На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    А  как  умные  люди  востока  Германии могут  жить рядом  с нацистской  плесенью бывшей  ФРГ? Как  и я  , к примеру, ...Почему Восточная ...
  • Юрий С
    Печально однако...Почему Восточная ...
  • Анна Чапля (Шевченко)
    Даша молодец, потому что твердо говорит маме нет на все ее "идеи".«Ты эгоистка, не ...

Как будут спасать астронавтов, застрявших на МКС

Как будут спасать
Космические робинзоны
Всё начиналось прекрасно. 5 июня 2024 года космический корабль «Старлайнер», разработанный компанией «Боинг», отправился на Международную космическую станцию. Пассажирами корабля стали американцы – 61-летний Барри Уилмор и 59-летняя Сунита Уильямс.
Предполагалось, что на орбите два инженера НАСА пробудут максимум девять дней и вернутся 13–14 июня. Но уже на подлёте к станции у «Старлайнера» начались проблемы. При сближении с МКС у корабля отказали пять из 28 манёвренных двигателей. Экипажу всё же удалось пристыковаться к станции, но анализ ситуации экспертами с Земли показал – никаких гарантий благополучного возвращения экипажа нет. Риск слишком велик.
Сначала сроки возвращения экипажа отложили на неделю. Потом на две. Потом заговорили о вылете в конце июля. Всё это время специалисты НАСА пытались обнаружить причину сбоя работы двигателей, понять, вероятны ли такие же проблемы при спуске, и по возможности исправить их.
Земные службы НАСА работали на всю катушку. Были проведены испытания на полигоне. Вроде бы причину неполадок удалось установить. Оказалось, что в деталях двигателей вспучилось тефлоновое покрытие, что стало причиной перекрытия клапана подачи окислителя. Это, конечно, здорово, но стало понятно, что устранить проблему в космосе не получится.
Наконец, 24 августа директор Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства Билл Нельсон уже официально заявил, что астронавты вернутся на Землю только в феврале 2025 года. Спасательной операцией займётся уже не «Боинг», а компания «Спейс Икс», принадлежащая Илону Маску.
В истории космических полётов такие ситуации уже возникали. Не далее как в 2022 году запертыми на МКС оказались трое – россияне Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин и астронавт НАСА Франсиско Рубио. Корабль «Союз-МС-22», на котором они прилетели, оказался повреждён космическим мусором, получил нарушение системы охлаждения, да так, что из пробоины бил фонтан технической жидкости. Обратный полёт на этом корабле был смертельно опасен – температура внутри могла подняться до критических значений.
Но «Роскосмос» быстро нашёл выход. Срочно было изменено расписание полётов и подготовлен корабль-спасатель «Союз МС-23». Он отправился на МКС всего через два месяца после аварии. Повреждённый корабль вернули на Землю в беспилотном режиме. А главное, чем руководствовались специалисты «Роскосмоса», – безопасность экипажа. Задача спасения людей была блестяще решена.

Господин дракон задерживается
Сейчас перед нами разворачивается аналогичная ситуация. Однако у американцев всё развивается по несколько другому сценарию.
Странным образом при наличии целых двух компаний, обеспечивающих полёты частных кораблей на МКС, НАСА не имеет в запасе корабля-спасателя! «Боинг» готовил к полёту свой единственный «Старлайнер» четыре года. Второго корабля такого типа просто не существует.
В сентябре после долгих раздумий решено было возвращать его с орбиты в беспилотном режиме. Так что двум уже немолодым астронавтам пришлось остаться на МКС вообще без корабля и ждать прибытия следующего американского космического экипажа.
Эта новая миссия в составе четырёх человек должна была отправиться в космос на корабле «Крю Дрэгон», разработанном компанией Илона Маска, в феврале 2025 года. Капсуле следовало пристыковаться к МКС всего на несколько дней, после чего двоих застрявших бедолаг предполагалось тут же вернуть на Землю. Для этого экипаж «Дрэгона», который состоял из четырёх человек, сократили до двух и таким образом освободили в корабле два места. Но даже это, казалось бы, здравое решение не решало проблему полностью.
Дело в том, что обычно космонавты возвращаются на Землю именно на том корабле, на котором прилетели. Всё упирается в размер скафандра и ложемента, то есть личного кресла космонавта. И то, и другое изготавливается строго под личные параметры каждого астронавта. Малейшие отклонения в размерах могут привести к тяжёлым травмам при возвращении на Землю, когда спускаемый аппарат касается земной поверхности.
Важную роль играет и вес космонавта. Если человек поправился или похудел за время пребывания на орбите, ему придётся вернуться к своему исходному весу – в противном случае опять-таки возможны травмы при спуске на Землю.
Ситуации, когда космонавты улетают домой на другом корабле, крайне редки и очень опасны. Но сейчас Уилмора и Уильямс ожидает именно этот случай.
Так или иначе, но выход вроде бы был найден. Впрочем, и с новой капсулой от Илона Маска в НАСА начались проблемы, суть которых пока ещё не донесена до широкой публики. Так или иначе, но в минувшем декабре тамошние специалисты заявили, что им требуется больше времени на подготовку «Крю Дрэгон» к полёту.
В результате возвращение застрявших в космосе американцев снова отложено – теперь уже на март 2025 года.

Эффект Андрияна Николаева
Видимо, чтобы успокоить паникующих астронавтов, в НАСА глубокомысленно заметили, что полёты в космос всегда опасны и пилоты должны понимать, на что идут. Нетрудно представить, сколько «ласковых» слов услышали в свой адрес деятели НАСА от застрявших на МКС астронавтов.
Ситуация действительно очень серьёзная, если не сказать больше – крайне опасная для Уилмора и Уильямс. Сидеть месяцами на космической станции и даже не знать, когда сможешь вернуться обратно, – так себе удовольствие.
Проблема в том, что подготовка к длительному пребыванию в космосе разительно отличается от подготовки к краткосрочному полёту. Вообще-то Уилмор и Уильямс как ветераны отряда астронавтов НАСА имеют опыт долгого нахождения на орбите: Барри до нынешней миссии совершил два полёта общей продолжительностью полгода, а Сунита за две орбитальные экспедиции налетала более 320 суток. Но в данном случае их готовили всего к восьми дням пребывания в космосе.
Столь длительное непредвиденное зависание на станции уже и так дорого обошлось 59-летней Суните. В ноябре прошлого года издание «Нью-Йорк Пост» с тревогой сообщило, что космические медики борются с резкой потерей веса Уильямс. При этом официальная позиция НАСА вообще не меняется все минувшие семь месяцев – по их словам, всё нормально, никаких проблем со здоровьем ни у кого нет. Однако газета привела слова неназванного источника, который утверждал: «Килограммы ушли с неё (Суниты), и теперь она кожа и кости. Так что сейчас приоритетная задача – помочь ей стабилизировать потерю веса и, надеюсь, обратить процесс вспять».
Проблема с резкой потерей веса и ухудшением самочувствия астронавтов на орбите не нова для космической медицины. В 1970 году советский космонавт Андриян Николаев за 17 суток пребывания в космосе потерял 30 процентов мышечной массы, его сердце за это время уменьшилось на 12 процентов, изменился состав крови, а костная ткань стала рыхлой. Такое резкое ухудшение физического состояния на орбите получило название «эффект Николаева».
С ним худо-бедно научились справляться специальными восстанавливающими упражнениями, которыми космонавты занимаются на станции. Но вообще-то резкое снижение веса у космонавта – это чрезвычайная ситуация. Решение о готовности человека переносить длительные космические нагрузки всегда принимается на Земле. Малейшие подозрения – и человек никуда не летит.
Но теперь уже надо действовать по обстоятельствам и спасать несчастную Суниту на месте.

Мы постоянно говорим о них гадости
Понятно, что моральное состояние двух заброшенных американцев тоже оставляет желать лучшего. Все понимают, что НАСА специально для публики демонстрирует оптимизм, но на самом деле нет никакой ясности с возвращением астронавтов на Землю. Заявления НАСА противоречивы и создают впечатление того, что чёткая программа отсутствует и сами специалисты не знают, что делать.
Положение застрявших в космосе астронавтов серьёзно усугубляется ещё и тем, что космическая проблема сопровождается вполне земным скандалом.
В программе развития частных экипажей НАСА имеется два конкурирующих участника – компания «Боинг» и «Спейс Икс» Илона Маска. При этом капсулы и корабли Маска используются постоянно и уже доказали свою надёжность. А вот злополучный проект «Старлайнер» для компании «Боинг» с самого начала представлял огромную проблему. С одной стороны, это визитная карточка «Боинга», которая должна была утереть нос главному конкуренту, Илону Маску. С другой стороны, создание капсулы шло тяжело и сопровождалось многочисленными ошибками и недоделками.
На фоне колоссальных трудностей «Боинга» на рынке, связанных с недостатками их самолётов, постоянными авариями по причинам технических накладок при конструировании и сборке, ставка на создание космической капсулы должна была серьёзно поднять авторитет компании. Но всё пошло не по плану.
Капсула «Старлайнер» строилась на деньги американских налогоплательщиков и обошлась бюджету США в 4 миллиарда долларов. После обнародования этой суммы «Боингу» было уже не избежать обвинений. Все ошибки последних лет стали предметом общественного обсуждения. Поэтому, когда уже на стадии непосредственной подготовки к полёту на МКС «Старлайнер» стал страдать от хронических утечек гелия и перебоев в работе двигателей, публика начала пристально следить за происходящим.
Капсулу строили аж четыре года. Между тем проблемы у неё наблюдались даже в день старта. По счастью, запуск прошёл благополучно. Но всё, что последовало в дальнейшем, не только не подняло престиж «Боинга», но и поставило компанию в унизительную зависимость от конкурента. Когда стало понятно, что «Старлайнер» не в состоянии благополучно доставить космонавтов на Землю, в интернете один из комментаторов написал: «Их должен спасти «Спейс Икс». Другой добавил: «Илону придётся их доставлять обратно, не так ли?»
Проект «Старлайнер», создававшийся с целью репутационного прорыва, обернулся для «Боинга» колоссальным провалом.
Разумеется, американская пресса лишь подогревала интерес к скандалу, вынося весь накопившийся мусор из избы «Боинга». На глазах любопытных американцев разворачивалась классическая трагедия конкурентного рынка.
«В последнее время мы находимся под пристальным вниманием. Это сделало ситуацию в сто раз хуже, – сообщил «Нью-Йорк Пост» один из сотрудников «Боинга», пожелавший остаться неизвестным. «Мы ненавидим «Спейс Икс», – с горечью поведал он. – Мы постоянно говорим о них гадости, а теперь они нас выручают».
Понятно, что вернуть так позорно утраченные позиции «Боингу» сейчас будет сложно.

Единственный план «Б»
Но нельзя забывать, что пока на Земле разворачиваются эти драмы в стиле марксистского проклятия капитализму, на орбите ждут возвращения домой два живых человека. Как мы говорили, у Уилмора и Уильямс есть опыт долгого пребывания в космосе. Но вообще-то космические агентства предпочитают отправлять экипажи на МКС не более чем на полгода. Всё прочее считается экстраординарным событием и требует особого режима подготовки и сопровождения.
Поэтому девять месяцев в космосе без подготовки и внятных перспектив обоим уже далеко не молодым астронавтам обходятся очень дорого. Сложно представить себе их моральное самочувствие. А между тем НАСА продолжает делать хорошую мину при плохой игре и хладнокровно сообщает о новых отсрочках возвращения Уилмора и Уильямс на Землю, отрицая наличие любых проблем как со здоровьем космонавтов, так и с капсулами.
Кстати, во всей этой истории существует и ещё одна немаловажная деталь. Космонавтам на орбите надо что-то есть, что-то пить и чем-то дышать. Понятно, что запас всего этого, отправившийся вместе Уилмором и Уильямс на МКС, был рассчитан на пресловутые 8–10 дней.
Разумеется, на МКС существует некий запас всего необходимого для жизнеобеспечения космонавтов, но он тоже не бесконечен. Сложнее всего в космосе обстоит дело с водой. Именно вода, которую разлагает на кислород и водород специальный аппарат российского производства, является поставщиком дыхательной смеси для людей на борту станции.
Но с этим вопросом в НАСА, слава богу, справились. Программу полётов грузовых кораблей к МКС удалось скорректировать, так что без еды, воды и кислорода астронавты точно не погибнут. Эта утешительная новость обошлась американским налогоплательщикам в 125 миллионов долларов. А общий убыток программы «Старлайнер» составил на круг 1,6 миллиардов долларов.
Однако самое интересное в этой ситуации состоит в том, что НАСА вовсе не обязательно мучиться и городить такой сложный огород с кораблями-спасателями. Достаточно просто обратиться к «Роскосмосу» и попросить о помощи. Такое уже бывало, и российская сторона никогда не отказывала. Илон Маск, компания которого будет заниматься спасательной операцией, ещё летом прошлого года честно писал об этом: «Россия – единственный другой вариант».
Вот только непонятно, с каким лицом НАСА, полностью поддерживающее антироссийские санкции, будет обращаться с такой просьбой к своему геополитическому противнику. Да и России в данной ситуации навязывать свою помощь как-то не к лицу. Ведь для этого надо полностью пересматривать годами согласовываемую и выверенную до минут программу полётов.
Получается, что бедные американские астронавты невольно оказались заложниками политики собственной страны. Что, разумеется, не отменяет нашего глубокого сочувствия их положению.
Ольга АНДРЕЕВА
Ссылка на первоисточник
наверх