Поколения сменяют друг друга, и каждое из них приносит с собой новые ценности, привычки и особенности. Сегодня на смену зумерам, или поколению Z, приходят альфа — дети, рождённые примерно с 2010 года и по настоящее время. Они растут в новом цифровом мире, отличающемся от того, в котором воспитывались их старшие братья, сёстры и тем более родители.
«Рамблер» рассказывает, какие особенности у поколения альфа и как они могут проявиться в будущем. Кто такие альфа? Общая характеристика поколения Ещё не успели утихнуть дискуссии вокруг зумеров и миллениалов, ещё не все научные работы, посвящённые им, опубликованы, как «на сцену» выходят альфа. Новое поколение уже сейчас притягивает внимание исследователей, ведь альфа активно влияют на своих родителей-миллениалов, определяя их потребительское поведение. Альфа становятся движущей силой цифровой эволюции и формируют новые правила в онлайн-мире. Хотя социологи пока не пришли к единому мнению по поводу чётких возрастных границ между поколениями А и Z, считается, что альфа — это дети, рождённые с 2010 года (по другим данным, с 2013-го). То есть сейчас представителям этого поколения не более 15 лет. Как ужиться в одной семье бумерам, Х, миллениалам и зумерам Их «исторический фон» — эпоха тотальной цифровизации, а ещё нестабильность в мире, пандемия COVID-19 и многочисленные вооружённые конфликты. Нельзя наверняка знать, что будет завтра, а значит, нужно уметь быстро ориентироваться в ситуации и адаптироваться к ней. Альфа легко справляются с многозадачностью, одновременно решая уравнение, переписываясь в Сети с друзьями и отвечая на вопросы бабушки. Альфа живут в мире мгновенного доступа к информации. Их предшественники-зумеры ещё могут делать какие-то вещи не только нажатием кнопок на смартфоне: например, написать план дел в блокноте, рассчитаться в магазине наличными деньгами, взять талон к врачу в регистратуре поликлиники. Для альфа это прошлый век. «Интернет, социальные сети и мобильные устройства стали естественной частью их жизни. Дети поколения альфа осваивают новые гаджеты быстрее, чем их родители в том же возрасте. Если их родители-миллениалы в детстве могли испытывать трудности, например, с настройкой модема, то альфа с раннего возраста легко используют планшеты и смартфоны». Оксана Голерова педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы Альфа скорее индивидуалисты, они стремятся к самовыражению и глобально ориентированы, ведь у цифрового мира нет границ. При этом они склонны вести здоровый образ жизни уже с ранних лет. Большинство детей-альфа растут в полном достатке по сравнению со своими сверстниками из прошлого века. Маркетинг в последнее время всё чаще ориентируется на их запросы и потребности. «Альфа — это поколение лабубу. Они быстро подхватывают новые тренды и становятся активными потребителями, влияя на родителей в плане потребительского выбора. Это, если можно так сказать, „капиталисты“. Их воспитывают миллениалы, которые помнят тяжёлые 90-е и стремятся дать своим детям лучшее: купить буквально всё, чего не было у них самих, обеспечить детям лучшее развитие и лучшее окружение». Мария Лукашевская SMM-редактор Игрушка Лабубу покорила мир: опасен ли монстр для детской психики Особенности поколения альфа • Трудности с концентрацией внимания У этого поколения нет проблем с доступом к информации. Альфа получают её в неограниченных объёмах из множества источников и в разных форматах: видео, аудио, визуально. Клиповость восприятия информации, постоянные перескоки от одной темы к другой, жизнь в режиме многозадачности накладывают свои отпечатки. «Они привыкли к мгновенному доступу к большому количеству информации одновременно, что влияет на их способность к концентрации внимания и запоминанию. В связи с этим навык осознанного чтения больших текстов у них формируется сложнее всего», — отмечает Оксана Голерова. • «Цифровое» мышление Альфа привыкли получать информацию в виде коротких видеороликов и изображений. Им гораздо легче воспринимать образы, схемы, графики и другие визуальные элементы, чем большие объёмы текста, формул или чисел. Им также важна быстрая обратная связь. Поэтому воспитание и образование альфа требуют использования интерактивных методов и визуального контента. Проще говоря, гораздо больше пользы альфа вынесут, просматривая видеоуроки и выполняя задания в онлайн-приложении, чем читая параграф учебника. «В обучении дети альфа предпочитают цифровые инструменты, в отличие от миллениалов, которые большую часть времени обучались с использованием бумажных учебников», — говорит Оксана Голерова. Например, в последние годы стало популярным изучать иностранный язык или программирование с помощью онлайн-платформ. Образовательная индустрия активно перестраивается под новые запросы, предлагая разные варианты дистанционного обучения. Причём это может быть как основной формой получения образования, так и вспомогательной — вместо привычных репетиторов и кружков. • Соцсети — важная часть их жизни Порог вхождения в интернет за последние годы значительно снизился, отмечает Мария Лукашевская. При этом поведение пользователя альфа в соцсетях порой разительно отличается от его действий в реальной жизни: «Родитель может даже испытать шок, если случайно найдёт в соцсети своего ребёнка. Не исключено, что он увидит там ненормативную лексику, странные шутки, непонятный набор музыки. У альфа действительно большую роль в жизни играют интернет-авторитеты, сообщества, в которых они состоят, субкультуры, у которых тоже сейчас размыты рамки». Как рассказала собеседница «Рамблера», сейчас условной субкультурой может стать, например, мем, который все альфа в TiKTok повально ставят себе на аватарку, переименовывая свой никнейм. Таким образом они объединяются, находят «своих». Характерно, что мода на эти мемы тоже стремительно меняется. Родителям не стоит пугаться или стыдить своего ребёнка, если они видят на его странице что-то странное или не совсем, по их мнению, приличное. Можно просто поговорить об этом с сыном или дочерью. «Скорее всего, ребёнок это перерастёт, как перерастали когда-то подростковые увлечения их родители-миллениалы. А сейчас он хочет соответствовать тому образу, который в почёте у его сверстников. Конечно, речь не идёт о каком-то криминале или деструктивной деятельности, когда требуется вмешательство взрослого», — добавляет Мария Лукашевская. • Онлайн-коммуникации для них комфортнее, чем живое общение Дети-альфа много времени проводят в соцсетях, где общаются и заводят друзей. «В то время как миллениалы чаще встречались с друзьями лицом к лицу, дружили с соседями и одноклассниками, альфа гораздо больше времени проводят в онлайн-пространствах, не видя собеседника, что затрудняет развитие навыков межличностного общения», — отмечает Оксана Голерова. При этом онлайн-коммуникации имеют свою специфику, которую альфа иногда переносят в реальную жизнь. «Интернет — это мир со своими условностями: то, что может быть плюс-минус нормально там, недопустимо в реальной жизни, например обсмеять, надерзить, оскорбить, действовать невзирая на авторитеты и возраст. Кроме того, из-за постоянного общения в переписках, видео— и аудиочатах теряется умение считывать важные невербальные сигналы собеседника или правильно понимать его эмоции», — поясняет Мария Лукашевская. • Друзья онлайн для альфа — реальность У поколения альфа меняется представление о дружбе. Они считают своими друзьями тех, с кем, например, состоят в одном интернет-сообществе, регулярно встречаются на онлайн-платформах. «Сейчас у детей и подростков популярна игровая платформа Roblox. Это большой онлайн-сервер, на котором ребята действительно дружат, общаются. У миллениалов, зумеров дружбу принято проверять в совместных делах, общих интересах, общении. У них тоже бывают интернет-друзья, но не в таком количестве. У альфа уже практически 50 на 50. И они реально готовы общаться и видеться с друзьями, с которыми знакомятся онлайн», — подчёркивает Мария Лукашевская. Как пример — недавний случай, о котором писали СМИ, когда отец повёз свою дочку 11–13 лет в другой город на встречу с интернет-подружкой, с которой они познакомились в Roblox. «Родители-миллениалы понимают эту потребность детей и активно их поддерживают», — говорит собеседница «Рамблера». • Они меняют интернет «Именно из-за детей альфа интернет заполонили странные ролики, всякие брейнроты, цветной человек-паук, поющие фрукты. На самом деле это просто их чувство юмора. Далеко не всегда эти ролики создают сами альфа, но контент делался именно для них, а они его популяризировали. Раньше интернет был более осмысленным, было больше образовательных и обучающих роликов, сейчас же появилось много абсурдного контента. Альфа отчасти стали причиной этих изменений», — считает Мария Лукашевская. Бомбардиро Крокодило и Бомбомбини Гусини: кто они и почему их так любят подростки • Индивидуализм и глобальные цели Благодаря развитию новых технологий социализация для альфа уже не так приоритетна, как для предшествующих поколений. Потребность в самовыражении они успешно «закрывают» в интернете, ведя свои блоги и выкладывая ролики. Для этого им не требуется «команда единомышленников». Альфа уверены в себе, лучше осведомлены о своих правах. Часто их интересуют глобальные проблемы: например, загрязнение окружающей среды или социальное неравенство. «Ценности поколения альфа только формируются, но уже сейчас можно заметить, что в них проявляются приоритеты индивидуальности и глобальных целей, забота о собственном здоровье и потребность в пространстве, свободном от социального давления и информационной загруженности», — считает Оксана Голерова. • Патриотичность Поколению альфа больше свойственны патриотические настроения, чем их предшественникам-зумерам, отмечает Мария Лукашевская. «У альфа с раннего детства есть «Разговоры о важном», уроки патриотического воспитания. Они с юного возраста стараются разобраться в каких-то аспектах геополитики, увлекаются отечественной историей. У поколения зумеров было больше западного влияния, что считалось модным в интернет-пространстве. У альфа иной курс: в интернете они выражают поддержку России, защищают свою страну в комментариях, снимают видео патриотического характера, ходят с родителями на государственные праздники и акции. Наверное, растёт поколение патриотов», — предполагает эксперт. Как родителям найти подход к детям-альфа В целом родители детей альфа активно вовлечены в их воспитание и стараются сделать их развитие гармоничным: записывают в кружки и секции, поддерживают их интересы и увлечения. Иногда это приводит к слишком высокой загруженности подрастающего поколения, не всегда детям и родителям хватает времени просто поговорить по душам, провести вместе время. Сделать отношения в семье более наполненными и доверительными помогут несколько рекомендаций психолога: • Будьте рядом и много общайтесь «Поколение альфа привыкло к тому, что планшет или умная колонка для них более доступны, чем родители и непосредственное общение с другими людьми. Увлечённость гаджетами порой приводит к нехватке эмоциональной близости. Поэтому важно устанавливать определённые часы без гаджетов, чтобы научить детей взаимодействовать друг с другом лицом к лицу. Семейные ужины, настольные игры и совместные прогулки могут стать хорошим способом укрепления эмоциональных связей», — подчёркивает Оксана Голерова. • Говорите с детьми на одном языке «Используйте образовательные приложения, интерактивные платформы и игры, чтобы сделать обучение более увлекательным и доступным для детей. Помогайте детям структурировать информацию, учите отделять важное от второстепенного, расставлять приоритеты. Используйте в обучении оптимальное сочетание цифровых ресурсов и традиционных форм занятий, чтобы знания не оставались лишь теорией, а находили применение в реальной жизни», — советует психолог. • Ориентируйтесь на доверие и поддержку «Родителям важно уметь слушать и слышать своих детей, обсуждать с ними их переживания, эмоции и идеи. Доверительное общение должно стать основой для психологического благополучия детей», — отмечает специалист. Каким вырастет поколение альфа Уже сейчас очевидно, что поколение альфа станет двигателем цифрового прогресса, предложит новые технологии и разработки. «Альфа отличаются смелостью и инициативой. Мне кажется, они придадут новый импульс развитию креативных индустрий и инноваций. Они смогут оптимизировать многие процессы, ведь уже сейчас альфа на «ты» с искусственным интеллектом. Представители этого поколения непосредственные, им чужды формализм, рутинная деятельность. Когда они начнут работать в компаниях, очевидно, менеджмент претерпит большие изменения», — считает Мария Лукашевская. По мнению собеседницы «Рамблера», на смену «моде на бедность», приверженцами которой стали многие зумеры, снова придёт «эра потребления»: альфа будут с удовольствием пользоваться «всеми благами мира», как и их родители-миллениалы. «Мода на бедность»: почему зумеры больше не поддерживают потребительский бум родителей Альфа уже в раннем возрасте демонстрируют осознанное отношение к своему здоровью. Они больше, чем их предшественники, избегают вредных привычек и склонны вести здоровый образ жизни. Курящие на школьных задворках мальчишки — сегодня редкость. Возможно, в будущем это поколение сделает большой шаг вперёд в развитии wellness-индустрии: от производства здоровых продуктов питания до медицинских технологий и фитнеса. Главное Поколение альфа — это будущее, которое уже наступило. Понимание их особенностей и образа мышления — ключ к успешному воспитанию, образованию и гармоничным отношениям с детьми цифровой эпохи. Однако теория поколений может упускать их индивидуальные различия. Поэтому, учитывая особенности поколения в общении с альфа, никогда не забывайте об уникальности каждого ребёнка.
Свежие комментарии