На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Элеонора Коган
    Чушь какая-то.Как завистливые п...
  • Владимир Соколов
    явно автор пи.. врет))или с дуру баба себе половину долгов повесила? 😂Как завистливые п...
  • Владимир Соколов
    а у многих ли мужей есть возможность воспитывать детей?))Говорите, женское...

Что такое парадоксальное воспитание?

«Три несчастья есть у человека — старость, смерть и плохие дети. Старость неотвратима, смерть неумолима — перед ними никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно и нужно уберечь, как от огня». Этим высказыванием В. А. Сухомлинского из года в год открывала родительские собрания Нина Павловна, учительница, у которой учились мои дети.

Собрания эти были событием для каждой семьи. Мамы и папы шли вместе. Домашние дела откладывались на потом. Явка всегда была стопроцентной.

У нашей «Н.П.» было железное правило, от которого она ни разу не отступила, — хорошее о детях говорится громко и прилюдно, плохое — тихо и наедине. Понятно, почему родители шли на эти собрания. Кому же не хочется услышать добрые слова о своём чаде?

В области воспитания подростков у нашей Нины Павловны был богатый опыт. Она работала со старшеклассниками. Выпускала десятый класс, и ей тут же «подбрасывали» очередной трудный девятый.

«Подростковый возраст — возраст трудный, возраст критический, — говорила Н.П. — Быть молодым — трудно. Отрочество — всегда поиски правды о любви и смерти. Это постоянное беспокойство: „Вдруг я не такой, как все?“ и ужас: „Вдруг я такой, как все?“ В этом возрасте человек очень раним. И он маскирует это суровостью, цинизмом. Жестокая юность жестока к себе и к другим».

А теперь — стоп! Хватит пугаться самим и пугать друг друга. Зачастую умные родители сами находят выход из сложных ситуаций, если они возникают в общении с подростками. Ведь у каждого из нас есть свои знания и свой жизненный опыт. Ну, а если не получается, мы просим совета у других.

Но справочников по воспитанию подростков не существует. И непонятно, какое поможет пособие, если после очередного скандала твоя любимая дочь захлопывает дверь своей комнаты со слезами и криком: «Вы никогда меня не поймёте!»

Именно с ответами на эти сложные вопросы мы возвращались с родительских собраний у Нины Павловны. На этих собраниях мы откровенно обсуждали конкретные жизненные ситуации, пытались найти возможные способы решения конфликтов с подростками. Причём способы небанальные, которые чаще всего и оказывались самыми успешными. Н.П. называла это парадоксальным воспитанием. Конечно, это — не научный термин, но для «внутреннего пользования» мы, родители, его активно применяли.

«Самое главное — не захлопнуть окно общения с детьми, — говорила Н.П. — Если есть общение, есть и возможность влияния. А для этого все способы хороши».

Мне особенно запомнился случай, рассказанный на родительском собрании одной уважаемой дамой, мамой троих детей. Она достойно разрешила назревающий конфликт благодаря тому, что сумела установить с сыном доверительное общение.

Однажды подошёл к ней сын-подросток и попросил денег, немного, но сейчас и срочно. «На что?» — поинтересовалась она. Сын совершенно искренне ответил: «Купить бутылку водки».

Мальчик объяснил, что у его друга случилась беда — его бросила подружка. Теперь парень очень расстроен, переживает, и вот трое лучших друзей решили поддержать его: посидеть где-нибудь, выпить, поговорить, короче, утешить беднягу.

Мама, естественно, пришла в ужас, представив себе, как подростки, включая её собственного сына, где-то в подворотне или в чужом подъезде распивают дешёвую водку. Деньги она дать отказалась, но предложила, чтобы вся компания часа через три пришла к ним домой. За это время мать быстро соорудила пару салатов, сделала котлеты и нажарила огромную сковороду картошки. Потом накрыла стол, выставила бутылку дорогого вина, бутылку хорошей качественной водки и объявила явившимся ребятам, что квартира в их распоряжении. А сама ушла к подруге.

Когда она вернулась, дома было чисто и тихо, водка осталась нетронутой, вино наполовину выпито. Зато вся еда была съедена без остатка. Сын подошёл, обнял её и сказал: «Ты знаешь, ма, парни сказали, что завидуют тому, какая у меня классная мать».

Сейчас этому мальчику уже далеко за двадцать. Он отслужил в армии, учится и работает, а все его друзья по-прежнему любят собираться на посиделки у него дома.

Делаем вывод: при подобных нестандартных ситуациях не стоит идти на поводу первых реакций, хотя, на первый взгляд, они кажутся самыми естественными. Ты у меня просишь денег на водку?! Паршивец, ещё молоко на губах не обсохло! И так далее в том же духе.

Но, хотя это и нелегко, попробуйте взять минутный тайм-аут. Справьтесь с волнением, чуть-чуть поразмыслите, и обязательно вам в голову придёт решение, которое устроит и вас, и ребёнка.

Чтобы воспитать хороших детей, нужны изрядные душевные усилия. Но только зная, как и куда прикладывать эти усилия, мы сможем уберечь свой дом от плохих детей и от горьких разочарований.

Если хорошенько подумать, каждый из нас наверняка припомнит случаи из своей жизни, которые остались в памяти. Ну так давайте, дорогие папы и мамы, делиться этим бесценным опытом, потому что он — для блага наших детей. А значит, для нашего блага.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх