
«Она предпочитает есть русских на завтрак» – так описывает её американское издание «Политико». «Самым русофобским политиком», «принцессой войны» и «новой железной леди Европы» называют её СМИ. Знакомьтесь, дочь советского функционера и внучка нацистских палачей глава евродипломатии Кая Каллас.
Дочь красного банкира
«Я родилась в 1977 году в оккупированной Советским Союзом Эстонии.
Мы жили в тюрьме, без свободы, без выбора, без ничего, – начинает она рассказ о своём становлении. – Все эстонцы страдали под гнётом Советов. Пустые полки в магазинах! Любимым лакомством была сметана с сахаром, ничего другого не было. Тайком мы смотрели финское телевидение и мечтали об освобождении».
Эти жалобы легко разоблачаются, стоит лишь взглянуть на детские и юношеские фотографии Каллас, которые она любит публиковать на своих страницах в интернете. Фирменная модная одежда, отдых в лучших санаториях страны, большая квартира с дорогой мебелью в элитном районе Таллина, лучшая в городе гимназия, дача на балтийском берегу, машина. Любимое семейное развлечение – игра в гольф. Судя по снимкам, Калласы далеко не бедствовали. В советские времена Эстония была одной из богатейших республик. А папа Сийм Удович был одним из первых лиц в республике – партийный лидер с двадцатилетним стажем.
Когда Кая родилась, её отец занимал высокий пост в министерстве финансов Эстонской ССР, затем возглавлял республиканское отделение Сбербанка СССР, руководил Центральным союзом профсоюзов, редакцией печатного органа ЦК Компартии Эстонии ежедневной газеты «Рахва Хяэль». Номенклатурная, блатная девочка Кая родилась с золотой ложкой во рту. Но, как и многие дети советских функционеров, с детства ненавидела страну.
Как объяснить такой парадокс?
Спасибо Хрущёву
Спасибо Хрущёву
Чтобы постичь мировоззрение Каллас, следует углубиться в историю её страны, которая с древних времён являлась колонией – то под властью Ливонского ордена, то под пятой шведского короля. Малочисленные эстонцы не могли выжить без сильных покровителей. В начале XVIII века по итогам Шведской войны в составе Российской империи появилась Эстляндская губерния. И лишь благодаря вождям молодой Советской страны Эстония впервые в своей истории получила суверенитет.
В это время прадед Каи по отцовской линии, потомок остзейских немцев, окончивший Московский университет юрист Эдуард Альвер, был главарём в эстонском террористическом бандформировании «Омакайтсе». Затем стал командующим военизированной националистической организации «Кайтселийт», известной тем, что её члены топили большевиков и русских в море целыми семьями.
Когда в Германии к власти пришли национал-социалисты, Альвер объединился с гитлеровцами и вплоть до своей смерти в 1939-м готовил эстонцев к войне с русскими. Кайтселийтовцы – помощники фашистов в Прибалтике во время Великой Отечественной – уничтожили десятки тысяч евреев, русских, белорусов и, конечно, коммунистов.
Жестокости «Омакайтсе» поражались даже эсэсовцы. Немцы ручки не пачкали, спихнув на эстонцев самую кровавую, грязную работу, в том числе в концлагерях. Здесь и служил дед Каи Каллас по материнской линии. Известна лишь его фамилия – Картус. После войны он затаился в эстонской провинции Абья, женился на русской учительнице, рассчитывал отсидеться в глуши, но наказание его всё же настигло. В 1949 году за пособничество врагу и массовые убийства мирных Картуса осудили на 25 лет, а его жену вместе с шестимесячной дочкой Кристи (будущей мамой Каи Каллас) сослали в Красноярский край.
«Я росла на историях моего дедушки, которого отправили в лагерь, на воспоминаниях моей матери и бабушки. Они ехали в Сибирь в вагоне-теплушке! Их подкармливали незнакомцы! – орала Каллас, выступая в Европейском парламенте в 2022-м. – С тех пор Россия не изменилась! Это зло живёт в России!»
В 50-х Никита Хрущёв выпустил из тюрем многих пособников Гитлера. Националисты быстро легализовались, активизировались, а многие, заявляя о «перековке», вступали в компартию, даже занимали руководящие посты. Как писал один украинский деятель, «нужно было изображать добропорядочных советских людей, внедряться в органы власти, в образование, воспитывать новое поколение. И разваливать СССР изнутри. А детям своим завещать: вырастешь – отомстишь!»
Впрочем, порой маскировки и не требовалось, редкий русский в Прибалтике в советское время не ощущал ползучий национализм.
Стало быть, детство Каи прошло в травмирующей ребёнка двойной морали. С одной стороны, октябрятский значок, пионерский галстук, стихи К. Симонова наизусть, поездки на Кремлёвскую ёлку, номенклатурные пайки папы, который гордо рапортовал с трибун о завоеваниях коммунизма. С другой – ненависть ко всему русскому, впитанная в прямом смысле с молоком матери. А ещё папина хвалебная книга о деде-нацисте, домашняя экспозиция о нём, перекочевавшая после перестройки в музей. От такой двойственности некоторые сходят с ума.
Сложи слово «вечность»
Сложи слово «вечность»
«Вдохни! – сказал мне папа в 1988 году, когда мы с семьёй впервые приехали в Германию. – Это воздух свободы!» В то время я не совсем понимала, что он имел в виду, потому что никогда не испытывала свободы. Мне было 11 лет. Поездка была большим событием. Посмотреть на Западный Берлин означало увидеть всё то, чего не было у моей семьи», – пишет Каллас, снабжая воспоминания фотографией, сделанной во время поездки. Все напряжены, лишь отец улыбается. Видимо, предчувствует близкие перемены. В 1990 году он выйдет из КПСС, оставит должность депутата Верховного Совета СССР и станет президентом Банка Эстонии.
Старший брат Кайи, Юло, в это время пропадал на демонстрациях сепаратистского «Народного фронта», но отец направил молодого человека на правильный путь – сделал крупнейшим в стране финансистом. Откуда у юноши стартовый капитал? Вопрос риторический. Пока папаша руководил Центральным банком страны, из него, как пишет эстонский журналист Виркко Лепассалу, «в неизвестном направлении утекли 10 миллионов долларов».
В 1994 году Сийм Каллас основал эстонскую Партию реформ, члены которой вошли в правительство. А он сам получил кресло министра иностранных дел. Затем был министром финансов. Новое тысячелетие встретил на посту премьер-министра. В 2004-м семья передислоцировалась в Брюссель, потому что папа стал комиссаром Европейского союза по администрированию, аудиту и борьбе с мошенничеством. Именно в этот период «через эстонский филиал «Данске Банка» отмывались 230 миллиардов, украденных у России», о чём сообщает американский канал Си-би-эс.
Сыну – деньги, дочери – власть, – примерно так распределил Сийм свои активы. К этому времени Кая уже получила диплом юриста в Тартуском университете, пробовала работать помощником режиссёра в театре, в юридических фирмах Парижа и Хельсинки, но коллеги не выдерживали её беспредельное самомнение, неспособность договариваться, мизантропию, тотальную бесчувственность и холодность. Тогда-то Каю впервые сравнили с героем сказки Андерсона «Снежная королева», мальчиком Каем, у которого ледяное сердце.
Очень страшная Россия
Очень страшная Россия
В 2010 году от Партии реформ и не без протекции отца Каю избирают в эстонский парламент, где она возглавила Комитет по экономическим вопросам. Спустя четыре года папа вытянул её уже в Европейский парламент. Там Кая входила в Комитет по промышленности, исследованиям и энергетике. В 2018-м вернулась из Брюсселя на родину, возглавила всё ту же Партию реформ, а в 2019 году стала премьер-министром страны.
Правительство Каи Каллас эстонцы вспоминают, смеясь сквозь слёзы. Чего стоит только её «бабий бунт». Следуя модной гендерной повестке, она поувольняла опытных министров-мужчин, посадив в их кресла необразованных подружек. Эстонское правительство и сейчас наполовину женское. Также она узаконила однополые браки, инициировала единую систему образования на эстонском языке начиная с детского сада.
В том, что касается исторической памяти, разошлась не на шутку – продолжила дело отца, который ещё в 2007-м демонтировал стоявший в центре Таллина «Монумент павшим во Второй мировой войне». Кая же снесла подчистую оставшиеся памятники советских времён. А у своей резиденции разместила мемориальную вывеску, «посвящённую членам независимого эстонского правительства, убитым советскими войсками».
«Мы не позволим России использовать прошлое для нарушения мира в Эстонии!» – вопит Каллас, наводняя страну памятниками нацистам. Её самый любимый мемориал – жертвам коммунизма в Таллине, где, как она говорит, «моя душа летает».
Вместе с душой Каллас в связи с увеличением расходов на оборону (борьбой с русскими) в стране взлетели налоги. По экономическим показателям и уровню жизни Эстония скатилась на последнее место в Европе. Народ затянул пояса, но сложно сориентироваться, какому конкретно народу служит Каллас. Об украинцах она говорит гораздо чаще, чем о сородичах. Уже в декабре 2021-го отправляла вооружение в Киев, а с 2022-го стала главной заукраинкой.
Она первая из всех европейских политиков ввела запрет на выдачу россиянам въездных виз, назвав посещение Европы «привилегией, а не правом человека». Первая создала юридическую схему для использования заблокированных российских активов. Первая запретила въезд в страну автомобилям с российскими номерами.
При этом население Эстонии уступает по количеству Нижнему Новгороду, а площадь – меньше, чем Московская область.
Зачем вы травите?
Зачем вы травите?
«Мы должны сфокусироваться на полной изоляции России от свободного мира! У нас много друзей, но только один враг – Россия!» – восклицает Каллас. С февраля 2022-го она запретила эстонцам любую деятельность, которая «может каким-либо образом быть связанной с белорусским или российским бизнесом», обанкротив тем самым тысячи компаний в своей стране. А в это самое время её муж, банкир и предприниматель Арво Халлик, зарабатывал миллионы евро на грузоперевозках в Россию. Кая сама финансировала работу его фирмы, выписывая супругу от имени государства огромные кредиты.
На ум приходит глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, чей муж озолотился в период коронавируса, продавая миллиарды доз вакцин, которые лоббировала жена. Оба скандала замяли. Причём семья Каллас на нём ещё умудрилась нажиться. Ранимый Халлик испытал стресс, впал в депрессию и побежал к психологу, с помощью которого добился от критиковавших его журналистов «возмещения морального вреда в связи с травлей». Как это по-европейски!
И неудивительно, что в декабре 2024 года именно Каллас стала правой рукой такой же внучки нацистов и коррупционерки Урсулы фон дер Ляйен. Таким образом главным дипломатом ЕС оказался мизантроп, не способный договариваться.
«Дед был в СС, папа – в КПСС, а внучка – в ЕС», – писали русские блогеры. Французский политик Флориан Филиппо разводил руками: «Признанное всеми ничтожество Каллас ведёт нас к войне с Россией».
Невеста с приданым
Невеста с приданым
«Наверное, у Каллас комплекс неполноценности, комплекс непривлекательной худосочной кильки, который обязательно связан с комплексом «тиран – жертва». «Скорее всего, она несчастна в личной жизни, вот и отыгрывается на русских мачо». «Похоже, в молодости её бросил русский парень».
Разные версии звучат в интернете. Изучая видеоматериалы с Каллас, сразу замечаешь, что она всегда первая бежит в объятия к мужчинам, будь то старик Байден, асексуальный Шольц или нетрадиционный Макрон. Особую страсть Кая питает к главе украинского режима, западные журналисты не раз отмечали, что они «очень гармонично смотрятся вместе».
А вот совместных снимков с мужем Халликом у Каллас не много. Похоже, нет времени для фотосессий. Они поженились в 2018-м, когда Кая уже занялась борьбой с Россией. А Халлик тогда только ушёл от предыдущей жены, от которой у него двое детей. У Каллас это тоже второй брак. В начале столетия она была замужем за сотрудником Эстонской морской академии Роометом Лейгером, но сына Свена в 2011-м родила от бывшего министра финансов Эстонии Таави Вескимяги. Бардак на личном фронте в то время она компенсировала обустройством своего уютного гнёздышка.
Как пишет издание «Лайф», в её собственности трёхкомнатная квартира в Таллине в историческом доме на набережной, двухкомнатная квартира в охраняемом таунхаусе у дворцово-паркового ансамбля Екатериненталь, заложенного русским императором Петром I. Также Кая обладает 50 сотками земли с особняком и прудом в национальном парке Лахемаа и новым коттеджем на берегу Балтийского моря. С таким приданым, да ещё с папочкой «серым кардиналом» её и взял в жёны делец Халлик. «У нас общие маленькие слабости, – хвастается Кая семейной идиллией. – Бокал красного вина по пятницам».
Ну хоть что-то человеческое всплыло!
Сейчас Каллас, как о ней пишут, «находится на острие политики будущего». Она откровенно заявляет, что готовит ЕС к войне с Путиным, ведь, «по оценкам эстонской разведки, Россия нападёт на Европу в ближайшие 3–5 лет». Уже сейчас она наводняет Эстонию бомбоубежищами, но при этом лелеет мечту «завладеть Петербургом и Псковом». Некоторые западные эксперты пророчат Каллас даже должность генсека НАТО, да и сама она не раз высказывалась о такой желанной перспективе. Папочка будет рад. И дедушки в аду весело пожмут друг другу окровавленные руки.
Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Свежие комментарии