
В 2006 году, работая на телевидении, я с коллегами готовила программу к 45-летию первого полёта человека в космос. Разумеется, мы мечтали пригласить в студию вдову Юрия Гагарина, Валентину Ивановну. Уговаривали, предлагали огромные деньги, но она отказывалась даже по телефону общаться с журналистами.
Почему за свою долгую жизнь эта женщина не дала ни одного интервью? О чём молчала до смерти? Какие тайны унесла с собой?«Всё будет хорошо, Юрок!»
«На жизнь мы смотрим одними глазами и готовы вместе преодолеть любые трудности, которые встретятся на длинном и нелёгком пути. Мы живём на одном высоком дыхании, и сердца наши бьются в одном ритме. Ещё в загсе при товарищах я напомнил невесте слова мамы: «И радость, и горе – всё пополам». «Всегда вместе», – ответила Валя, и это прозвучало как клятва».
Так Юрий Гагарин описывал в своей автобиографической книге «Дорога в космос» начало жизни с супругой. Простой деревенский парень говорить о сильных чувствах не привык, но вся его короткая жизнь и его главный подвиг были обращены к единственной «горячо любимой Валечке».
«Любовь с первого взгляда – это прекрасно, но ещё прекраснее любовь до последнего взгляда», – часто повторял Гагарин и, уже став первым в мире космонавтом, признавался: «Наша любовь была в космосе».
А на земле любовь находилась с ним неотлучно. Ждала, не задавая вопросов. Никогда не отчаивалась. Встречала с улыбкой, ухаживала, радовала. Мудрая, бесстрашная женщина – такая и должна стоять за спиной человека, меняющего мир. И, может быть, он обязан ей больше, чем кому бы то ни было.
«Утром он ещё раз осмотрел свои вещи – не забыл ли чего? – щёлкнул замком маленького чемоданчика. Пора! Юра поцеловал девочек. Крепко обнял меня. На столе лежала вынутая из альбома фотография «северного периода» с надписью: «Моей дорогой, моей родной Валечке от крепко любящего Юры. Пусть эта фотография в дни разлуки чаще напоминает обо мне и заменит меня. Пусть она хоть немного поможет тебе в трудную минуту».
– Всё будет хорошо, Юрок! Ведь верно? Ты мне обещаешь?
Глаза молча ответили: «Обещаю».
Так в своей книге «108 минут и вся жизнь» Валентина Ивановна вспоминала прощание перед полётом мужа в космос. А вот воспоминания Юрия Алексеевича: «Всю ночь проговорили мы, вспоминая прошлое и строя планы на будущее. Мы видели перед собой своих дочерей уже взрослыми, вышедшими замуж, нянчили внуков, и вся жизнь проходила перед нами без войн и раздоров, такой, какой мы её представляем при коммунизме. Когда мы наговорились досыта и я спросил у Вали, как она смотрит на предстоящее мне испытание, она ответила, как и должна была ответить комсомолка: «Если ты уверен в себе, решайся! Всё будет хорошо».
Валентина не знала, что за два дня до этого супруг написал ей и дочерям письмо на случай трагедии. Ведь из пары десятков собак, побывавших в межгалактическом пространстве, живыми на землю вернулись лишь Белка и Стрелка. 27-летний Юрий Гагарин, понимал, на что шёл, и попросил товарищей передать жене прощальное письмо, если он не вернётся.
Утром 12 апреля 1961 года Валентина, как обычно, отвела старшую дочку в ясли, с младшей вернулась домой. «Неожиданно стук в дверь. Открываю – соседка. Раскраснелась, захлёбывается словами:
– Валюша, включай радио! Юра в космосе!
Я метнулась к приёмнику и не могу вспомнить, как его включают. Крутила ручку, утирала ладонью слёзы и чувствовала, как сердце сжималось».
Все женщины планеты
108 минут в космосе, и Юрий Гагарин становится главным человеком планеты. Но отныне он принадлежит уже не только ей, а всему миру. Гагарина чествовали так, как никого и никогда больше. Его носили на руках, осыпали цветами. Он брал с собой запасные пуговицы, потому что поклонницы отрывали их на сувениры. «Барыня-барыня, я люблю Гагарина!» – распевали женщины СССР. Многие носили причёску «Полюби меня, Гагарин» – косички набок.
«В него были влюблены все женщины планеты. И я не стала исключением. Когда мы гуляли по ночной Москве, Юра подарил мне свою фотографию, на обороте которой написал: «Я видел много звёзд на небе. Но такой, как ты, нет», – фантазировала секс-символ шестидесятых Джина Лоллобриджида. Она хвасталась их «связью в Париже, когда он туда приезжал без жены». А летом 1961-го сама прикатила в СССР, умоляла министра культуры Фурцеву устроить ей встречу с Гагариным.
Болтала о своём романе с Юрием и француженка Брижит Бардо. Западные СМИ тиражировали эти сплетни, а по СССР тем временем ползли слухи о связи первого космонавта с певицей Эдитой Пьехой, актрисами Аллой Ларионовой и Светланой Светличной. Позже дочь актрисы Маргариты Тереховой говорила журналистам, что «могла бы быть дочкой Юрия Гагарина». За спиной Валентины бабы шушукались: «И как эта очкастая серая мышка такого красавца приворожила?»
Что чувствовала она в эти минуты? Ни словом об этом не обмолвилась.
А ведь вместе с гагаринской славой на семью обрушилась и огромная ответственность. «Сколько я помню, у нас с утра до вечера толпились люди. Одни приходили по делу, другие – с какими-то просьбами, третьим просто было интересно познакомиться с папой», – рассказывает дочь Гагарина Галина.
Валентина – по натуре непубличная, кроткая, одетая скромно, без грамма косметики. На всех фотографиях с торжеств в честь её мужа она выглядит зажатой, растерянной. А вот на домашних снимках – лёгкая, свободная, утончённая, женственная, источающая уют, тепло и свет. Её улыбка даст фору знаменитой гагаринской. Только улыбалась она лишь тем, кого любила по-настоящему.
Юрий и Валя были похожи во многом – оба добрые, искренние, простодушные. Детьми пережили Великую Отечественную войну. Когда она началась, Юре было 7 лет, Вале – 5. Юра видел своими глазами расстрелы односельчан в родной деревне Клушино. У оренбурженки Вали два брата погибли на фронте.
Она была младшей из шестерых детей в семье шеф-повара санатория «Красная поляна» Ивана Степановича и домохозяйки Варвары Семёновны Горячевых. Узнав фамилию его избранницы, сестра двадцатилетнего Гагарина смеялась: «Смотри, Юра, не обожгись!»
«Чтобы было трудно!»
Со студенткой Оренбургского медучилища Валей Горячевой «лысенький курсант» Оренбургского высшего военного авиационного училища Юра Гагарин познакомился на танцевальном вечере в стенах своей альма-матер. «Всё мне нравилось в ней: и характер, и небольшой рост, и полные света карие глаза, и косы, и маленький, чуть припудренный веснушками нос, – вспоминал он потом первую встречу. – Я пригласил её на тур вальса, и с этого началась наша крепкая дружба».
Горячевы приняли Юру радушно, и вскоре их комната в оренбургской коммунальной квартире на улице Чичерина стала для него вторым домом: «Бывало, как только получу увольнительную, сразу же бегу к Горячевым, да ещё частенько не один, а с товарищами. А там нас уже ждут».
Через полтора года дружбы сержант Гагарин поехал к матери за благословением на брак. «Если любишь, женись, только крепко, на всю жизнь, как мы с отцом», – ответила Анна Тимофеевна, и Юрий вернулся в Оренбург раньше срока. Спустя полгода отпраздновали комсомольскую свадьбу.
А когда окончил училище с отличием, пришлось Вале столкнуться с первыми испытаниями. Гагарину предложили продолжить службу на южной Украине в благоустроенном авиационном гарнизоне. Отказался. В привычном Оренбурге, на должности лётчика-инструктора. Снова отказ. Просился на Север, «потому что там всегда трудно». И был отправлен на военно-воздушную базу Северного флота в Мурманской области.
Так городская девушка Валя оказалась в избе с коптящей печкой, в суровых условиях Заполярья. А Гагарину нравились трудности, и он гордился женой, которая их мужественно переносила: «Валя научилась распознавать в воздухе самолёты нашей эскадрильи, часами просиживала возле аэродрома, когда у нас проходили особенно сложные полёты, когда мы летали над морем. Гул пикирующих самолётов создавал обстановку боя, тревожил женщин. Длинной полярной ночью мы с Валей часто любовались трепетным северным сиянием… А в середине апреля я отвёз Валю в родильный дом ближайшего к нашему гарнизону городка. Мне хотелось, чтобы родилась девочка».
И снова она выполнила его желание – подарила дочку Леночку.
Где пропадает муж
«Хочешь испытать новейшую технику?» – такой вопрос задал Юре Гагарину приехавший однажды в Мурманск главнокомандующий ВВС Константин Вершинин. Он знал, что весёлый курносый лопоухий парень согласится.
С этого дня для Валентины началась жизнь в полной неопределённости. Чувствовала, что муж уезжает не в обычные командировки, но надоедать с вопросами не смела. А он не имел права рассказывать, где пропадает: «Меня мучила совесть: ведь мы ничего не скрывали друг от друга. Вечерами, когда встречались дома, она нет-нет да и поглядывала на меня каким-то странным, вопрошающим взглядом, словно догадывалась, что творится у меня на душе.
– Уж не заболел ли ты, Юра?
Я был болен болезнью, которой нет названия в медицине, – тяга в космос продолжала мучить меня. Но я знал – от этой болезни ни один врач не смог бы меня исцелить».
Спонтанный переезд в Москву она точно предчувствовала. Была к нему готова. Звёздный городок тогда ещё не построили, семья Гагариных поселилась в посёлке Чкаловском рядом с аэродромом в общежитии казарменного типа. «По утрам приходил автобус и увозил ребят. Мы, жёны, знали только, что они едут в научные учреждения», – будет потом вспоминать Валентина Ивановна.
В марте 1961 года у Юрия и Валентины родилась вторая дочь, Галочка. А спустя месяц жизнь этой семьи снова изменилась кардинально. Полёт в космос, слава, ответственность и усугубившаяся «болезнь» Юрия.
Всем казалось, что его нужно беречь как сокровище, но он рвался в небо. «Крылья растут от летания!» – восклицал Гагарин. Жизнерадостный, молодой, одной своей улыбкой спасающий от уныния, он погиб, выполняя тренировочный полёт весной 1968-го.
Прощальное письмо
В те дни Валентина лежала в больнице, перенеся плановую операцию. За день до трагедии муж навестил её. На следующий день должен был приехать снова. Но не приехал. К ней приходили с соболезнованиями, а она, вернувшись домой, готовила его любимые блюда и ждала к ужину. Не верила в его смерть, даже когда товарищи вручили его прощальное письмо, которое он написал семь лет назад перед стартом космического корабля «Восток-1».
«Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка!.. Через день я должен стартовать… Если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя… Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества – коммунизма. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать… Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы… До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом, ваш папа и Юра».
…Дочек она воспитала, как он хотел. Старшая, Елена, – человек известный, многолетний генеральный директор музея-заповедника «Московский Кремль», мастер своего дела. Галина Гагарина – профессор, завкафедрой экономического университета имени Плеханова.
Гордость семьи Гагариных сейчас – сын Галины, как две капли воды похожий на деда и названный в честь него. Юрий Кондратчик руководит аэропортом Хабаровска и является депутатом Законодательной думы Хабаровского края. Его сын, семилетний хоккеист Лёнька, тоже сверкает гагаринской улыбкой. И по характеру, говорят, в прадеда пошёл.
Мечты мужа Валя исполнила. И детей достойных вырастила, и с внуками нянчилась, и правнука успела увидеть. А вот что касается её самой… Овдовев в 33 года, до самой смерти она осталась верна своему Юре.
«Мама испытала огромное горе. Оно всегда с ней, такое глубокое и сильное, что говорить об этом просто невозможно», – объясняла её дочь Галина. «Говорить не могла», «замкнулась», «затаилась», «закрылась от мира» – коллеги Валентины Ивановны по работе в лаборатории Медицинского управления Центра управления полётами считают, что очень сильно такому состоянию поспособствовали лихие девяностые, в которые память о её великом муже пытались опорочить, уничтожить, извратить.
«Я одна»
Одно из лучших военно-учебных заведений страны, лётное училище в Оренбурге, в клубе которого они познакомились, расформировали. В Саратове уничтожили общежитие и главный учебный корпус индустриального техникума, где жил и учился Гагарин. Ели, посаженные на месте приземления «Востока-1», спилили. Дом родителей Гагарина в Смоленской области снесли за одну ночь. Памятник на месте его гибели вандалы оскверняли многократно. А власти за бесценок на слом продали индийской фирме научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» вместе с музеем первого космонавта.
«Полёт Гагарина в космос – космическая ложь» – эту растиражированную ещё в 60-х годах западной прессой утку подхватили СМИ ельцинской России. «Разоблачению мифа о Гагарине» посвящены статьи, книги, фильмы. «Юра Гагарин не летал в космос!» «Гагарин страдал наркоманией!» Писали, что он был бабником, алкоголиком, хулиганом…
И каково было Валентине Ивановне читать заметки о том, что её супруг разбился, потому что был пьян! Она даже пожаловаться никому не могла – за осквернение советской истории и её героев тогда давали награды.
«Тихо в квартире. Я одна. Я чего-то жду. И хотя знаю, что он никогда больше не перешагнёт порога и не принесёт с собой успокоения и задора, жду чуда… Гагарин и смерть несовместимы. Он был и есть – жизнь…»
11 лет она прожила с ним, а затем более полувека – одна. В квартире дома номер два в Звёздном городке. Хотя они получили её всего за месяц до его гибели, в ней всё напоминало о Гагарине. Он в ней незримо присутствовал. Ведь обещала же она ему: «Всегда вместе».
Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Опубликовано в №12, март 2025 года
Свежие комментарии