На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Элеонора Коган
    Просто мужики нахалф и себялюбцы. Игорь типичный халявщик дома. А жену-то он хоть любит?«Мыть посуду – не...
  • Владимир Розов
    Раньше это называлось "родители воспитали свинью", за собой не убирает. Значит и родители у мужика такие же свиньи. Л...«Мыть посуду – не...
  • Олег
    А " голова болит" -не вариант?«Мыть посуду – не...

Заикание у ребёнка: что это такое, почему возникает и как его побороть

Ребёнок набирает в грудь воздуха и торопится рассказать важные новости, но вместо плавной речи наружу вырываются дёрганые, скомканные слова. Рассказчик запинается и начинает «прыгать» на одном слоге, не в силах его преодолеть. Заикание всегда появляется неожиданно. Иногда оно ярко выражено, иногда проявляется смазанно, но это всегда проблема, которую нельзя не заметить.

Откуда берётся заикание и как помочь ребёнку избавиться от него, «Рамблеру» рассказала учитель-логопед. Что такое заикание Заикание — одна из самых распространённых речевых проблем в мире. По данным Международной ассоциации заикающихся людей (ISA), от заикания страдает около 7,77 миллиона людей по всему земному шару. «Заикание — это нарушение речи, которое препятствует нормальной коммуникации ребёнка с другими людьми. Оно проявляется в судорожных запинках при общении с окружающими, при чтении вслух, а в тяжёлых случаях — при любой попытке заговорить». Ольга Преснова учитель-логопед, кандидат педагогических наук, специалист Городского психолого-педагогического центра столичного Департамента образования и науки С возрастом нарастают психологические проблемы. У детей возникает страх перед собственной речевой активностью — логофобия. В голове постоянно крутится мысль о сложностях с речью, которые, по мнению заикающегося подростка или взрослого, являются первопричиной всех жизненных проблем. Это называют фиксированностью на речевом нарушении. С проблемой заикания люди сталкивались во все времена. Первые упоминания об этом встречаются в трудах древнегреческого историка Геродота. В V веке до нашей эры он описывал сложную для понимания речь царя Батта.
«Говорит быстро, невнятно, спотыкается, недоговаривает окончания слов», — отмечал Геродот. Впоследствии в риторике даже появился специальный термин «баттаризм», обозначающий рваную, лишённую плавности речь. Также достоверно известно, что великий древнегреческий оратор Демосфен, живший в IV веке до н. э., в детстве страдал от косноязычия, заикания и невнятности речи. С помощью упорных занятий он исправил свою артикуляцию и со временем вошёл в список 10 лучших ораторов Древней Греции. Среди знаменитых личностей ХХ века, мучившихся от заикания и победивших его, — король Великобритании Георг VI, актриса Фаина Раневская, Мэрилин Монро, Элвис Пресли и Сильвестр Сталлоне. Все они нивелировали речевой дефект с помощью пения, театральных кружков, специальных логопедических упражнений. window.yaContextCb.push (()=> { Ya.adfoxCode.create ({ ownerId: 11645720, containerId: 'adfox_175191633311772254', params: { pp: 'g', ps: 'iorl', p2: 'jnlo', puid1: '', puid2: '' } }) }) window.yaContextCb.push (()=> { Ya.adfoxCode.create ({ ownerId: 11645720, containerId: 'adfox_175191639497112254', params: { pp: 'g', ps: 'iorl', p2: 'jnlp', puid1: '', puid2: '' } }) }) Откуда берётся заикание У мальчиков заикание возникает в 3–4 раза чаще, чем у девочек. При этом Ольга Преснова обращает внимание, что взгляды учёных на причины возникновения заикания не тождественны. Однако во всех источниках выделяют предрасполагающие и провоцирующие заикание факторы. Среди причин возникновения заикания:возрастные особенности: чаще всего заикание возникает в дошкольном возрасте; поражение центральной нервной системы (ЦНС); наследственность: у детей заикающихся родителей вероятность возникновения заикания, по различным источникам, — 20–35%. Ольга Преснова: «Провоцирующие факторы, с которых начинается заикание, можно разделить на две большие группы. Они и определяют форму заикания: невротическую или неврозоподобную». Невротическая форма Началом невротической формы заикания служит психотравма. Это может быть как острая психотравмирующая ситуация — испуг, сильное эмоциональное потрясение, — так и хронический стресс. Например, сложные взаимоотношения в семье, в детском саду, в коллективе сверстников. Ольга Преснова: «Нервная система таких детей отличаются повышенной ранимостью. Они плохо спят, очень впечатлительны, тревожны, эмоционально возбудимы. Заикание может возникнуть в возрасте с 2 до 6 лет». Неврозоподобное заикание Эта форма заикания, как правило, возникает в возрасте 3–4 лет на фоне выявленных или скрытых нарушений деятельности головного мозга. Она развивается постепенно — по мере того, как формируется речь и увеличивается нагрузка на центральную нервную систему. Как отмечает Ольга Преснова, при этой форме выраженность заикания зависит от состояния ребёнка, его физического и психического переутомления. Запинки в речи детей носят судорожный характер. Как правило, возникают на согласных звуках «п», «б», «к», «г», «т», «д» или других согласных. Ребёнок не может преодолеть сложный звук: «т» — долгая судорога — «апки» (тапки). Или «застревает» на звуке или слоге, повторяя его много раз («т-т-тапки» или «та-та-тапки»). О чём важно помнить родителям школьников В школьном возрасте впервые заикание возникает значительно реже, отмечает учитель-логопед. Как правило, у младших школьников на дошкольной ступени уже имелся опыт возникновения запинок. Но он мог пройти незамеченным. Например, ребёнок понервничал, появились запинки, которые без какого-либо вмешательства сами исчезли. Или заикание возникло, но было устранено после работы со специалистами — неврологом, логопедом, психологом. Ольга Преснова: «Начало обучения в школе — это эмоциональный стресс для всех детей. Идёт адаптация к новым условиям — незнакомое помещение, педагог, детский коллектив, — новым требованиям — большой объём информации, которую нужно проанализировать, запомнить, систематизировать, — и новой социальной роли ученика. В этот период многократно возрастает нагрузка на нервную систему, активно формируются произвольные процессы». Школьнику нужно слушать и запоминать то, что требуется, а не только то, что интересно. На другой этап переходит развитие речи и мышления. Как отмечает эксперт, у таких детей всю жизнь сохраняется низкий уровень адаптивных возможностей ЦНС. Достаточно любой психотравмирующей ситуации, любого физического недомогания или чрезмерной усталости, чтобы в речи ребёнка, имеющего предрасполагающие факторы к возникновению заикания, появились запинки. Как помочь ребёнку избавиться от заикания Ольга Преснова обращает внимание: детей, у которых уже случались проблемы с речью, нужно готовить к школе более тщательно, чтобы избежать возникновения или рецидива заикания. Полезные советы:Желательно, чтобы ребёнок заранее познакомился со школой, классом и учителем. Посещение занятий по подготовке к школе в будущей образовательной организации поможет легче справиться с переходом с дошкольной ступени на школьную. Родителям следует пообщаться с учителем, школьными логопедом и психологом. Педагогам стоит запомнить, что такого первоклассника не стоит спрашивать первым, не стоит настаивать, если ребёнок молчит или не хочет отвечать, необходимо отпускать в туалет по первому требованию. В общении нельзя применять авторитарный стиль, повышать голос. Учителю нужно поощрять активность ребёнка, хвалить за удачные ответы и подбадривать в случае ошибок. Но если у младшего школьника заикание всё же возникло, что необходимо сделать родителям? В первую очередь Ольга Преснова рекомендует родителям оставаться спокойными. Не стоит усугублять испуг ребёнка своими страхами и отчаянием. Второй важный совет: никакой самодеятельности. Ольга Преснова: «Необходимо как можно скорее оказаться на приёме у логопеда, психолога и невролога. Под руководством специалистов будет разработана схема преодоления заикания, которую нужно чётко выполнять». Инструменты борьбы с заиканием Обычно работа логопеда начинается с введения «режима молчания». В этот период происходит разгрузка нервной системы, создаются условия, чтобы не закрепилась привычка «говорить неправильно». Психолог проработает причину, спровоцировавшую заикание, а невролог при необходимости назначит лекарственную терапию. Далее логопед расскажет, а главное, покажет, как работать над диафрагмальным дыханием, релаксацией и умением управлять мышечным тонусом. Ольга Преснова: «Самостоятельно подбирать упражнения из интернета в такой ситуации не рекомендуется. Здесь важна техника выполнения упражнений. Это позволит избежать гипервентиляции лёгких и введения неправильных речевых установок». На следующем этапе ребёнка научат координировать дыхание, движение и речь. Используются логоритмические упражнения под счёт, танцевальные движения под музыку в заданном темпе и ритме. В процессе занятий отрабатываются различные формы речи: ребёнок повторяет слова и фразы вместе с логопедом, за логопедом, учится отвечать на вопросы, в конце — диалог и собственное монологическое высказывание. Чтобы эффективно бороться с проблемой, Ольга Преснова рекомендует:Создайте в семье комфортный микроклимат. Ребёнок должен соблюдать режима дня, это одно из важных условий, позволяющих выдержать школьную нагрузку. Любые конфликты стоит разрешать без присутствия детей. Дома разговаривайте спокойно, не повышая голоса, не предъявляя к ребёнку завышенных требований. Когда ребёнок торопится, останавливайте его, просите не торопиться, напоминайте о вдохе перед речью, не реагируйте эмоционально на запинки. Родителям можно записаться вместе с ребёнком в кружок, где работают в детско-родительских группах. Для снятия напряжения, эмоциональной застенчивости подойдёт кружок актёрского мастерства, где основное внимание уделяется мимике и пантомимике и только потом речи. Для выработки диафрагмального и речевого дыхания, для профилактики рецидивов рекомендуются вокальные упражнения (пропевание гласных или слогов) и пение медленных лирических песен. Пойте вместе с ребёнком в кружке, дома, на прогулке в лесу. Закрепляйте все навыки ребёнка, полученные на логопедических занятиях, в домашней обстановке. Проводите с сыном или дочерью как можно больше времени, разговаривайте на интересующие их темы. Главное Заикание у ребёнка может быть ярко выраженным или проявляться смазанно, но это всегда проблема. Родителям заикающегося ребёнка не стоит усугублять испуг малыша своими страхами и отчаянием. В этом случае не должно быть никакой самодеятельности. Необходимо как можно скорее оказаться на приёме у логопеда, психолога и невролога. Под руководством специалистов будет разработана схема преодоления заикания, которой нужно будет чётко следовать. Не лень, а сигнал: как разглядеть за бездельем подростка выгорание и депрессию

 

Ссылка на первоисточник
наверх