивый» подросток. Он ценнее любой самой красивой выдумки. Смените роль «менеджера успеха» на роль «хранителя покоя». Задача — не привести подростка к финишу первым, а стать крепостью, в стенах которой он сможет отдышаться, быть слабым, ошибаться и оставаться при этом любимым. Именно в этом чувстве безопасности рождается настоящая внутренняя мотивация. Дарья Заливнова: «Когда вас в следующий раз охватит тревога, положите руку на сердце и скажите себе: „Мой покой — это главный родительский ресурс. Без него я не могу помочь ни ему, ни себе“. Позвольте себе отступить, довериться, поверить не в методы, а в своего ребёнка. Это самая смелая и самая важная родительская работа». Главное Лень подростка не всегда безобидна. Часто за апатией скрываются серьёзные переживания и внутренние трудности, которые требуют внимания родителей. Не стоит заставлять ребёнка двигаться через силу, важно дать ему время на отдых. В этот момент лучше поддержать «ленивца», поговорить с ним без осуждения и напутствий, постараться понять, что именно происходит, и только потом решать, как помочь. Не только мыть руки: что такое цифровая гигиена и почему она нужна вашему ребёнку
Свежие комментарии