На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Валерий Кривошеев
    90% молодого населения страны, позавидовало бы молодым. Всё у них есть, для счастья. Нет только мозгов. И удивительна...Поженились, но ка...
  • Светлана Райд
    вот так "любят" родители своих детей. Приказом. Удивляют женщины- мамы, забыли всё-всё про себя. Нет ни милосердия, н...Поженились, но ка...
  • Ольга Булышева
    Надо иметь все свое, а е родительское, и вопрос будет решёнПоженились, но ка...

Дом престарелых -- осознанная необходимость


Статистика свидетельствует: в США половина людей пенсионного возраста проживает в домах-интернатах для престарелых.

В менее прагматичной Европе процент этот пониже, но тенденция все равно налицо: при наступлении 60-70 лет жители западных стран стремятся переехать на отдельное место жительства, поскольку ни образ жизни, ни сам дом детей их не удовлетворяют. И это, несмотря на то, что развитая система клубов, домов отдыха и даже туристических агентств для пожилых людей позволяет им практически все время проводить в кругу людей своего возраста.

В России статистика иная. И отношение к домам престарелых другое. Прежде всего со стороны общества, общественного мнения, а, как следствие, и со стороны государства.

ЗЛО ИЛИ БЛАГО?

Прежде всего, несколько слов об общественном мнении. К сожалению, годы капиталистических отношений не позволили многим избавиться от социалистического ханжества и лицемерия. Пример тому - история, случившаяся в одном из маленьких городков Ленинградской области. Жила-была семья: оба - инженеры на местном заводе, двое детей. Зарплата низкая, бывает редко. У главы семьи тяжело заболевает мать - становится, выражаясь языком медиков, "лежачей".

Перед семьей встает дилемма: или кому-то увольняться с работы и сидеть с ней, или - "сдавать". Посчитали заработки и выбрали второе. Через некоторое время после этого в местной газете появилась статья доброхотов-соседей о том, какие негодяи живут в городе, как они могли родную мать отправить в интернат, и т.п. Газета еще и от себя добавила: как, мол, мораль опустилась в последние годы.

Финал истории таков: жена главы семьи вынуждена была под давлением "общественности" уволиться с работы, чтобы ухаживать за лежачей больной, денег нет, дети недоедают, даже одежду в школу не на что купить. "Общественность" не помогает ни рублем.

Это случай вопиющий, но гораздо больше просто безвыходных ситуаций: волею случая в однокомнатной квартире (а то и комнате) оказывается молодая семья с престарелым далеким родственником или вообще не родственником. Рождение детей только усугубляет ситуацию. Объективно, выход из этого положения один - дома-интернаты.

Почему на Западе переезд пожилого человека в такой дом не вызывает протестов ни у окружающих, ни у него самого, а у нас начинается крик о морали? Прежде всего потому, что представление о доме-интернате для престарелых, почерпнутое из фильмов и книг, - как о некоем подобии кладбища, где нет ни питания, ни медикаментов, ни ухода.

Даже связанные с социальной сферой специалисты высказывают мнение, что "в таком доме старики живут неделю - две".

На самом же деле это (по крайней мере в Петербурге) далеко не так. В домах-интернатах получающие гроши сотрудники (санитарка до сих пор работает за 180 рублей) окружают стариков добротой и вниманием. Питание, которым здесь обеспечивают, медпомощь такого уровня старикам на свою пенсию получать и не снилось.

Обеспечивают и одеждой, и бельем, и - что немаловажно - занятиями, без которых многие не представляют свою жизнь.

В дом престарелых пробиться может только молодой

Другое дело, что домов-интернатов крайне мало: на весь Петербург - всего тысяча мест плюс несколько десятков в ведомственных учреждениях (ветеранов, инвалидов войны, творческих работников). Очередь растягивается на год - полтора, которых пожилой человек может и не вынести. Кроме того, чтобы оформить все необходимые документы, приходится обойти с десяток различных учреждений.

В целом механика такая. Прежде всего, желающий попасть в дом престарелых должен подать заявление в районный отдел социальной защиты населения. Там ему выдают две формы - социальную и медицинскую. Первая заполняется только после полной готовности второй. Именно с ней-то и возникает больше всего проблем.

Несчастный старик должен сдать все возможные анализы, которые затем визируются в районной санэпидстанции вместе с отметкой об отсутствии инфекционных заболеваний. Ему необходимо сделать флюорографию и двойную прививку против дифтерии. Кроме тех врачей, которых, если повезет, он найдет в поликлинике (невропатолог, участковый терапевт и пара других), необходимо посетить онколога, дерматовенеролога, фтизиатра и психиатра. Все они принимают в строго определенные часы в разных концах района. Для женщин к этому списку добавляется еще и онкогинеколог.

Иными словами, не всякий молодой здоровый родственник способен справиться с этой лавиной. Что уж говорить о старике...

Помочь пожилым пытается Городской гериатрический центр. Его больница, которая находится на набережной Фонтанки, бесплатно принимает стариков на обследование, что позволяет им собрать все справки за две недели, не покидая стен стационара. Но и здесь существует определенная очередь.

Трёх четвертей пенсии мало.

Выходом из положения могла бы стать организация частных домов-интернатов, однако они неразвиты абсолютно. Скажем, на весь Петербург существовал один-единственный дом "Мария", в котором всего 40 мест. Но сегодня и его судьба неопределенна.

Так что же делать, как уменьшить очередь, с которой город бьется уже несколько лет? Потенциальных выходов, видимо, два. Первый состоит в том, чтобы разрешить родственникам или знакомым вносить плату, которая бы покрывала часть расходов социальных служб на содержание пожилого человека - тех 75% пенсии, которые уходят на эти цели по закону, крайне мало. На собранные средства можно было бы создавать новые места для престарелых и обеспечить им достойную и - заметьте - никого не обременяющую старость.

Второй выход - тот, к которому городские власти уже прибегли - создание домов социального назначения. Сюда пожилые люди переселяются добровольно, меняя собственное жилье на небольшую квартирку.

Однако это все же свой угол, а не койка в палате дома престарелых. Как правило, дом снабжен минимально необходимыми медицинскими и социальными службами (принимает медсестра, кое-где работает дешевая прачечная и парикмахерская). Это уже совершенно иной уровень, иная система ухода в старости. Но говорить об ее создании всерьез можно будет только тогда, когда дома социального назначения появятся во всех или хотя бы в большинстве районов города (как это произошло с гериатрической службой).

Евгений Мачнев


Пчела #24-25 (январь-апрель 2000)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх