На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Соколов
    ну расскажите как часто судья отдает ребенка отцу))что бы он мог его забрать)) а я вам расскажу как часто баба исполь...Брат живет на две...
  • Аркадий Шацкий
    Осенний авитаминоз это как голод после обеда. Нагнись, сожри травку, вот тебе и витамины)Осенний авитамино...
  • Юлия
    Его дети могут жить с ним. Но мужики не торопятся их забирать в СВОЮ новую счастливую жизнь. Так и что, пусть платят ...Брат живет на две...

«Я тебе не мама, а сестра»: как растут дети с большой разницей в возрасте

Большая разница в возрасте между детьми создаёт особую атмосферу и уникальные братско-сестринские отношения. С появлением малыша старший перестаёт быть «центром мира», постепенно принимая на себя роль «няньки» и «второго взрослого». Младший, подрастая, часто копирует брата или сестру, считает его примером для подражания.

Как родителям правильно вести себя в такой ситуации и поддержать каждого ребёнка, рассказывает психолог Евгений Идзиковский. Какую разницу между детьми можно считать большой По мнению Евгения Идзиковского, разница в возрасте 4 лет и больше уже заметна. Причём чем ближе дети по возрасту, тем сильнее между ними конкуренция. А вот если старший ребёнок уже сформировал своё «я», ходит в школу или сад, имеет друзей, привычки и определённые роли в семье, младший не станет соревноваться с ним напрямую. В этом случае их отношения принимают другой характер. «Старший уже успел обзавестись своим миром: у него есть привычные ритуалы с родителями, первые достижения, собственные планы. Появление малыша меняет расстановку сил почти мгновенно. Дети на приёме у психолога часто говорят так: „Раньше я был главным ребёнком, теперь у мамы и папы новый центр“. Это не каприз и не эгоизм — скорее нормальная реакция на утрату прежней доли внимания». Евгений Идзиковский психолог Особенности отношений между детьми при большой разнице в возрасте:Снижается соперничество, потому что дети не борются за одинаковое внимание или статус. Возникает иерархия и наставничество: старший становится «ведущим», младший — учеником, который копирует и учится.
Происходит разделение ролей и интересов. Дети сознательно выбирают разные пути, чтобы их меньше сравнивали. Распределение ролей в семье:Старший часто берёт на себя обязанности «второго взрослого». Младший получает больше эмоционального комфорта и снисхождения, иногда становится «любимчиком». Ресурсы семьи (время, внимание родителей) распределяются иначе: при серьёзной разнице старший уже более самостоятельный, и младший получает больше поддержки. Риск «перекоса» в выбранных ролях: старший рано повзрослеет, младший надолго останется «малышом». Евгений Идзиковский: «В сумме это даёт узнаваемую картину семьи с большой разницей в возрасте между детьми. Меньше ежедневных стычек. Старший чаще получает кредит доверия (и нагрузку), младший — эмоциональные бонусы и терпимость к промахам. Оба сильнее расходятся по стилю поведения и интересам, чтобы каждому хватило пространства». Интересные наблюдения за сиблинговыми (сиблинги — братья и сёстры, рождённые от одних родителей) отношениями в семьях описывают британские психологи Джуди Данн и Кэрол Кендрик в своей книге «Братья и сёстры: любовь, зависть и взаимопонимание». Плюсы положения младшего ребёнка:Социальная чувствительность. Младший постоянно сверяет себя со старшими, учится ловить сигналы и подстраиваться. Это ускоряет развитие эмпатии и дипломатичности. Умение учиться через наблюдение. Старшие — готовая «школа жизни»: ребёнок быстрее осваивает навыки и нормы. Чувство защищённости. Опека даёт ощущение безопасности, что снижает тревожность в раннем возрасте. Поиск собственной уникальности. Чтобы не жить в сравнении, младший часто выбирает противоположный путь — ищет сферу, где никто из семьи с ним не конкурирует. Это формирует индивидуальность. Недостатки:Риск быть «вечным второстепенным». На фоне старших ребёнок может ощущать себя «всегда вторым», что снижает самооценку. Задержка самостоятельности. При сильной опеке младший дольше остаётся зависимым, ждёт помощи и поддержки. Даже его достижения порой обесцениваются — «у брата/сестры всё равно лучше». В терапии это нередко звучит как установка «я недостаточно хорош». Риск зависимых моделей в отношениях. Привычка искать «старшего» может закрепиться и во взрослой жизни. Почему младший часто становится ребёнком, который «растворяется» в группе ровесников? Он так привык действовать в своей семье, считает психолог. Евгений Идзиковский: «Ко мне в кабинет нередко приходит такой ребёнок: учителя его хвалят — „вежливый, понятливый, со взрослыми разговаривает легко“, а классный руководитель добавляет: „в группе растворяется, лидерства нет, часто уступает“. А всё потому, что он живёт в доме с „иерархией“: старший брат или сестра уже почти взрослые, умеют больше, решают быстрее. Жить рядом с такой „горой компетентности“ — мощная школа социальных навыков. Младший быстро осваивает чтение намёков, правила очереди, искусство не лезть поперёк». Что помогает изменить ситуацию:Разнообразие опыта: давать младшему поручения с реальной ответственностью (например, поручать ему семейные мини-проекты). Домашняя поддержка: право младшего голоса в семейных решениях, а также расстановка чётких границ («ты старший брат/сестра, а не второй родитель»). Два пути развития старшего ребёнка Евгений Идзиковский считает, что поведение родителей напрямую влияет на то, какую роль выберет старший ребёнок. Путь 1 — старший как надёжная опора. Ребёнок берёт на себя ответственность, чувствует свою значимость. Такой сценарий помогает развить эмпатию, самоконтроль и лидерские качества. Часто это происходит в семье, где взрослые признают вклад старшего ребёнка, но при этом не перегружают — помогают «сохранять детство». Евгений Идзиковский: «Старшему ребёнку лучше сказать прямо, что из-за появления малыша у мамы и папы стало меньше времени, но это не значит, что их любовь уменьшилась, просто появилась новая нагрузка. Ребёнку возвращают право на чувства, и тревога снижается. Наконец, „взрослость“ старшего лучше приживается, когда к обязанностям добавляют реальные привилегии его возраста: больше автономии, голоса в решениях, а не только „будь терпеливее“». Путь 2 — тихая внутренняя драма. Внешне ребёнок может выглядеть «понимающим» и «взрослым», а внутри копится опыт потери: одиночество, мысль «я недостаточно хорош, чтобы меня любили, как раньше», стыд за раздражение на малыша. Нередко сюда примешивается и ранняя взрослость: обязанности перестают быть выбором, превращаются в долг. Спустя годы это может вылиться в гиперответственность, перфекционизм, неумение просить о помощи. Родители должны вовремя установить границы: да, участие старшего помогает всей семье и сближает детей, но, если эта помощь превращается в обязанность, то в долгосрочной перспективе она может обернуться эмоциональной усталостью и даже скрытой обидой. Что чувствуют родители детей с большой разницей в возрасте 1. «Жизнь в разных мирах» Самое точное ощущение многих мам и пап, по мнению психолога — как будто семья живёт в двух разных часовых поясах. У младшего — кормления, сон, базовая забота и постоянная телесная близость. У старшего — уроки, друзья, кружки, разговоры «по-взрослому». Времени и сил объективно меньше, чем запросов детей. Евгений Идзиковский: «По мере увеличения нагрузки на родителей каждому из детей достаётся чуть меньше индивидуального времени и эмоциональной энергии. Для старших это нередко звучит как утрата прежней близости, для младших — как фрагментарное внимание, прерываемое делами старшего». 2. Различия в отношении к детям Родители по-разному относятся к детям на разных этапах — младшему больше контроля и заботы, старшему — свободы и ответственности. Для детей это может восприниматься как «любят не одинаково». Это повышает риск эмоциональных и поведенческих проблем и снижает качество отношений между братьями и сёстрами. Важно, чтобы дети понимали причины различий в отношении (например, младший сейчас нуждается в большей поддержке, но это не навсегда). 3. Устоявшиеся роли в семье Для того, чтобы не жить в вечном сравнении, дети интуитивно расходятся по нишам: один — «ответственный рационалист», другой — «креативный душа-компании». Этот естественный процесс может быть здоровым способом снизить конкуренцию, но иногда превращается в жёсткую схему, из которой сложно выйти. Евгений Идзиковский: «Что с этим делать? Во-первых, закладывать в расписание „микродозы“ личного времени: даже 10–15 минут общения с каждым ребёнком ежедневно дают эффект настоящего „противоядия“ от чувства несправедливости. Во-вторых, озвучивать правила: зачем старшему больше свободы, почему младшему больше помощи сейчас. Дети удивительно хорошо принимают различия в положении, если им всё объяснили и не умалили их значимость. В-третьих, нормировать вклад старшего: помощь — да, но с чёткими границами (ты брат, не родитель), плюс регулярные „каникулы от обязанностей“. И, в-четвёртых, оберегать личную жизнь родителей: короткие ритуалы близости и восстановления сил снижают количество стресса и его влияния на детей». Когда родителям стоит обратиться к психологу За старшим закрепилась «взрослая» роль: хроническая помощь как обязанность, вина за собственные желания, перфекционизм. Поможет семейная консультация, на которой будет проведено перераспределение ролей, работа с чувством утраты прежней близости. Младший ребёнок избегает самостоятельности, решение отдаёт «старшим», фоновое чувство «я хуже всех». Поможет индивидуальная терапия с фиксацией на развитии автономии, самоуважения, ответственности. Ревность и агрессия к брату или сестре. Или, наоборот, эмоциональная «заморозка» старшего после рождения младшего. Помогут семейные сессии с признанием потери, попытками выражать чувства открыто. Постоянные жалобы одного из детей: «Меня любят не так». Поможет терапия для родителей. Им нужно достичь договорённости с детьми о том, что у тех должны быть «справедливые различия». «Роли» детей с большой разницей в возрасте во взрослой жизни «Плохой» сценарий старшего ребёнка:Формируется роль «опекуна»: ему сложно делегировать задачи, отдыхать и просить о помощи. Высок риск выгорания и построения отношений с ощущением «я всё тяну сам». «Неуспешный» вариант младшего ребёнка:Часто ищет «старшего партнёра» или руководителя, избегает самостоятельных решений и ответственности. Заниженная самооценка из-за постоянных сравнений с другими. Позитивные сценарии — при правильной родительской поддержке:Старший взрослый может стать зрелым наставником без самопожертвования. Младший обретает уверенную самостоятельность, сохраняя эмпатию. Для обоих характерно снижение скрытого соперничества и развитие осознанной близости. ГлавноеБольшая разница в возрасте снижает конкуренцию между детьми. В семье формируется чёткая иерархия: старший — наставник и помощник, младший — ученик и объект заботы. Старший становится более самостоятельным, берёт на себя часть родительских обязанностей, однако со временем это может привести к эмоциональному выгоранию. Младший получает больше эмоциональной поддержки и опеки, но рискует сохранить зависимость и ощущение, что он всегда второй. Семейные ресурсы и внимание распределяются по-разному, что создаёт разные условия взросления для каждого ребёнка. То, как сложатся отношения между детьми, во многом зависит от родителей. Важно постараться не слишком нагружать обязанностями старшего ребёнка, а также избегать «вечной опеки» над младшим. Одинаковые, но разные: тайны отношений близнецовых пар

 

Ссылка на первоисточник
наверх