Перед лицом новых ювенальных угроз (прежде всего, принятия закона о социальном патронате - http://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1098&Itemid=46), Ассоциация родительских комитетов и сообществ призвала всех писать протестные письма ( http://culturolog.ru/index.php?
option=com_content&task=v... ) , требующие отклонения ювенальных законов.
Как водится в бюрократической системе, протестные письма граждан были спущены тем, кто как раз занимается подготовкой подобных законов, а именно - в Министерство образования и науки РФ, в Департамент со страшненьким названием воспитания и социализации детей.
Оттуда пришёл ответ за подписью заместителя директора Департамента С.В. Вителиса. Письмо очень показательное. Сначала в нём изложено, как устроена ювенальная юстиция сегодня. Основной документ, который позволяет работать ювенальным технологиям, это - Семейный кодекс. Если читать сам Кодекс, ювенальный привкус оказывается во многом смазанным. А вот выжимка Департамента воспитания и социализации впечатляет:
"Законодательством Российской Федерации установлены нормы, регламентирующие право ребенка жить и воспитываться в семье. Так, в соответствии со статьей 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
В этом тексте есть всё. Прежде всего, - декларация интересов ребёнка в отрыве от интересов семьи. Что есть права ребёнка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие определяют органы опеки, поскольку именно опека устанавливает, есть ли противоречия между интересами родителей и интересами детей.
Здесь же заложен механизм, когда ребёнок может самостоятельно обращаться в органы опеки с жалобами на родитей, а все иные граждане обязаны (!) сообщать в органы опеки о нарушении прав и законных интересов ребенка. Что такое законные интересы ребенка в данном случае, видимо, остается на усмотрение бдительных граждан.
Далее в письме следует "утешающая" часть. В ней говорится, что приоритетами деятельности опеки является профилактика семейного неблагополучия на ранних стадиях, чтобы, по возможности, сохранить его пребывание в родной семье; что отобрание ребёнка у родителей осуществляется лишь как крайняя форма воздействия; что в случае отобрания с родителями проводится "реабилитационная" работа, чтобы, если это возможно, вернуть ребёнка в родную семью. И даётся ссылка на документ, в котором эти приоритеты реализованы, а именно на - Письмо Минобрнауки от 30 июня 2008 года N ИК-1105/06 ( http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6292025/ ) "О повышении эффективности деятельности органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства".
В данном документе есть свои ювенальные достопримечательности. Во-первых, там прописывается бедность как основание для зачисления на ювенальный учёт. При поступившем сигнале органы опеки должны выяснить, каковы "жилищно-бытовые условия, в которых находится несовершеннолетний (кто является собственником (нанимателем) жилого помещения, количество членов семьи, проживающих и зарегистрированных на данной площади, размеры и благоустройство помещения, его санитарно-гигиеническое состояние), доход родителей, наличие имущества у несовершеннолетнего и членов семьи, семейную историю, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, наличие круга общения родителей, наличие других лиц, значимых для ребенка".
Делается это, вроде бы, с мотивировкой выявления оснований для оказания помощи со стороны государства. Но верить в добросердечие чиновников как-то не хочется, и не без причин:
1.Семья, которой оказывается помощь, расцениваются как семья, где "отсутствуют основания к немедленному отобранию ребенка". Формулировка заставляет задуматься. Немедленно отобрать ребёнка не получается, значит будут отбирать постепенно.
2. Принятие помощи - дело добровольное. В данном же случае кто-то (опека) может решить за тебя, что твоему ребенку необходимото-то и то-то. Добровольность как-то истаивает.
3. А перед тем, как по семье будет вынесено решение, её необходимо изучить. Полный внешний контроль. При желании его можно установить над всеми семьями (ведь достаточно любого сигнала). Это же - настоящий тоталитаризм, в самом классическом его исполнении!
В письме Минобрнауки описан и социальный патронат, который теперь пытаются ввести отдельным законом. Вот как выглядит соответствующая рекомендация:
_"Основными этапами работы органов опеки и попечительства по социальному (семейному) патронату являются:
. выявление детей, проживающих в семьях и находящихся в ситуации, угрожающей их жизни или здоровью или препятствующей их нормальному воспитанию и развитию;
. первичное обследование детей и их семей для планирования форм защиты прав детей;
. составление плана по защите прав детей;
. осуществление социального (семейного) патроната над ребенком в семье;
. текущая оценка социального и морально-психологического статуса семьи, динамика изменений в семье;
. осуществление предварительной опеки*** (временного устройства ребенка в замещающую семью с возвратом в кровную семью, если работа с семьей дала положительные результаты);
. постоянное устройство ребенка в замещающую семью при невозможности возврата в кровную семью.
Указанная работа в целях ее максимальной эффективности должна включать следующее:
. первичную оценку положения ребенка в семье с позиции соблюдения его прав и законных интересов;
. предварительную оценку положения ребенка с позиции необходимости защиты его прав и законных интересов, определение характера необходимой помощи ребенку и семье;
. составление проекта плана по защите прав ребенка с включением социального (семейного) патроната как составного элемента;
. утверждение плана по защите прав ребенка;
. осуществление социального (семейного) патроната - предоставление помощи ребенку и семье в соответствии с договором о социальном патронате и планом работы;
. проведение текущей оценки положения ребенка и социального статуса семьи;
. заключительную оценку;
. внесение изменений в план по защите прав ребенка (прекращение работы с семьей, либо отобрание ребенка с последующей работой по возвращению ребенка в семью, либо решение вопроса об ограничении в родительских правах и др.).
В случае если родители ребенка ограничены в родительских правах или лишены родительских прав либо если ребенок не изъят из семьи, но по социально-психологическим показаниям его пребывание в семье в данный момент является нецелесообразным, ребенок с учетом его возраста, особенностей развития, правового статуса может быть временно устроен в соответствующее учреждение системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения."_
Особенно впечатляет концовка цитаты - если ребёнок не изъят из семьи (это надо понимать так, что нет соответствующего судебного решения), но кому-то (опеке) не нравится пребывание ребенка в семье, его можно из семьи изъять. Чиновники дозволяют произвол.
И всё это подаётся нам под видом заботы о сохранении ребёнка в родной семье! Более того, ссылка на подобный документ используется как аргумент, доказывающий благонамеренность государственной (следует подразумевать - чиновничьей) системной политики в области защиты детей. Подобной ссылкой отвечают на родительскую тревогу по поводу закона о социальном патронате! Это издёвка или недомыслие? Где бы найти метлу, чтобы вымести радетелей о нашем семейном благе из подобных сомнительных департаментов вместе с их ювенальной системой?!
Свежие комментарии